Определение компетенции органов власти и управления
Известно, что для успешного осуществления своих функций государство создает систему органов, которые руководят и управляют различными сферами экономической жизни, экологии, культуры, образования, обороны страны и т.д. Каждый орган в целях более успешного решения поставленных перед ним задач наделяется соответствующей компетенцией.
Это вызывается необходимостью "разделения труда" между различными частями государственного механизма и юридически оформляется изданием соответствующих нормативных актов. Тем самым используется способность норм права вносить в общественные отношения необходимую системность, порядок и устойчивость. Многие сложные отношения, возникающие в процессе деятельности различных (по месту в общей системе) органов, становятся более упорядоченными и организованными. Воздействие правовых норм направлено на то, чтобы обеспечить оптимальные условия для выполнения государственными органами поставленных перед ним задач. История развития государства показывает, что необходимо постоянно совершенствовать деятельность органов власти. Одним из важнейших условий этого является совершенствование норм, устанавливающих компетенцию государственных органов.
Ни один государственный орган не может успешно действовать (вступать в правоотношения для реализации прав и обязанностей, осуществлять управленческие функции и т.п.) без четко установленной компетенции. Поэтому определение компетенции государственных органов составляет один из важных элементов в механизме правового регулирования.
Значительное число правовых норм возникло именно в силу необходимости определения компетенции государственных органов, т.е. обеспечения их успешной деятельности в сложной системе государственного механизма.
Нормы, определяющие компетенцию, содержат властные веления государства, выступают необходимым инструментом соединения и направления деятельности многих органов власти и управления на выполнение единых задач, достижение поставленных целей.
При этом основное, постоянное внимание необходимо уделять совершенствованию подобных правовых норм, чтобы они не служили тормозом в деятельности, а наилучшим образом направляли и координировали деятельность всех органов власти. Теперь, как никогда ранее, стало очевидным, что улучшение работы государственного аппарата, руководства экономикой, наукой, культурой и т.д. невозможно без одновременного совершенствования механизма правового регулирования.
Неразумная, непродуманная компетенция того или иного органа власти, как правило, объясняется либо уже устаревшими нормами, определяющими его правовое положение, либо влиянием субъективизма, отсутствием научных критериев определения компетенции.
Регулирующее воздействие норм права будет лишь тогда наиболее эффективным, когда они приняты с учетом всех условий, в которых будет действовать орган государства. А поскольку условия деятельности органов власти постоянно изменяются в соответствии с развитием общества и государства, то и нормы, определяющие компетенцию, указывающие варианты действий в изменяющихся условиях, необходимо постоянно изменять, совершенствуя механизм правового регулирования.
Важность таких норм можно подтвердить на примере определения компетенции Правительства Российской Федерации. До 1997 г. законодатель никак не мог принять необходимый для полной легитимной деятельности правительства федеральный конституционный закон. Правительство действовало на основе старых правовых актов, хотя порядок его формирования, условия деятельности, круг решаемых им вопросов согласно Конституции РФ 1993 г. существенно изменились. Все это создавало серьезные проблемы, вызывая в обществе вопросы относительно тех или иных его действий.
Принятый 17 декабря 1997 г. Федеральный Конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" урегулировал многие нерешенные и дискуссионные вопросы. Стало ясно, например, что в случае освобождения от должности Председателя Правительства РФ последнее должно уйти в отставку. В законе были установлены ограничения, связанные с пребыванием в составе правительства, т.е. было сказано, что не может и не должен делать член правительства (быть депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью, использовать в неслужебных целях информацию и т.д.).