Изложение норм права в статьях нормативных актов

Выше отмечалось, что норма права имеет внутреннюю и внешнюю форму. Внешней формой выражения норм права (правил поведения) являются статьи нормативных актов (законов), их словесная формулировка.

Внутренняя и внешняя форма часто не совпадают. Очень редко встречаются такие статьи законов, которые содержат в себе все три составные части нормы права - гипотезу, диспозицию и санкцию. Чаще всего встречаются статьи, в которых содержатся диспозиция и санкция, а гипотеза должна либо подразумеваться, либо содержаться в другой статье. Точно так же может оказаться, что диспозиция содержится в одной статье, а санкция - в другой.

В процессе правотворчества выработалась практика изложения норм права в статьях нормативных актов, состоящая в его многовариантности, а именно когда:

- одна статья нормативного акта соответствует одной норме права (статья и норма совпадают), т.е. в одной статье имеются гипотеза, диспозиция, санкция. Подобное изложение правовой нормы встречается редко, оно характерно для гражданского, хозяйственного, финансового законодательства;

- одна статья нормативного акта содержит только одну часть нормы права, например диспозицию;

- одна статья нормативного акта содержит несколько норм права;

- одна статья нормативного акта содержит две части нормы права, например гипотезу и санкцию (или гипотезу и диспозицию).

Наиболее распространен вариант изложения норм права, когда одна норма располагается в нескольких статьях нормативного акта и даже в нескольких нормативных актах. Например, гипотеза - в одном, диспозиция - в другом, а санкция - в третьем нормативном акте.

Приходится констатировать, что это связано с требованиями (правилами) законодательной техники, предполагающими краткость и компактность издания нормативного акта. В противном случае, например, действующие кодексы (уголовный, гражданский и др.) превратились бы из удобных для пользования компактных изданий в пухлые, неподъемные тома, которыми было бы очень сложно пользоваться.

Представим себе изложение ст. 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" в полном объеме, т.е. с наличием гипотезы, диспозиции и санкции. Каков бы был ее объем, если бы в нее были включены правила движения и эксплуатации транспортных средств, представляющие собой самостоятельный и довольно объемный документ. Можно привести в качестве примера также полное изложение ст. 236 УК РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил".

Ясно, что классическое изложение правовой нормы (чтобы - статья и норма совпадали) в этих и во многих других случаях нецелесообразно. Подобное изложение превратило бы почти каждый нормативный акт в объемный том, а библиотекам требовались бы огромные помещения для этих томов. Благодаря же возможности излагать в статьях нормативных актов лишь отдельные элементы правовой нормы, статьи 236, 264 УК РФ изложены всего лишь несколькими строками текста.

В юридической литературе вопрос о структуре норм права относится к числу дискуссионных. Спор идет в основном о структуре норм конституционного права, в которых нередко отсутствует санкция или гипотеза. Это действительно так, поскольку отдельные нормы конституционного права являются учредительными, нормами-принципами, нормами-декларациями, играющими важнейшую роль в правовом регулировании как исходные, базовые. Например, ч. 1 ст. 1 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Этим установлением должны руководствоваться все субъекты законодательства, исполнительной и судебной власти, хотя мы не обнаруживаем здесь всех элементов правовой нормы.

Однако приведенный пример (исключение) лишь подтверждает, что существует правило о трехчленной структуре правовых норм.

В юридической литературе высказано мнение, согласно которому нормы уголовного права якобы состоят из четырех элементов: гипотезы, субъектов, диспозиции и санкции. Причем в числе субъектов уголовно-правовой нормы называются общество, правоохранительные органы, преступники и потерпевшие.

Включение указанных субъектов в число элементов уголовно-правовой нормы вызывает, мягко говоря, недоумение, поскольку субъект и норма права - это совершенно разные явления, изначально несовместимые субстанции. Это два самостоятельных феномена правовой реальности, и элементы одного из них не могут быть элементами (структурными, внутренними) частями другого.

