Что такое социальные ценности и нормы?
Понятие «ценность» употребляется в различных значени& ях. В частности, ценность рассматривается как предмет, приносящий какую&либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего&либо вообще для человека, социальной группы, общества.
Эти понимания (или подходы) отражают ту или иную сторону ценностей, и их нужно рассматривать не как взаи& моисключающие, а как взаимодополняющие характеристи& ку ценностей.
В самом общем смысле ценность означает положитель[ ную или отрицательную значимость какого[либо объекта (природног о и культурного предмета, явления, идеи, поступ[ ка) для субъекта (человека, группы, общества).
Существуют разные способы классификации ценностей. Так, выделяют высшие, или абсолютные, ценности (их час& то называют ценности&цели); говорят о положительных и отрицательных ценностях; разделяют их на материальные и духовные и т. д. Вместе с тем подчеркивается, что все цен&
|
йости находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют це& лостный внутренний мир человека—«пирамиду ценнос& тей».
Ни одно общество, ни один человек не может жить без ценностей. При этом, безусловно, у разных людей и обще& ственных систем ценности различны. Скажем, традиционное и информационное общества отличаются друг от друга, прежде всего, своими духовными ценностями. Однако суще& ствует и сходство ценностей, ибо все мы — люди, чем бы ни занимались и где бы ни жили.
«Являясь лицом и притязая на безусловное нравствен& }
{ ное значение, я должен и в других лицах признать та& j
! кую же безусловную ценность». {
• П. И. Новгородцев (1866—1924), русский правовед j
Задайте себе простой вопрос: кому хочется быть больным и бедным, неполноценным, одиноким, уродливым и т. д.? И вы почувствуете реальную возможность сближения ценнос& тей. Индивидуальные различия состоят в том, какие ценно& сти являются доминирующими для данного конкретного лица. Для кого&то важно, прежде всего, материальное бла& гополучие любой ценой. Он готов, как говорится, «продать себя подороже», например жениться по расчету. А для дру& гого высшая ценность — любовь, и он не поступится этим чувством.
При всем многообразии есть целый ряд ценностей, одоб& ряемых и разделяемых большинством людей. Речь идет, как вы поняли, об общечеловеческих ценностях. Они представ& ляют собой набор самых общих требований к поведению че& ловека, принадлежащего любой культуре. В науке предпри& нимались попытки сравнить высшие ценности народов мира. И оказалось, что в них больше общего, чем различий. Уверенно можно говорить о наличии единой, высшей и аб& солютной социальной ценности всех культур — человека и его жизни. Все остальные ценности служат сохранению и развитию человека. К ним в первую очередь относятся добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и т. д.
Роль этих ценностей огромна. Совпадение ценностей представляет собой основу любых социальных связей, при& дает им стабильность, прочность, устойчивость, способству& ет взаимодействию и сближению народов, культур, религий. Эти ценности нашли отражение в международных докумен& тах о правах человека.
Любая ценность по сути своей имеет социальный харак& тер. Под социальной ценностью в науке понимают компо& нент общественной жизни (социальной системы), наделен& ный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Социальной ценностью может обла&
|
дать любой объект (материальный или идеальный), если он служит неким фокусом устремлений, желаний для личнос& ти или группы, рассматривается как важное условие суще& ствования. Естественно, что ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.
Возьмем, к примеру, человека, для которого важнейшей социальной ценностью является свобода. Можно предполо& жить, что такой человек будет искать условия, в которых она возможна, и будет испытывать неудовлетворенность там, где свобода ограничена. А ее утрата для него становит& ся абсолютно неприемлемой (пусть даже она компенсирова& на другими, менее значимыми для него благами). Человек будет испытывать социальный дискомфорт.
И здесь необходимо подчеркнуть соотношение между ценностью и нормой. Ценности как социальному регулято& ру свойственна высокая степень абстрактности, умозритель& ности. Ценность — это мир внутренних устремлений, она лишь указывает на нечто желаемое. Однако между тем, что усвоено «в мыслях», в сознании, и его практическим вопло& щением существует ощутимый разрыв. Так, в случае утра& ты человеком свободы она не станет для него менее ценной. Если человек не смирится с утратой, он может совершить реальные социальные действия. А действия всегда связаны с допустимой границей, или, иначе говоря, с социальной нормой.
Из этих рассуждений можно понять, что духовное регу& лирование социальных явлений представляет собой слож& ную систему, куда, помимо ценностей, осуществляющих са& мую общую регуляцию поведения, входят еще и социальные нормы.
Понятие «норма» наука трактует довольно широко. Нор& му определяют как признанный обязательным порядок, стандарт, образец, как форму регуляции и контроля различ& ных систем — биологических, технических, а также соци& альных. Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного. Она в концентрированном виде выражает объек& тивную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.
