Чехия в период “развитого феодализма”. Правление Карла IV.
Под “развитым феодализмом” понимается высшая стадия этой общественной формации. Она характеризуется максимальным для соответствующей эпохи уровнем развития производительных сил (дальнейшее их поступательное движение требовало реформ), установлением определенной формы хозяйства, основу которого составляли товарно-денежные отношения, а главным производителем являлся лично свободный крестьянин, наследственный владелец земли, выплачивающий денежную ренту. Важным экономическим фактором были города и добыча серебра. Для “развитого феодализма” характерна сложная социальная структура общества и централизованная монархия, когда власть делят между собой король и шляхта, сформировавшаяся в особое сословие. Ограничивая друг друга, они вступают периодически в конфликт за обладание властью.
Высшая стадия развития феодализма в Чехии, наступившая с опозданием в сравнении со странами Западной Европы, падает в частности на период правления сына Иоганна Люксембургского - чешского короля Карла, известного прежде всего как Карл IV, император Священной Римской империи. Его влияние на ход исторического развития Чехии огромно.
Ввиду вражды между его родителями Карл, родившийся в 1316 г., провел детские годы в обществе молчаливых стражников. В 1323 г. отец отвез его в Париж, где началось его воспитание и образование - подготовка к государственному управлению. С 1325 по 1328 г. Карл воспитывался при дворе французского короля, посещал факультет свободных искусств Парижского университета, где сосредоточились лучшие силы специалистов схоластической теологии и философии при относительной независимости от церкви. К управлению государством его готовили королевские политические советники. Интеллектуальная сторона воспитания преобладала над рыцарской военной выучкой. Но все же Карл шестнадцатилетним участвовал в битве за крепость Сан-Феличе в Италии (1332 г.), а в рядах французской рыцарской конницы - в битве при Креси 1346 г., где погиб его отец. В общем, Карл был человеком своей эпохи.
В 1331 г. Иоганн Люксембургский поручил Карлу управление своей итальянской синьорией, которая была создана из девяти различных владений, благодаря игре на противоречиях между папой и императором. И уже здесь Карл проявил себя способным правителем. В 1333 г. Карл прибыл в Чехию, а с января 1334 г. стал выполнять функции маркграфа Моравского.
Королевская власть в Чехии была в этот момент слаба, но и внутри шляхты существовали острые противоречия, она продолжала бороться за власть, разделившись на враждующие лагери. Карл решил опереться на ту часть шляхты - в основном церковных феодалов - которую феодальная олигархия оттеснила на задний план. Карл раздавал земли монастырям, епископам и капитулам, предоставлял им различные привилегии, как впрочем и наиболее значительным городам Чехии и Моравии - Кутной Горе, Коуржиму, Иглаве, Праге и др. Иоганн Люксембургский в Чехии бывал редко, и Карл стал фактически правителем Чешского королевства. Он проявлял инициативу в урегулировании территориальных и иных споров с соседями - Польским и Венгерским королевствами, подавлял выступления мятежных феодалов и т.д. 11 июня 1341 г. на сейме чешской шляхты Иоганн Люксембургский огласил решение: после его смерти королем чешским должен стать его сын Карл. Сам Иоганн к этому времени был уже слеп на оба глаза и практически не мог заниматься делами.
Став королем, Карл начал укреплять свою власть, возвратил короне расхватанные земли, создавая себе экономический плацдарм для наступления против шляхетской олигархии. Те представители шляхты, которые хотели защитить свое имущество от посягательств иностранных правителей, опираясь на авторитет своего государя, поддерживали Карла. Действуя весьма дипломатично, Карл привлекал на свою сторону и некоторых бывших врагов династии Люксембургов. Но главную социальную опору он видел в церковных феодалах. Он освобождал от налогов пришедшие в упадок монастыри. Советников Карл выбирал из числа наиболее образованных и одаренных сановников высшего духовенства, таким путем комплектовал и свою канцелярию. Городам Карл - правда, не всегда последовательно - покровительствовал в развитии их ремесла и торговли, устраивал торговые связи Чехии с соседними странами. Он стремился к тому, чтобы через Чехию проходили торговые пути между Западной и Восточной Европой, а также Севером и Югом континента. Но в то же время Карл не допускал развития городов как политической силы. В конфликтах между патрициатом и ремесленниками Карл становился на ту сторону, которую было выгодно поддержать, чтобы сохранить равновесие.
