Романо-германская правовая система (семья)

К основным признакам, раскрывающим содержание этой правовой семьи, отличающим ее от других, прежде всего от англосаксонской, относятся историческое возникновение и эволюция развития; рецепция римского права; иерархия источников права и верховенство закона; судоустройство и судебные кадры и др.

Романо-германская правовая семья исторически сложилась первоначально в континентальной Европе, поэтому ее еще называют и континентальной в результате накопления многовекового технико-юридического опыта и развития специфической правовой культуры и правовых традиций.

Создание романо-германской правовой системы связано с возрождением, происходившим в Западной Европе в XII-XIII вв. Новое общество осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность. За правом вновь была признана его собственная относительно самостоятельная роль.

Основным источником идей возрождения и создания нового права являлись университеты и церковь как очаги культуры. Рецепция римского права означала:

во-первых, возрождение изучения римского права в университетах, в ходе которого осуществлялось восприятие правовых концепций, взглядов и образа мыслей школы римского права;

во-вторых, применение терминов римского права, использование принятых в нем структур и понятий (деление на частное и публичное, классификация прав на вещные и личные, понятия пользования, сервитута, давности, представительства, найма и др.).

В течение длительного времени основным источником права в романо-германской правовой системе была доктрина именно в университетах (в период XXIII-XIX вв.) были главным образом выработаны основные принципы права. И лишь с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона.

Значение доктрины проявляется в том, что именно она создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Важная роль доктрины состоит также в установлении тех методов, с помощью которых открывают право и толкуют законы. Кроме того, она оказывает влияние на самого законодателя, выражающего лишь те принципы, которые устанавливались в доктрине. Доктрина влияет на законодателя, являясь лишь косвенным источником права. Она создает в различных странах инструментарий для работы юристов.

На развитие романо-германской правовой семьи большое влияние оказала школа естественного права, которая по существу стала доктринальной основой этой системы.

Для школы естественного права характерен не отказ от римского права, а новый, более прогрессивный подход к его применению и толкованию.

Во всех странах, где действует романо-германская правовая система, существует фундаментальное деление права на публичное и частное, которое основано на том, что отношения между правящими и управляемыми требуют иной регламентации, чем отношения между частными лицами. Общий интерес и частные интересы не могут регламентироваться одними и теми же правовыми нормами и методами.

Необходимость публичного права обусловлена тем, что органы государства руководят социальным и экономическим развитием страны, устанавливают ограничение права собственности, регламентируют профессиональную деятельность, выдают разрешения и лицензии, предоставляют льготы и т.д.

Публичное право во всех странах романо-германской семьи имеет одни и те же основные отрасли: конституционное право, административное право, уголовное право, процессуальное право.

Во всех странах романо-германской семьи правовую норму понимают как общее правило поведения, имеющее более серьезное значение, чем только ее применение судьями в конкретном деле.

Для романо-германской правовой семьи характерно "писаное право". Основным источником этого права служит закон. Здесь прежде всего необходимо обращаться к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом, или к правительственным и административным актам, чтобы при помощи различных способов толкования найти решение, которое в каждом конкретном случае соответствует воле законодателя.

Романо-германская правовая система с ее принципами верховенства закона существенно отличается от англосаксонской правовой системы. Различие состоит в том, что романо-германская правовая система подходит к решению вопроса, ссылаясь на закон, тогда как англосаксонская правовая система стремится к тому же результату, основываясь, в первую очередь, на судебных решениях. Отсюда и различный подход к норме права, которая в странах романо-германской правовой системы понимается в ее законодательном и доктринальном аспектах, а в странах англосаксонской правовой системы - в аспекте судебной практики.

Изданные органами законодательной власти или административного управления нормы "писаного права", которые юристам предстоит толковать и применять для вынесения решения в каждом конкретном случае, составляют в странах романо-германской правовой системы определенную иерархическую структуру. На верхней ее ступени стоят конституции или конституционные законы.