В самом обобщенном виде нормы условно подразделяют на две большие группы — социальные и технические. Тех& нические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Отношения такого типа можно, например, выразить формулами «человек и машина», «человек и орудие труда».
Социальные нормы (или «общественные правила») всегда регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь. Эти отношения можно выразить формулой «человек и человек». И если ценность
|
дает нам самое общее, абстрактное представление о желае& мом, социальная норма достаточно жестко определяет станO дарт действия, регулирующий поведение людей в обществе независимо от индивидуальных оттенков. Благодаря соци& альной норме каждый из нас имеет возможность знать, как следует поступать в той или иной ситуации. Более того, мы вправе ожидать аналогичного поведения от других людей. Так достигается нормативная упорядоченность человеческих действий.
Итак, социальную норму можно определить как обще[ обязательное правило поведения, устанавливающее допус[ тимые границы деятельности.За таким правилом обяза& тельно стоит санкция — награда или наказание, одобрение или порицание и т. д.
Существуют различные подходы к классификации соци& альных норм. Во всяком случае, можно твердо назвать сле& дующие виды социальных норм: моральные, правовые, по& литические, религиозные, корпоративные, а также нормы обычаев, традиций, обрядов, ритуалов и т. д. Все социаль& ные нормы взаимосвязаны и составляют единую систему со& циального регулирования. Вместе с тем принято подчерки& вать особую значимость моральных и правовых норм.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ
Важнейшим понятием социологии, как известно, являет& ся социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправ& ленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.
В связи с этим встает вопрос: как тот или иной субъект (участник) социального действия (будь то человек или орга& низация) может быть включен в систему социального взаи& модействия таким образом, чтобы его поведение по отноше& нию к другим было предсказуемо, понятно, должным образом урегулировано? Невозможно же каждый раз дого& вариваться о нормах взаимосвязи. Следовательно, во всем и всегда необходим некий единый порядок (стандарт, крите& рий) поведения, который может стать своеобразным посред& ником во взаимодействии между различными людьми и бу& дет понятен всем участникам социальных отношений независимо от их статуса и характера сотрудничества.
Такие типовые стандарты поведения людей вырабатыва& лись веками на основе различных жизненных ситуаций, бес& конечного количества личных вариантов поведения. Для их создания, как отмечал известный вам французский социо& лог Э. Дюркгейм (1858—1917), множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства и длинные ряды поколений накапливали свой опыт.
|
К числу «посредников», социальных регуляторов, выра& ботанных самим обществом на протяжении истории, отно& сят, прежде всего, мораль и право.
Единая система нравственных ценностей дает людям моральные стандарты (нормы) поведения, которые скрепля& ют общество, делают возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях.
Из предшествующей части курса вы знаете, что мораль принято характеризовать как систему особых правил — мо& ральных норм. Как и положено нормам, моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (ме& ру) возможного и должного, помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию, или, как говорят философы, гармонизации, отношений между людьми, отношений человека с самим со& бой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой. Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий (моральных категорий) — добра и зла, справедливости и несправедливости. Если субъект соци& ального действия соблюдает моральные нормы, поведение оценивается как положительное. Не соблюдает — как отрица& тельное, вредное, злое. Моральный контроль при этом осу& ществляет общественное мнение и «внутренний контро& лер» — совесть. Других «контролеров» у морали нет.
В духовной жизни народа моральные нормы складыва ются стихийно или же их формулируют выдающиеся моO ралисты. Закрепляются (фиксируются) моральные нормы особым образом: или в сознании народа, переходя из поко& ления в поколение, или в религиозных учениях, или в тру& дах моралистов в виде принципов, заповедей и т. д.
Вы, конечно, замечали, что понятие «моральные нормы» нередко употребляют в более широком смысле, имея в виду как собственно нормы (относительно конкретные правила), так и принципы морали. В свете изложенных выше размы& шлений о соотношении ценностей и норм есть возможность уточнить, что принципы морали — гуманность, справедли& вость, милосердие — можно характеризовать как высшие ценности морали. Они выражают содержание морали в са& мом обобщенном виде: определяют стратегическое направле& ние наших поступков и вместе с тем служат опорой для частных правил поведения. Нормы морали — это и есть ча& стные правила, которые предписывают человеку способ дей& ствия в более определенной форме. Возьмем, например, выс& шую из моральных ценностей — человеколюбие. Она дает абстрактно&обобщенное представление о самом желан& ном — о сохранении жизни. А воплощается в действитель& ность посредством моральных норм&заповедей, направляю& щих действия людей: «не убивай», «не лги», «не воруй»,
|
«не завидуй», «не клевещи», «не сквернословь», «уважай старших», «будь терпим к чужим недостаткам», «умей про& щать» и т. д. Это и есть человеколюбие, выраженное в ви& де относительно конкретных моральных требований.