Союз Карла с церковью был особенно прочен. В 1342 г. папой стал под именем Климента II бывший воспитатель Карла - Пьер де Розьер. Карл выхлопотал у него буллу об образовании в Чехии самостоятельного архиепископства. Таким образом, чешская церковь, подчинявшаяся с 973 г. архиепископству Маннгеймскому, стала с 1344 г. самостоятельной. Той же буллой Пражскому архиепископству было подчинено епископство Оломоуцкое и учреждено епископство Литомышльское. Все это усилило престиж королевской власти в стране. Пражским архиепископом стал выдающийся политический деятель Арношт из Пардубиц, человек высокообразованный, личный друг Карла.
Между тем, в Европе достигла кульминации борьба папы и римского императора. Папа Климент VI, отлучив от церкви императора Людовика Баварского, готовил его детронизацию, а на императорский престол прочил своего воспитанника Карла, короля чешского. Он добился своего, и 11 июля 1346 г. римским королем был избран Карл, которого Климент предполагал сделать орудием своей политики. Карлу пришлось подписать определенные обязательства, но вскоре он начал действовать самостоятельно. Он вступал в союзы со сторонниками Людовика Баварского, ликвидировал конфликты, давал привилегии городам, на которые был наложен интердикт Авиньона, чем и укрепил свое положение в империи. Климент был, разумеется, возмущен. Поэтому коронация Карла императором (он получил имя Карла IV) состоялась только после смерти папы, 5 апреля 1355 г.
Тесный контакт Карла с церковными феодалами, папой и т.д. дал основание современникам из лагеря противников называть его “поповским королем”. Такая характеристика поверхностна. Ставленник папы, Карл IV однако никогда не был орудием европейской политики в его руках, а использовал союз с церковью в политических целях. Примером ему были французские короли, сажавшие на папский престол своих епископов в период всего семидесятилетнего “авиньонского пленения”. Став императором, Карл продолжал координировать свою политику с устремлениями папской курии, поскольку это диктовалось задачей укрепления его власти и в Чехии и в империи.
Искренне веря в свое “божественное предназначение”, Карл в практической политике стоял однако над религией, моралью, законами, считая, что судьей ему является только Бог. В целом он был личностью средневековой, но в его политической практике встречаются такие элементы, которые в полной мере развились у правителей лишь позднее. Карл был ярким представителем переходной эпохи, когда в недрах феодализма зарождался элемент нового общественного уклада, когда пересматривались прежние нравственные ценности.
Римская (Германская) империя, которой Карл управлял с 1346 г., была совокупностью разнородных территорий. Об абсолютной власти императору думать не приходилось, он стремился лишь к признанию своего высшего авторитета. Карл провел политику соглашения с различными политическими силами, стараясь добиться их мирного сожительства в рамках империи. Основой своего политического авторитета он считал собственные наследственные земли. Он решил сделать из Чехии центр империи и направил свое политическое искусство к этой цели. Осенью 1355 г. Карл выработал проект правовых основ для империи. Эта кодификация основных имперских государственных норм была принята в 1356 г., а с 1400 г. стала называться “Золотая булла Карла IV от 1356 года”. В своей основе этот законник действовал вплоть до конца существования Римской империи германской нации, то есть до 1806 г. Булла ставила Чешское королевство в особое, привилегированное положение. Подтверждалась свобода избрания чешского короля чешским сеймом в случае прекращения династии; император не мог сам назначать чешского короля и передавать Чехию в лен, ему предоставлялось право лишь утверждать избранного короля. Чешский король был курфюрстом, сохранял право чеканить золотую и серебряную монету. Подданные королевства могли быть судимы только чешским судом. Чешский король мог приобретать земли и замки в империи, а другие курфюрсты, если избирались императорами, не могли приобретать в Чехии никакого имущества. Булла игнорировала претензии папы на верховную власть в империи, папа лишь извещался об избрании римского короля.