Виды правовых норм

Для изучения особенностей правовых норм важное значение имеет рассмотрение вопроса о видах норм права, т.е. об их разнообразии, отличии одной группы норм от другой, об их функциональной роли в правовом регулировании; почему в одном случае субъекты права обязаны совершать необходимые действия, в других - должны воздерживаться от совершения определенных действий, в третьих - могут совершать эти действия либо нет.

Для отнесения той или иной нормы к определенному виду важна прежде всего классификация, критерий, избранный в качестве основания для классификации. Имеется множество способов классификации правовых норм, результатом чего является и множество их видов.

Наиболее существенная и практически значимая - это классификация в зависимости от регулируемых общественных отношений (разграничение норм права по предмету правового регулирования). Это так называемая отраслевая классификация, в соответствии с которой различаются нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, семейного, земельного права.

Данная классификация дает возможность видеть все отрасли системы права, образующиеся в зависимости от предмета и метода правового регулирования, и представить весь круг регулируемых нормами права общественных отношений: конституционных, гражданских, земельных, финансовых и т.п.

Нормы отраслей права подразделяются также на материальные и процессуальные. Материальные закрепляют правовое положение субъектов, их права и обязанности, процессуальные - порядок реализации материальных норм.

Следующим важным основанием разграничения норм права является форма предписания, характер веления, содержащийся в норме права. По этому основанию различаются обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы.

Обязывающие нормы предписывают определенные обязанности участникам регулируемых отношений, их суть заключается в обязывании субъектов совершать определенные действия. Здесь главенствует формула: обязан, должен. Неисполнение обязанностей означает неповиновение, своего рода вызов правовому предписанию и игнорирование правового требования, что может привести к необходимости применения принуждения. Так, Конституция РФ обязывает каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); тот, кто уклоняется от выполнения этой обязанности, фактически игнорирует данное конституционное требование. Следствием такого поведения может быть административная и даже уголовная ответственность. По крайней мере, в Уголовном кодексе РФ содержится ст. 198, предусматривающая ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога; эта ответственность установлена в виде штрафа, обязательных работ и лишения свободы.

Управомочивающие нормы - это нормы, устанавливающие участникам регулируемых отношений определенные полномочия, закрепляющие их права, разрешающие совершение ими определенных действий, которые с юридической точки зрения не просто правомерны, а правомочны. Очень часто в управомочивающих нормах содержатся слова: "может", "вправе", "имеет право" и т.п. В качестве примера можно привести норму, содержащуюся в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ: "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию".

Особенность запрещающих норм состоит в том, что они не содержат позитивного, разрешающего правила поведения, а, напротив, устанавливают виды нежелательных, вредных и опасных действий.

Так, запретительный характер имеют все статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ, многие нормы административного права. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной отрасли права, где бы в той или иной степени не использовались запрещающие нормы в качестве правового предписания участникам общественных отношений. Причем степень их использования зависит от назначения отрасли права. Преимущественно они используются в отраслях и институтах права, имеющих первоочередное охранительное назначение (например, уголовное право). И напротив, в отраслях и институтах, менее связанных с охраной общественных отношений, предписания запретительного характера встречаются значительно реже (гражданское, семейное право).

Независимо от отраслевой принадлежности цель всех запрещающих норм - превентивная охрана регулируемых правом общественных отношений. Запретительные предписания вполне обоснованно можно назвать охранительными нормами, поскольку они предназначены для обеспечения нормального развития общественных отношений. Такие нормы являются одним из юридических средств обеспечения законности и одновременно "стимулятором" надлежащего поведения некоторых участников общественных отношений. Запрещающие нормы, как и другие нормы права, направляют поведение людей, оказывая мотивационное влияние при выборе ими того или иного варианта поведения.

Если регулятивные нормы, указывают субъектам права желательные, необходимые варианты поведения, то запрещающие, наоборот, предусматривают вид общественно опасного или общественно вредного поведения.