Мы отмечали выше, что норма жестко определяет стан& дарт поведения, независимо от индивидуальных особеннос& тей личности. Это значит, что социальная норма не частное индивидуальное правило поведения, а общезначимое. Каса& ется это и моральных норм.
Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: как же сделать общее правило автономной позицией лично& сти, осознанным мотивом ее поведения? Как добиться, что& бы общее правило выполнял каждый вменяемый человек? В этом состоит проблема реализации любой моральной нормы.
Дело в том, что между «должным» и «сущим» существу&
ет противоречие, которое принято выражать формулой:
«Знаю, как надо, а поступаю, как хочу». При всей своей от& носительной конкретности любая моральная норма все&таки остается стандартом, образцом, даже идеалом поведения. Иначе говоря, она в определенной мере тоже абстрактна и умозрительна.
Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь: каждому поступать моральO но. А это, как известно, требует огромных усилий, душев& ной энергии, даже мужества. Но только собственные созна& тельные действия, совершенные безо всякого подталкивания и принуждения, позволяют реализовать моральные требова& ния в бесконечном многообразии реальных жизненных си& туаций. Научиться этому помогает, во&первых, воспитание, а во&вторых, беспрерывное самовоспитание.
Правовое регулирование социальных отношений также имеет свои особенности.
Из курса права вы уже знаете о различных подходах к определению сущности права, его основных признаках, ис& точниках и системе права. В данном случае мы охарактери& зуем право с социологических позиций — как «посредника» в социальном взаимодействии субъектов.
Право формально уравнивает всех членов общества, за& ставляет нести определенные обязанности перед ним, спо& собствует сохранению основных условий существования как каждого индивида, так и общества в целом.
В общественной жизни, как вы знаете, между людьми и их многочисленными организациями складываются самые разнообразные отношения — экономические, политические, семейные, трудовые, культурные и др. Все они в цивилизо& ванном обществе определенным образом упорядочены. До& стигается это, как мы видели, с помощью социальных норм (моральных, политических, религиозных и т. д.).
|
Специфика правового регулирования социальных отно& шений состоит в том, что они (эти отношения) основывают& ся на праве, регулируются нормами права. В этом случае социальные отношения обретают новое качество, новый вид — становятся правовыми отношениями. Это означает, что государство с помощью норм права переводит те или иные социальные отношения под свое юридическое покро& вительство, придает им упорядоченность, стабильность, желаемую направленность. Оно запрещает одни действия, разрешает или запрещает другие, устанавливает ответствен& ность за нарушение своих предписаний, пресекает вредную деятельность.
При этом регулируемые отношения (экономические, по& литические, семейные и т. д.), конечно же, не утрачивают своего фактического содержания (т. е. продолжают оставать& ся экономическими, политическими, семейными и т. д.). Однако они обретают новое, дополнительное качество, ста& новятся правовыми. Возьмем, например, семейные отноше& ния. В них есть много личного, интимного в отношениях между взрослыми, взрослыми и детьми, что не может и не должно регулироваться правом. Но в жизни семьи есть и та& кие стороны, которые нуждаются в правовом регулирова& нии: сам институт брака, имущественные отношения супру& гов, права и обязанности родителей, права и обязанности детей и т. д. Урегулированные нормами права, семейные от& ношения становятся правовыми отношениями. Но это вовсе не означает, что они перестают быть семейными. То же можно сказать о всех других видах социальных отношений: становясь правоотношениями, они не утрачивают своей спе& цифики. И это понятно: нормы права только регулируют, а не создают общественных отношений. Отношения творит са& ма жизнь общества, а нормы права служат средством их ста& билизации, упорядочения.
Как вы, очевидно, уже поняли, нормы права и правовые отношения тесно взаимосвязаны. Между ними существует причинно&следственная связь. Не только нормы права воз& действуют на правовые отношения (будучи юридической ба& зой, на основе которой они возникают и развиваются), есть и обратная связь. Правовые отношения, в свою очередь, ока& зывают влияние на нормы права. Ведь именно благодаря правовым отношениям и через них реализуется на практи& ке, воплощается в жизнь государственная воля, заложенная в нормах права. Сама норма права имеет, в сущности, абст& рактное содержание. Здесь в общей, обезличенной форме да& ются лишь образцы будущих общественных отношений. Свою настоящую жизнь, т. е. воплощение в реальную дей& ствительность, абстрактные нормы права получают только тогда, когда становятся правовыми отношениями конкрет&
|
цых лиц — субъектов права. Не случайно правовые отноше& ния называют формой конкретизации абстрактного содер& жания нормы права.