Определив положение Чехии в империи, Карл продолжал политику создания мощного плацдарма династии Люксембургов на чешских землях. Еще 7 апреля 1348 г. Карл подтвердил чешским королям “права, лены, свободы”, привилегии относительно “городов, замков и милостей” - всего 14 грамот. Было сформулировано понятие “земли чешской короны”; каждая земля имела свой сейм, а шляхта этих земель не зависела от решений шляхты чешской. Землями чешской короны были Чехия, Моравия, силезские княжества, Верхняя и Нижняя Лужицы. Позднее было присоединено еще маркграфство Брандербургское (Бранибор). Карл IV включил в состав чешского государства и наследственную территорию своего отца - Люксембург. Сейм каждой земли мог высказывать свое мнение о политике и личности короля, решал внутренние вопросы, но прав на самостоятельную внешнюю политику не имел. В ходе исторического развития некоторые земли отпали, но Чехия, Моравия и Силезия сохранялись до XVIII в. Усиливая центральную власть, Карл IV использовал определенные противоречия внутри шляхты, не давая никому особенно выдвинуться. Моравию Карл IV отдал в наследственное управление своему брату Яну Индржиху (Иоганну Генриху), но власть маркграфа была ограниченной.
Карл предполагал также создать и ввести в действие общечешский законник, известный в истории как “Маестас Каролина” (хотя это название он получил лишь в 1617 г., при первом издании). Этот свод правовых обычаев и норм был сформулирован в 109 пунктах, отражая экономические и правовые основы государственной власти короля, его стремление к централизации власти и против панской олигархии. Однако крупная шляхта в 1355 г. на генеральном сейме провалила принятие законника. Ей было выгодно право неписанное. В проекте законника попытка централизации власти зашла слишком далеко, исторические условия для ее осуществления еще не созрели. Карл IV не устанавливал абсолютизм, а лишь ограждал свою власть и ограничивал центробежные тенденции шляхетской олигархии.
Стремясь превратить Чехию в центр империи, Карл также проводил политику всестороннего экономического развития страны. В этих целях велась дипломатическая деятельность, обеспечивалось судоходство и движение по наземным путям, охрана товаров на них, была создана речная флотилия. В Чехии развивается земледелие, скотоводство, хмелеводство, рыборазведение, интенсивно вывозится за границу зерно, растет добыча полезных ископаемых, особенно серебра. Впрочем, о расцвете экономики все же говорить нет оснований, речь идет лишь об экономическом оживлении.
Культурная политика
Развитие чешской культуры при Карле IV внесло столь богатый вклад в европейскую цивилизацию, что еще и в наше время созданные в XIV в. духовные ценности служат человечеству.
В предшествующие периоды культурная деятельность ограничивалась украшательством королевского двора, Карл же стал проводить культурную политику. Он был меценатом и организатором культурной деятельности в стране. Внес он вклад в культуру и своим личным творчеством, владел пятью языками. Карл считал культуру составной частью политики, видел в культуре и науке потенциал политического противовеса претензиям шляхты на власть. В знаниях и образованности он видел силу, способную пропагандировать господствующую систему управления, создавать для нее благоприятный социальный климат. Именно поэтому в 1348 г. в Праге был создан первый в империи университет. Карлу нужны были кадры для государственного управления. Образованные юристы и другие специалисты позволяли королю в меньшей мере, чем прежде, пользоваться услугами представителей шляхты. Университет стал вообще идеологической опорой короля. Образование стало доступно и светским лицам, тогда как раньше оно было монополией духовенства. Университет был организован по образцу Парижского и Болонского, отличался определенной демократичностью. Относительная свобода академической дискуссии в рамках схоластического метода способствовала развитию идей и вообще мышления и имела огромное значение в период общественного брожения и критики существующих порядков.