В романо-германской правовой системе роль обычая как источника права незначительна и область его применения очень ограничена. Обычай редко признается самостоятельным источником права, он используется при отсутствии закона и не имеет значения сам по себе. Обычай важен лишь в той мере, в какой служит нахождению справедливого решения.

В странах романо-германской правовой системы судебная практика не является источником права, что подтверждается общим правилом: "Не конкретные примеры, а законы имеют юридическую силу".

Определенная иерархия источников права и главенствующая роль принципа "верховенства закона" обусловливают и такую характерную особенность романо-германской правовой семьи, как кодификация законодательства (наличие кодексов). Образцом послужила Франция с ее пятью наполеоновскими кодексами.

Таким образом, к основным особенностям романо-германской правовой семьи относятся:

- длительность исторического формирования, рецепция римского права, влияние канонического права;

- деление на публичное и частное право;

- деление права на отрасли;

- верховенство закона;

- иерархия источников "писаного права";

- кодификация законодательства;

- незначительная роль обычая как источника права;

- отсутствие прецедентного права;

- понятие нормы права как общего правила поведения, установленного государством.

§ 3. Англосаксонская правовая система (семья общего права)

Данная правовая семья является самой крупной в современном мире. Примерно одна треть населения земного шара руководствуется ее процедурами.

Своеобразие признаков данной правовой системы, отличающее ее от других правовых систем и прежде всего от романо-германской, обусловлено главным образом особенностями исторического возникновения английского права и в первую очередь условиями возникновения и развития судебных органов. Проявилось это в том, что:

- английские юристы сосредоточивали свое внимание на процессе;

- сложилась своя определенная структура права, не знающая ни рецепции римского права, ни деления на публичное и частное;

- английское право оперирует только свойственными ему понятийными правовыми категориями (своя концепция понятия правовой нормы и др.);

- сложилась и действует своеобразная система источников права, в которой судебная практика (прецеденты) стали основным источником права.

Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания, главным образом в процессе деятельности королевских судов, оно развивалось своим автономным путем.

Суды, рассматривающие частные споры, исчезли, а вместе с ними и само понятие частного права. Все тяжбы, подсудные королевской юрисдикции, рассматривались в стране как своеобразные споры публично-правового характера.

В отличие от романо-германской правовой системы английскому праву не свойственно отраслевое деление, т.е. деление на административное право, гражданское, торговое, право социального обеспечения и т.д.

По своей структуре английское право делится на общее право и право справедливости. Это обусловлено историческими особенностями развития английской судебной системы. Общее право создавалось королевскими судами, а право справедливости - судом лорд-канцлера.

Если королевские суды не могли рассмотреть или разрешить спор, то у истца оставалась еще одна возможность - обратиться непосредственно к королю как источнику всех справедливостей и милостей. Но это обращение должно было пройти через лорда-канцлера. Лорд-канцлер, по существу, становится автономным судьей и единолично решает дела от имени короля и совета, делегировавших ему свои полномочия. Решения, выносимые лорд-канцлером, принимались с учетом "справедливости в данном случае" и приобретали систематический характер.

В 1873-1875 гг. произошла модернизация судебной системы: было ликвидировано формальное различие между судами общего права и канцлерскими судами справедливости. Все английские суды получили право применять и нормы общего права, и нормы права справедливости в отличие от прежде существовавшего положения, при котором надо было обращаться в суд общего права, чтобы получить разрешение на применение норм права справедливости.

Право справедливости - это совокупность норм, которые создавались судом канцлера с тем, чтобы дополнять, а иногда и пересматривать систему общего права. В силу пробелов и недостатков системы общего права граждане имели возможность обратиться за помощью к королю, чтобы он сам осуществил правосудие либо обязал суд принять справедливое решение. Его вмешательство было обоснованным в тех случаях, когда иные правовые средства отсутствовали. Но перед этим истец должен был обратиться к лорд-канцлеру.

Юристы и судьи Англии до наших дней воспитываются главным образом практикой. Университетское образование не столь необходимо для них, и в течение многих веков они часто обходились без него.

