Концептуальные_подходы_личности
Формально-логический подход признает личностью не каждого человека, а только такого, который имеет опр-ные позитивные качества. Таким образом, личностями нельзя признать феральных людей («изолянты», «детей маугли»). Неотъемлемыми признакамиличности являются самосознание, ценностные ориентации, стремление к свободе, сила воли, ответственность за свои поступки, опр-ная автономность относительно общества. Индивид тем больше заслуживает право называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.
В рамках диалектико-логического подхода личность определяется через диалектику единичного, особенного и общего. Все люди имеют опр-ные общие черты – биологические и социальные. В то же время каждый человек имеет свои только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения с об-вом. Если рассматривать общие характеристики человека, в соотношении с индивидуальными особенностями, то это и будет личность. С этой точки зрения понятие личность относится ко всем людям без исключения, т.к. каждый человек явл носителем индивидуальных и общих признаков.
Ролевая теория личности (Дюркгейм, Вебер, Парсонс, Шибутани, Кон, Ядов). Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли
Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или поз-ции в сис-ме межличностных отношений. Освоение социальных ролей – это часть процесса социализации.
Социальная роль – это сов-сть обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих.
Поскольку один и тот же индивид выполняет несколько социальных ролей, то между ними возможны как отношения гармонии, так и дисгармонии. В последнем случае на почве противоречивости между ролевыми требованиями и ожиданиями возникают внутренние межролевые конфликты (компетентный директор – малокомпетентный депутат, хороший семьянин – плохой специалист, способный инженер – неудачный менеджер).
Ученые И.С. Кон, М. Кон уверяют, что современный человек, отвергая любую роль, становится «актером», который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, не принимая их в серьез.
Исследователи Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались сис-мы общностей, где имелись общепринятые устойчивые цен-ти, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой сис-ме ценностей, предпочтений и стереотипов
При этом его Супер-Эго
становится «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным.
Статусная теория личности.Социальный статус – положение (поз-я) индивида или группа в соц-ной сис-ме в зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям.
Поведенческая теория личности.Обращается внимание на то, что своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотн-ий с соц-ной группой или общностью, к которой он принадлежит. Неотъемлемый элемент поведения – общение.
Теория «зеркального Я» (И. Кули, Дж. Мид).«Зеркальное Я» - это ощущение личностью определенности, которая формируется у человека в результате общения с другими людьми. Оно синтезирует в себе «представление других людей обо мне», «представление о том, как другой оценит мой образ», «чувство собственного я».