Карл пригласил в Пражский университет крупнейших ученых из всей империи. В новом университете были заложены основы исследований в области точных и естественных дисциплин: астрономии, математики, медицины. Были привлечены лучшие силы к преподаванию по этим областям знания. В 1366 г. Карл подарил в Старом месте Праги дом университету для 12 магистров и их учеников, предоставил для содержания этой коллегии несколько деревень, подарил значительное количество книг. Все это подробно описано в хронике Крабице из Вайтмиле. Поднялось и школьное образование. Только в Праге насчитывалось 25 школ, имелись они и в каждом королевском городе. Карл заботился также о развитии литературы, искусства, музыки, научного творчества, сосредоточил в Чехии лучшие культурные силы Европы. Литература эпохи Карла IV представлена многими жанрами: светская и духовная лирика, студенческая поэзия, сатирические произведения ремесленников, дидактические и философские сочинения, политические аллегории. Все это существовало на чешском и латинском языках параллельно. На чешский переводились с ряда языков описания путешествий, нравоучительные и вероучительные трактаты. В 60-х годах был осуществлен перевод на чешский язык Библии. Бартоломей из Хлума собрал в одном произведении научную терминологию - медицинскую, географическую, астрономическую, грамматическую, теологическую. Магистры Пражского университета писали схоластические, гомилетические, дидактические, апологетические сочинения, возник ряд произведений в области права.
Особенностью развития литературы во второй половине XIV в. была ее чехизация и усиление светского элемента. Многие произведения проникнуты патриотизмом, национальным самосознанием. Для развития чешского языка этой эпохи характерно возникновение новых слов - они составили до трети всего словарного состава. Но продолжался расцвет и латинской письменности, и немецкого литературного творчества.
В особом направлении развивалась историческая проза. Она находилась под сильным влиянием и личным контролем Карла IV. Историография актуализировалась и носила пропагандистский характер. Хроники писались только на латинском языке и предназначались для узкого круга читателей. Выбирая хронистов, Карл давал им материал и сам участвовал в создании хроник. Так, в хроники Бенеша Крабице из Вайтмиле и Пржибика Пулкавы из Раденина Карл внес “Святоовацлавскую легенду” и “Автобиографию”. Возникли также хроники Франтишка Пражского, аббата Опатовицкого монастыря Неплаха, Джованни Мариньолы. Однако хроники этой эпохи не достигали уровня аналогичных произведений предшествующего периода (Збраславской хроники и др.) и не имели существенного влияния на дальнейшее развитие историографии в Чехии. Это связано с суровой цензурой Карла.
В XIV в. возникла чешская драма. как правило, религиозного характера, если судить по названиям произведений, но по существу веселая и озорная. Расцвета достигло музыкальное искусство. В нем преобладал грегорианский хорал. О расцвете церковных хоров заботились лично епископ Арношт из Пардубиц, да и сам Карл. В 1347 г. возник Эмаусский монастырь, где практиковалось славянское литургическое пение. Большого развития достигла народная духовная песня, не связанная правилами римской литургии. Поощрялась игра на органе. При дворе существовали оркестры, давались концерты, устраивались музыкальные праздники. Инструментальная музыка проникла в большие города. В целом музыка эпохи стала основой позднейшей музыкальной традиции. Выдающиеся произведения были созданы в архитектуре, скульптуре, в настенной и станковой живописи, в книжной иллюминации. Десятки королевских и шляхетских замков, крепости, готические храмы, светские строения сохранились вплоть до нашего времени в Чехии, Моравии и других землях короны. С 1344 г. началось строительство Святовитского кафедрального собора в стиле классической южнофранцузской готики. Прибывший в Прагу в 1356 г. по приглашению Карла IV Петр Парлерж стал создателем специфического готического стиля, распространившегося по всей Восточной Европе. В Праге до 1399 г. существовала его мастерская, объединявшая архитекторов, скульпторов, художников. Парлерж продолжал строительство Святовитского храма, возвел в 1357 г. мост через Влтаву (Карлов мост), Староместскую мостовую башню и другие постройки. Карл IV строил и города. В Праге насчитывавшей тогда 40 тысяч жителей, Карл IV основал и построил Новый город.