Английские юристы рассматривают свое право главным образом как право судебной практики. Нормы английского права - это положения, которые берутся из основной части решений, вынесенных высшими судебными инстанциями Англии. Все то, что в этом решении не является строго необходимым для разрешения данного спора, английский судья называет "попутно сказанным" и опускает. Норма английского права, таким образом, тесно связана с обстоятельствами конкретного дела и применяется для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято. Такую норму права нельзя сделать более общей и абстрактной, так как это глубоко изменит сам характер английского права. Нормы права, изданные законодателем, как бы ясны они ни были, воспринимаются только в том случае, когда они истолкованы судебной практикой. Таким образом, практика как бы заменяет в системе источников права нормы, изданные законодателем*(70).

Норма английского права неотделима от отдельных элементов конкретного дела, и только такие элементы и дают возможность понять ее значение. Норма эта не воплощается в законодательной формуле.

Исторические особенности возникновения английского права (как общего права и права справедливости), слабое влияние университетов и доктрины, отсутствие кодификации наложили свой отпечаток и на структуру его источников. Английское право по своим источникам является правом судебной практики, это - типичное прецедентное право.

Закон по традиции стоит ниже судебной практики, ограничиваясь лишь внесением корректив и дополнением в право, созданное судебной практикой.

Прецедент как источник права означает, что судебная практика в Англии не только применяет, но и создает нормы права. Правила, содержащиеся в судебных решениях, должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права и поставлено под угрозу его существование. Прецедент означает обязанность придерживаться правил, содержащихся в судебных решениях, и уважать их.

Следует подчеркнуть, что обязательные прецеденты создают только решения, исходящие от "Высоких" судов, т.е. Верховного суда и Палаты лордов. Решения других судов не создают обязательного прецедента.

Правило прецедента требует тщательного анализа ранее вынесенных судебных решений.

Закон является вторым источником права. Сюда относятся не только закон в прямом смысле слова, но и различные подзаконные акты, принятые во исполнение закона (вспомогательное законодательство). Закон привносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой.

Обычай - третий источник права, имеет второстепенное значение и ограниченное применение. Обязательными являются лишь те обычаи, которые согласно Закону 1765 г. существовали до 1189 г. Если будет доказано, что обычай не мог существовать до 1189 г., то он не будет считаться юридически обязательным.

Практика показывает, что возникают и новые обычаи. Однако как только такой обычай санкционируется законом или судебной практикой, он теряет характер обычая и превращается в законодательную норму или норму, созданную судом, и подпадает под действие правила прецедента.

В систему общего права входит и право США. Это обусловлено определенными историческими условиями: часть территории современных США была английской колонией, английское происхождение населения, английский язык.

Право США по своей структуре относится к системе общего права. В Англии и США существует общая концепция права:

1) используются одни и те же понятия и трактовка нормы права;

2) основным источником служит судебная практика в форме прецедента;

3) законодательные нормы входят в право лишь только после того, как будут неоднократно применены и истолкованы судами и можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения.

Особое историческое развитие США способствовало тому, что их общее право приобрело специфический характер, отличающийся от общего права Англии. США остались страной общего права в том смысле, что там сохраняются концепции, способ мышления и теория источников английского права.

Главное существенное отличие в структуре права США заключается в его делении на федеральное право и право отдельных штатов, а также существование наряду с федеральной судебной системой юрисдикции отдельных штатов.

К другим различиям права Англии и США относятся: контроль судов за конституционностью законов (существует в США, но нет в Англии); конституционное, административное и трудовое право США существенно отличается от английского; Генеральный атторней США - это министр юстиции и он возглавляет прокуратуру (в Англии - это юрист, обслуживающий правительство); английские Высокие суды, в отличие от высших судов США (Верховный Суд и верховные суды штатов) не считают себя связанными своими собственными прецедентами: в США имеется писаная Конституция, которая рассматривается согласно романо-германской правовой системе как основной закон, устанавливает базовые нормы общего характера и т.д.

Наши рекомендации