Подведем итог. Правовые отношения можно определить как социальные отношения, урегулированные нормами пра& ва. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм. В этом и состоит специфика пра& вового регулирования социальных отношений. Правовые нормы непосредственно порождают правовые отношения и вместе с тем реализуются через них. Нет нормы — нет пра& вовых отношений.
И еще одна черта, которую важно отметить. Правовые отношения, как и нормы права, на базе которых они возни& кают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. И в этом также проявляется специфика правового регулирования социальных отношений.
А в заключение вернемся к вопросу о правовой культуO ре. Она является частью общей культуры. Неподготовленно& го в юридическом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Под правовой культурой понимают доO стигнутый уровень развития в правовой организации жизO ни людей. Она находит свое выражение в уровне развития правовой деятельности общества, в качестве юридических актов, в уровне правосознания и, конечно, в том, насколь& ко высока степень гарантированности государством и обще& ством прав и свобод человека.
Основа правовой культуры — правовые знания. Каждому необходимо знать хотя бы исходные положения действую& щего законодательства, и в первую очередь Конституции РФ. Без правовых знаний гражданин не сможет ни реали& зовать, ни защитить свои права. А представьте ситуацию, когда юридически неграмотными оказываются люди, зани& мающиеся законотворчеством (депутаты парламента и т. д.), работающие в судах, правовых органах, органах государст& венной власти и управления (госчиновники).
Понятие «правовая культура» всегда предполагает оцен& ку качества правовой жизни общества и сравнение его с наиболее развитыми образцами, идеалами и ценностями. К высшим ценностям современной правовой культуры отно& сятся в первую очередь правовое государство и права челоO века. Их признание, защита и реальное осуществление пред& ставляют собой высший уровень правовой культуры современного общества.
Правовая культура — понятие многоуровневое. Условно разделяют правовую культуру всего общества и правовую культуру личности. Правовая культура общества включает ряд элементов. Прежде всего, это достигнутый уровень пра& вового сознания общества. Он складывается из полноценно&
|
го законодательства, развитой правовой системы, эффектив& ного независимого правосудия. Важно также, как гаран& тированы права и свободы граждан, каково состояние закон& ности и правопорядка, насколько четко работают правоохра& нительные органы, какова юридическая грамотность населе& ния, каково его отношение к законам и т. д.
Другой важнейший элемент правовой культуры общест& ва — уровень развития правовой деятельности, которая складывается из теоретической и практической деятельнос& ти. Под теоретической имеется в виду деятельность ученых& правоведов, а также специальное юридическое образование в школах и вузах. Практическая правовая деятельность складывается из правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.
Правовая культура личности, помимо правовых знаний, включает также понимание своего правового статуса — пра& вильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и от& ветственности, норм взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем знания останутся бесполезным интеллектуаль& ным грузом, если человек не приучит себя к правовой дея& тельности, практическому применению правовых норм.
••Основныепонятия:ценности, нормы, социальные нормы,
правовые отношения.
••Термины:нормы морали, нормы права.
Проверьте себя
1) Чем отличается ценность от нормы? 2) Какова роль со& циальной нормы? 3) Как соотносятся принципы морали и нормы морали? В чем основные особенности моральной нор& мы? 4) Какую моральную проблему выражают формулой:
«Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»? 5) В чем состоит специфика правового регулирования социальных отноше& ний?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отно& шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие посту& пали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать моральной нормой? Или же это высшая моральная цен& ность?
2. На вопрос о том, что для вас является высшей ценно& стью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конеч& но, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.
3. Суть правовой культуры правоведы выражают форму& лой: «Знать — уважать — соблюдать». Раскройте ее содер& жание.
4. Как вы объясните правовой афоризм: «Жизнь пра&
ва — в правоотношениях»?
|
5. Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему.
i Сработайте с источником
Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус& ской и американской социологии — Питирима Сорокина (1889—1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз& ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана& лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40&х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич& ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.
Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра&
ва...
Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании . — Ред.) этических и правовых норм. Де& вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте& ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль& ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль& ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за& весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По& добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли& ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу — важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень& ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на& ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру& бой силы и обмана. Отсюда — современное «право сильно& го». И в этом — основная черта современного кризиса в этике и праве.
Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 500.
вопросы и задания к источнику. 1) Как оценивает автор состо& яние моральных и правовых ценностей современного ему общест& ва? 2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы? 3) Во что они превращаются в руках властной
|
вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора.
5) Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия& ние в обществе? 6) Можно ли оценки П. Сорокина применять к со& временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.