Если регулятивная норма указывает, как нужно действовать, чтобы достичь того или иного результата, то запреты, наоборот, указывают, как не следует себя вести, чтобы не наступили неблагоприятные последствия. Действуя в соответствии с регулятивной нормой, субъект права приобретает то или иное благо, а действуя в соответствии с запрещающей нормой, он лишь гарантирует себе предотвращение возможности применения к нему санкций.

Запрещающие нормы выполняют роль "преград", стоящих на пути возможных нежелательных действий отдельных личностей, которые могут отрицательно влиять на взаимоотношения людей. Это своего рода сигнал, предупреждающий об ответственности.

Запрещающие нормы пресекают действия, которые могли бы причинить вред общественным отношениям и помешать их нормальному функционированию. Имея целью предотвратить нежелательные для человека, общества и государства поступки, запреты выступают одним из средств самоохраны общества, против действий, нарушающих условия его существования.

Действие запрещающих норм выражается прежде всего в том, что их наличие в праве дает возможность знать о дозволенном и недозволенном поведении.

Запрещающие нормы не следует отождествлять с санкцией правовой нормы. Они хотя и весьма близки по своему назначению, поскольку как те, так и другие характеризуются прежде всего властностью, принудительностью реализации в случаях совершения правонарушения, однако санкция является указанием вида и меры государственно-правовых последствий, применяемых к субъекту права, нарушающему норму права, а запрет есть указание вида нежелательного действия участников регулируемых правом общественных отношений. Одна из целей запрещающих норм - предвосхитить применение санкций путем предупреждения нежелательного поведения, служить барьером на его пути.

В зависимости от юридической силы различаются нормы закона и нормы подзаконных актов. Если же провести еще более дробную классификацию, то можно выделить нормы федеральных конституционных законов, нормы федеральных законов и нормы законов субъектов Федерации; затем - нормы правительственных актов и нормы актов министерств и ведомств и т.д.

В зависимости от функций, выполняемых нормами права в механизме правового регулирования, можно выделить основные или исходные (отправные) нормы, нормы - правила поведения, общие и специальные нормы.

Каждый из указанных видов норм выполняет соответствующую функцию, исходя из своей социально-правовой природы и назначения в механизме правового регулирования.

Основные (исходные) нормы - это, по существу, нормы-принципы, нормы-дефиниции, служащие отправным, исходным началом для правотворческих органов. Ими необходимо руководствоваться, принимая все иные нормы; это своего рода указатель, ориентир и одновременно требование для законодателя. Такие нормы содержатся прежде всего в конституциях. Они важны для установления порядка в определенных сферах общественных отношений путем провозглашения самых общих правил и принципов, влияющих затем на создание конкретных норм (М.В. Баглай).

Примером может служить норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 68 Конституции РФ: "Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык". Такой же нормой будет и установленное ч. 1 ст. 129 Конституции РФ положение о том, что "прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации".

Нормы - правила поведения - это основная масса правовых норм, именно такие правила составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. Среди них наиболее распространены регулятивные и охранительные нормы, о которых говорилось выше.

Общие нормы - это нормы, распространяющие свое действие не на одну отрасль или институт права, а на несколько отраслей и институтов. Наиболее очевиден такой вид норм в общих частях той или иной отрасли права (уголовного, административного, уголовно-исполнительного и др.). Общие нормы охватывают весь комплекс регулируемых ими отношений в качестве общего правила для всех участников.

Специальные нормы распространяют свое действие лишь на определенный круг регулируемых отношений и на определенный круг субъектов права (например, нормы воинских уставов).

Разграничение норм права осуществляется также по методу правового регулирования. Общеизвестно: методы регулирования - это способы воздействия правовых норм на регулируемые отношения. При этом данные методы, в свою очередь, зависят от целей и возможностей правового воздействия. Если ставится цель строго предписать, повелеть, запретить какой-либо вариант действий, то избирается императивный метод (от лат. "imperere" - "повелеваю"). Вследствие этого издаются императивные нормы, т.е. категорические, повелительные, строго обязательные. Например, ч. 1 ст. 13 УК РФ гласит: "Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству".