Важнейшей замковой постройкой, уникальной по своему характеру и назначению, был Карлштейн, произведение высокой готики французского стиля. Он возведен в 1348-1365 г. и предназначался для хранения императорских коронационных драгоценностей и святых мощей.
Крупнейшими художниками, расписывавшими интерьеры храмов и Карлштейна, были Микулаш (Никлас) Вурмзер и мистр Освальд. В Праге существовал специальный цех художников, работавших на заказ. Станковая живопись черпала свое содержание из Библии, житий святых. Особенно развился Марианский культ. Мастер Теодорих создал 130 изображений святых для часовни Св.Креста на Карлштейне. Его произведения - вершина позднеготического искусства. В Южной Чехии работал анонимный творец Тржебоньского алтаря, также создавший шедевр готического искусства. Еще один крупный центр находился в Моравии.
В Праге развивалось искусство миниатюрной иллюминации, т.е. украшения рукописей. Оно культивировалось в монастырских и капитульных скрипториях. Украшались в основном Библия и некоторые книги для интимного чтения: молитвенники, часовники, духовные сборники назидательного характера. При этом начинается переход к реалистической манере изображения фигур, индивидуализации форм тела, пропорций.
Таким образом, культура развивалась не только интенсивно, но и всесторонне. Чехия стала центром культурной жизни Европы. Но ценности создавались преимущественно в сфере церковной жизни. Особенностью чешского культурного развития была тесная связь с французской и итальянской культурой. Успехи культуры этой эпохи объясняются не только особенностями личности Карла IV, но и наличием высокообразованных его советников, политических и культурных деятелей и меценатов, объединенных международными контактами с центрами европейской культуры. Вокруг таких людей возникали группы и братства ученых, литераторов, художников.
Итак, в период правления Карла IV Чехия достигла вершины своего могущества, а феодализм - зрелости. Но и в обществе, и в деятельности императора были не только положительные моменты. Уже в 60-е годы начался экономический застой - проявление объективной закономерности развития феодального общества, против которой действия Карла были бессильны - они могли разве что задержать развитие неизбежного процесса. К концу жизни Карла оживились социальные противоречия, которые король умел гасить, не давая им разрастаться. Многие стороны деятельности Карла таили в себе опасности для самой же королевской власти в будущем, но предвидеть их Карл не мог.
Сам Карл был человеком незаурядным. Одаренный государственным умом, в высшей степени искусный политик, для которого коварство, вероломство, цинизм были вполне естественными свойствами правителя, он к ним прибегал, если это диктовалось государственной необходимостью. В то же время, Карл был человеком широкого кругозора, свободным от фанатизма и формализма. Широко известна его терпимость к различным взглядам. Так, он находился в дружбе с Франческо Петраркой, взгляды которого на власть были совершенно иными, чем у Карла. Карл некоторое время держал в Чехии Кола ди Риенци, вел с ним беседы и переписку, хотя знал, что этот человек объявлен ересиархом. Когда авиньонский папа требовал выдачи ди Риенци, Карл оттягивал выполнение этого требования до тех пор, пока не изменилась ситуация.
В то же время, интересы государства и династии, как он их понимал, были для Карла высшим законом. Ради них он мог пойти на любые жертвы, отречься от дружбы и обещаний, даже от семейного счастья.