Корпоративная культура в учреждениях социально – культурного сервиса
Если рассматривать социальные цели корпоративной культуры, то можно сказать, что она направлена на объединение интересов работников и собственников организации, сближению их целей для сплочения коллектива, что того, чтобы люди отождествляли себя с компанией, достигали свои цели через цели компании.
Корпоративная культура дает представления о миссии и цели организации, помогает сотрудникам соотнести себя с компанией. При этом у нее есть еще ряд важных функций :
· для нового сотрудника корпоративная культура служит для понимания условий игры в компании, норм и стандартов поведение и взаимоотношений. В первое время новый человек вливается в коллектив, и культура помогает ему в этом;
· в корпоративной культуре зафиксированы регламенты и нормы поведение той или иной категории сотрудников. Часто данные нормы носят неформальный характер, в других случаях они потом отражаются в должностных инструкциях;
· накопительная - формирует и хранит в "памяти" компании определенные убеждения, этические идеалы, значимые даты, события;
· мотивационная – способствует раскрытию потенциала работника, его самореализации, разработке новых методик, разработок и исследований;
· охранная – если работник ведет себя согласно установленным правилам и традициям, он обезопасит себя от недоразумений и конфликтов ;
· образовательная - культура предполагает совершенствование корпоративных норм, а значит, постоянное развитие ее носителей и плодотворность их деятельности.
· интегративная, с помощью, которой сотрудники ощущают себя частью коллектива, частью команды, когда личные цели подчинены идеалам компании, когда есть понимание, что твои успехи связаны с успехом компании и наоборот.
Социально взвешенная политика компаний в сфере культурного обслуживания должна определяться сущностными чертами этого коллектива. Прежде всего, каждая корпоративная общность в социально-культурной сфере выступает в качестве источника формирования и носителя групповых целей, определенных принципов деятельности и поведения, этических и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к культуре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведения.[10]
В каждой организации существует система ценностей, норм и правил поведения, которые определяют суть корпоративной культуры. Она определяется спецификой и целью компании. Например, если цель компании является выход на новые рынки, значит, в копании должна поощряться конкуренция и креативное мышление. Оптимально, если за это будет мотивация. Если мы рассматриваем компанию сферы услуг, то целью должно стать качество обслуживания, потому что именно оно служит главным конкурентным преимуществом компании. Для этого данные критерии должны быть атрибутом корпоративной культуры, как в виде норм поведения, так и в виде должностных инструкций.
Если компания служит в сфере социально-культурного обслуживания, она должна быть ответственной за свою работу перед клиентами, потому что именно они составляют ее успех. Компании этой сферы должны быть ориентированы на создание благоприятных отношений с внешней средой, постоянно менять свою стратегию с изменением внешней средой.[11]
При этом ценности организации должны соответствовать ценностям коллектива. Если это компании сферы социально-культурного обслуживания, то ценностями могут быть достижение высокого уровня обслуживания, поддержания марки, поддержание высокого профессионализма, опрятный внешний вид, вежливость и обходительность, нацеленность на результат, поддержание культуры общения, самореализация, стремление к свободе самовыражения.[12]
Совокупность перечней и норм, которые используются при общении между сотрудниками и клиентами должны отражать социально-культурную направленность организации. Культура должна соответствовать внешней среде и подстраиваться под нее, видоизменяться, трансформироваться.
Миссией и целью компании социально-культурной сферы является не только получение прибыли или рациональное использование ресурсов, но удовлетворение потребностей населения. Это могут быть культурные или социальные потребности или услуги рекреации. То есть уровень обслуживания, степень отлаженности взаимоотношений с клиентами играет немаловажную роль. И корпоративная культура должна соответствовать данным целям и миссии. Компании социально-культурного обслуживания должны стать частью сложной частью окружающей социальной среды.
Корпоративная культура не может механически заимствоваться или внедряться, она органически складывается в естественном процессе зарождения и развития любого из учреждений. Её основными, «несущими» элементами служат главное предназначение, миссия (философия, идеология) данной социально-культурной общности, её базовые цели и кодекс поведения её участников.
Корпоративная культура должна отражать как внешнюю среду организации, так и внутреннюю, в частности ее коллектив. При формировании культуры в организации следует принимать во внимание возрастной, половой, этнический, конфессиональный составы персонала. Также культура вбирает в себя национальные и социальные особенности общества, в котором существует. Если корпорация располагается в США, то ее корпоративная культура отражается ценности этого общества или будет конфликт. Если компания работает в Японии, она вбирает в себя нормы и традиции этой страны, ее менталитет, мысли и чувства людей. В России также следует понимать, что корпоративная культура, методы ее внедрения и функционирования должны отражать ценности нашего общества.
Корпоративная культура направлена не только внутрь себя, но и во вне. Одной из характеристик корпоративной культуры является социальная ответственность бизнеса. И особенно она должна быть развита у компаний социально-культурной сферы, потому что они имеют дело с людьми. То есть компании должен не только думать, как максимизировать прибыль, но и принимать участие и жизни общества, в защите разных слоев населения, помощи детям. Это в том числе создает положительный имидж самой компании и привлекает разные группы населения. Помощь другим должно стать частью корпоративной культуры, стилем жизни и тогда это поможет и самой компании идти дальше.
Если на западе такой стиль работы широко распространен и руководство понимает, что через социальную ответственность компания привлекает большие группы населения, спонсоров среди влиятельных лиц, поддержку людей, строя свой имидж. Так компания Гугл делает стипендии для одаренных студентов, потому что в компании это рассматривается как вклад в человеческий капитал, который потом принесет инновации и новые технологии. В компании Кока Кола принято инвестировать в защиту окружающей среды. Это связано с тем, что в компании ценят природу, понимают, насколько она ценна и прививают эти ценности персоналу.
То есть компании должны быть социально ответственными, чтобы на добровольной основе брать на себя обязательства и принимать участие в благотворительности и решении глобальных проблем человечества. И данные ценности должны доноситься до всех сотрудников.
Также любая компания должна в первую очередь проявлять заботу о своих сотрудниках, чтобы они ощущали себя частью команды, защищенными, в стабильном положении. Поэтому важным элементом корпоративной культуры выступает правильное управление персоналом, создание мотивации лучше работать, развитие человеческого потенциала, создание систем повышения по карьерной лестнице, разработка механизмов создания благополучного психологического климата в организации.
Социально-культурная деятельность содержит неисчерпаемые возможности для формирования корпоративного имиджа той или иной организации, который, по сути, представляет собой основу корпоративной культуры, а также для эффективного рекламно-информационного продвижения «бренда» - товарного знака выпускаемой продукции.