Диспозитивный метод регулирования предполагает возможность для самих участников определить объем взаимных прав и обязанностей. Поэтому диспозитивные нормы предоставляют определенную автономию субъектам права, которые имеют возможность в границах закона совершать действия по своему усмотрению. Формулировки диспозитивных норм обеспечивают субъектам такой свободный способ действия. Эти нормы свойственны гражданскому, семейному, трудовому, финансовому праву. Примером может служить формулировка ст. 409 ГК РФ: "По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплаты денег, передачи имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок представления отступного устанавливается сторонами". Учитывая особенности отношений, регулируемых нормами гражданского, семейного, трудового, финансового права, было бы нецелесообразно избирать для этих отношений императивный или какой-либо иной жесткий метод регулирования. Диспозитивный же метод и, соответственно, диспозитивные нормы вполне себя оправдывают на протяжении многих веков во всех правовых системах.

Результатом использования других методов регулирования (рекомендательного, поощрительного) являются рекомендательные и поощрительные нормы.

Рекомендательные нормы предполагают желательные варианты действий, угодные прежде всего тем, кто принимает такие нормы (государству, сообществу, коллективу). Такие нормы - следствие мягкого метода регулирования отношений, где не требуется диктат, властный приказ и т.п.

Поощрительные нормы содержат правила, следование которым требует от исполнителей не простых, обычных действий, а лучших, сверхобычных; результатом такого исполнения может; быть премия, награда, повышение в должности.

Традиционным в юридической литературе является разграничение правовых норм по особенностям гипотезы, диспозиции и санкции.

Поскольку гипотезы могут быть простыми и сложными, то, соответственно, и нормы права классифицируют как простые ("наименования Российская Федерация и Россия - равнозначны" - ст. 1 Конституции РФ) либо сложные ("несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия" - ст. 90 УК РФ). Особенностью таких норм является: в первом случае - наличие одного условия для реализации нормы, во втором - наличие нескольких условий.

Альтернативные гипотезы также предполагают несколько условий реализации, однако в них предусмотрена возможность выбора для субъектов, применяющих (реализующих) данную норму. В зависимости от признаков, свойственных диспозиции нормы права, они подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные. Наиболее важное практическое значение имеют бланкетные и отсылочные нормы.

Бланкетные нормы содержат общую установку, общее направление действия субъектов права. В них нет конкретного, непосредственного правила, которое должно быть сформулировано или установлено правоприменителем. Классическим примером могут служить те нормы, в которых предполагаемые для установления правила упоминаются, но не приводится их содержание. Примером может служить уже упоминавшаяся норма, содержащаяся в ст. 236 УК РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил", в которой перечень правил не приводится, но во всех случаях применения этой статьи необходимо использовать санитарно-эпидемиологические нормы, установленные данными правилами.

Отсылочные нормы (их иногда называют ссылочными) прямо отсылают к другому нормативному акту, другой норме. Так, в ч. 1 ст. 117 УК РФ предусматривается: "Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет".

Тому, кто применяет норму ст. 117 УК РФ, необходимо уяснить также содержание статей 111 и 112, без чего применение ст. 117 практически невозможно. В приведенном примере видно прямое указание на необходимость использования другой нормы. Использование подобных отсылочных норм связано с удобством формулирования соответствующих статей нормативных актов, т.е. оно вытекает из правил юридической техники, позволяющих более кратко формулировать определенные статьи. Иначе пришлось бы еще раз цитировать текст тех статей, к которым отсылает законодатель.

Функции правовых норм

Функции присущи каждой норме права, содержатся в них как в особой юридической реальности, способной оказывать влияние на субъектов права своей волевой заряженностью, целевой установкой, властной обеспеченностью, четкостью требования. Данное положение соответствует учению о функциях объектов, в котором подчеркивается, что функция заложена в каждом объекте, способном действовать.

Функции правовых норм необходимо отличать от основных функций права. Особо следует отметить отличие функций нормы права от таких основных функций права, как регулятивная и охранительная. В литературе встречаются возражения против разграничения этих функций на том основании, что каждая правовая норма содержит диспозицию и санкцию, а следовательно, одновременно и регулирует, и охраняет общественные отношения. Здесь допускается ошибка логического характера: не учитывается критерий (основание) разграничения функций права в целом и функций отдельной нормы права, которая далеко не всегда и далеко не в полном объеме отражает сущностные качества системы права. Система права - не арифметическая сумма отдельных правовых норм; она содержит признаки, качественно отличающиеся от отдельной правовой нормы. Соответственно, функции нормы права и функции права в целом в такой же степени не совпадают между собой, в какой различаются норма и система права.

Функция конкретной нормы - это функция отдельной клеточки системы права, которая характеризует основную функцию не прямо и непосредственно, а косвенно и опосредованно, подчеркивая некую деталь, частичку в основной функции права.

Различие функций норм права и основных функций права можно провести и по объекту воздействия. Объектом функций права выступает весьма широкий и сложный комплекс общественных отношений, в то время как объект воздействия функций отдельной правовой нормы - это конкретное, единичное, индивидуальное общественное отношение. В первом случае право, как система, соотносится с его объектом в целом - общественными отношениями, которые оно регулирует, а во втором - речь идет об отдельной норме, о конкретном правиле поведения, направленном на конкретное отношение, т.е. речь идет о единичном, а не общем явлении.

Анализ механизма правового регулирования показывает, что каждая из норм права имеет собственное функциональное назначение. Причем одна и та же норма права может осуществлять не одну, а несколько функций. В этом проявляется универсальная способность многих правовых норм оказывать одновременно различное функциональное действие (мотивационное, информативное, ориентационное). У запрещающих норм - функции одни, у рекомендательных - другие, у поощрительных - третьи и т.д. Не могут полностью совпадать функции норм конституционного и трудового права, уголовного и гражданского, материального и процессуального. Например, в силу особого места конституции в системе нормативно-правовых актов конституционные нормы осуществляют юридическую и политическую функции, характеризующие конституционные основы правовой системы, внутренней и внешней политики. Эти функции оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т.д.

Абсолютное большинство норм уголовного права также осуществляет одновременно несколько функций: карательную, охранительную и воспитательную. Данная особенность уголовно-правовых норм объясняется важным значением их гипотез и санкций в процессе воздействия права на волю и сознание человека, результатом чего являются две основные формы поведения людей. При соблюдении гражданами уголовно-правовых запретов осуществление охранительной функции наблюдается в форме воздержания граждан от их нарушения, а если уголовный запрет нарушается, охранительная функция реализуется в форме юридической ответственности (наказания) виновных. Выполняя эти функции, нормы уголовного права одновременно воспитывают у граждан уважение к закону, т.е. осуществляют воспитательную функцию.

В то же время, как показывает функциональный анализ действия правовых норм, каждая из них, независимо от отраслевой принадлежности, в той или иной степени выполняет в механизме правового регулирования такие функции, как функцию государственной ориентации участников общественных отношений, функцию государственной оценки разнообразных вариантов поведения субъектов права, целевую и мотивационную функции.

Государственная ориентация - это направление поведения участников общественной жизни на достижение позитивных целей. Регулятивная правовая норма всегда содержит указание на дозволенный, разрешенный вариант поведения. Она является одним из наиболее авторитетных ориентиров в системе социальной ориентации, так как создается государством и охраняется им.

Запрещающие нормы предупреждают субъектов права о недозволенности, недопустимости определенных действий. Запреты служат четкими ориентирами для всех участников общественных отношений. Очень часто субъекты права сами заинтересованы в подобной ориентации, поскольку запреты предостерегают их от совершения тех действий, за которые может наступить юридическая ответственность.

Ориентирующая функция управомочивающих норм заключается в определении для субъектов права рамок дозволенного поведения путем перечисления допускаемых вариантов поведения. Совершение разрешаемых действий в данном случае ставится в зависимость от усмотрения управомоченного лица. В этих нормах обязывание и запрет отступают на второй план.

Поощрительные нормы выступают ориентиром для совершения действий, в результате которых для субъектов права наступают благоприятные последствия (награда, премия, досрочное снятие судимости, условно-досрочное освобождение от наказания). Функция ориентации поощрительных норм имеет существенные отличия от аналогичной функции других норм права.

Поощрительные нормы всегда ориентируют на активное поведение, имеющее положительные последствия для субъекта или группы субъектов права; они стимулируют действия, превосходящие обычные требования и оценки; следствием их выполнения являются сверхнормативные результаты.

Важное значение для выполнения нормами права своих социально-юридических задач имеет осуществляемая ими функция государственной оценки действий субъектов права. Сам факт установления определенной нормы, по существу, означает оценку поведения. При этом оценивается оно как полезное, либо нейтральное, либо вредное для общества. В норме права всегда содержится оценочный критерий, который можно применить к какому-либо поступку, к определенным действиям. Именно оценочный момент норм права имел в виду К. Маркс, когда писал: "Лишь постольку, поскольку я проявляю себя... я вступаю в сферу, подвластную законодателю. Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом"*(39).

Функция государственной оценки, которую осуществляют нормы права, имеет установочный характер. Это означает, что еще до совершения поступка установлено правило, дана модель поведения, которая может быть применена в качестве оценки правомерности или неправомерности совершенного деяния. Причем юридически значимую оценку может проводить лишь субъект права, наделенный соответствующими полномочиями: прокурор, судья, следователь, командир и т.п.

Наличие у норм права целевой функции объясняется их возможностью направлять поведение субъектов права путем постановки в правовых нормах определенной цели.

Значение целевой функции правовой нормы для регулирования поведения людей достаточно велико. В реальной действительности отдельный человек (или группа людей) довольно часто сталкивается с необходимостью найти наилучший вариант решения, оптимальную модель поведения. Целевая функция нормы права в подобных случаях играет роль фактора, помогающего найти оптимальный вариант правового решения, указывает путь поведения, не вызывающего юридически отрицательных последствий. Именно поэтому во многих нормативных актах содержатся указания на цели, которые ставит законодатель, принимая данный акт. Чаще всего такие указания включаются в преамбулу закона или иного нормативного акта, иногда они формулируются во вводных или первых статьях актов.

Вполне оправданно выделять и мотивационную функцию норм права. Разумеется, каждая норма издается прежде всего для того, чтобы указать вариант, вид поведения. Но при этом ставится и иная задача: сформировать мотив поведения, вызвать потребность совершить действие в соответствии с предписанием нормы права. В зависимости от того, какой мотив порожден нормой, как субъект воспринял ее требование, совершаются и юридически значимые поступки (охотно, с желанием или безразлично, с внутренним протестом, нежеланием). Мотивационная функция правовой нормы самым непосредственным образом влияет на эффективность регулирования поведения людей.

Мотивационная функция правовых норм позволяет законодателю учитывать побудительные свойства норм права и возможности их влияния на волю и сознание людей, на их поступки, адекватные целям и задачам, поставленным нормами права.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие нормы права и назовите ее характерные признаки.

2. Из каких элементов состоит структура правовой нормы?

3. Как излагаются нормы права в статьях нормативных актов?

4. Назовите виды правовых норм.

5. Каковы функции правовых норм?

Литература

1. Баранов В.М. Истинность норм советского права. Саратов, 1986.

2. Нормы советского права. Под. ред. Байтина М.И, Бабаева В.К. Саратов, 1987.

3. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984.

4. Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права. Н Новгород, 2002.

5. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права. СПб., 2003.

6. Кулапов В.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.

7. Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.

8. Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. Саратов, 1987.

9. Давыдова М.Л. Нормативно-правовые предписания в теории права. Волгоград, 2003.

Наши рекомендации