Глава 2. Происхождение государства и права
§ 1. Власть и социальные нормы (правила) в первобытном обществе
§ 2. Переход от присваивающей экономики к производящей. Расслоение общества, появление собственности, классов и ранних государств
§ 3. Основные причины и закономерности возникновения государства.
§ 4. Основные причины и закономерности появления права
§ 5. Теории происхождения государства и права
Проблема происхождения первых государств является объектом изучения представителей нескольких научных дисциплин - историков, социологов, юристов, экономистов, философов, этнографов, антропологов, археологов. Важно отметить, что, несмотря на различие методологических и теоретических подходов к исследованию данной проблемы представителей указанных научных отраслей, их характерной особенностью в последнее время является значительная интеграция. Новые фактические данные, накопленные этнографами и антропологами в последнее время, в значительной мере способствовали переоценке представлений о происхождении государства. Современная наука в значительной степени продвинулась как в теоретическом осмыслении процесса происхождения государства, так и в историческом моделировании практики государственного строительства. Представителями указанных областей науки выработаны новые концепции, объясняющие на новом теоретико-методологическом уровне процессы образования государства. Главным же достижением последних десятилетий можно считать то, что на основании сравнительных конкретно-исторических исследований удалось критически переосмыслить устоявшиеся воззрения на историческое развитие как на относительно единообразный процесс и заложить основы новой - нелинейной общей теории социокультурной эволюции.
Совершенно очевидно, что понимание особенностей происхождения государства возможно только с учетом анализа предшествующих догосударственных стадий эволюции общества, с учетом процесса социокультурной эволюции в целом. То есть вопрос о происхождении государства является лишь частью понимания процессов эволюции общества и его культуры в целом.
§ 1. Власть и социальные нормы (правила) в первобытном обществе
Историю развития человечества можно разделить на две большие исторические эпохи - эпоху догосударственного общества, когда не было ни государства, ни права, и эпоху государственной организации общества, когда появились государство и право, ставшие его неизменным атрибутом, повлиявшим самым серьёзным образом на темпы развития человеческого общества, формы и способы взаимоотношений людей внутри общества.
Исторически подтверждаемый факт - государство появилось примерно 5-6 тыс. лет тому назад (человек как разумное существо появился примерно 40 тыс. лет назад).
Государству как особой, специфической организации общества предшествовал первобытнообщинный строй, который Ф. Энгельс назвал "детством человеческого рода". Первобытнообщинная организация жизни людей - это догосударственная организация, в которой не было частной собственности, а была общественная собственность на средства добычи, пропитания и результаты этой добычи (охоты, ловли рыбы, сбора ягод и т.д.).
В этом обществе все трудились сообща и сообща делили добытые продукты питания. Тогда все были равны по отношению к орудиям труда и по отношению друг к другу.
Люди в тех условиях были вынуждены жить и трудиться коллективно, вместе, так как невозможно было существовать в одиночку - бить зверя, ловить рыбу с примитивными инструментами: палкой, камнем и т.п.
К. Маркс отмечал: "Первобытный тип коллективного производства был результатом слабости отдельной личности".
В первобытном обществе была власть. Однако это особая власть. Это власть авторитета, старейшины, вожака рода, который был первым среди равных. Люди сами избирали его в качестве старейшины за его опыт, силу, храбрость и т.п. Он вместе со своими соплеменниками ходил на охоту, рыбную ловлю, участвовал в изготовлении орудий труда. В первобытном обществе власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Там было общественное самоуправление. Органами власти являлись собрания, старейшины, вожди. Управление делами рода носило коллективный характер. Власть в первобытном обществе - это власть рода в целом, а не власть отдельных членов рода. Даже вождь - это представитель рода.
Главным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором решались основные вопросы жизни общины. Решения собрания были обязательными для всех. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода, военачальника. Они осуществляли исполнительную власть, т.е. исполняли решения собрания. Важнейшая функция старейшины - организация жизни рода, руководство повседневной, хозяйственной и общественной жизнью рода, он рассматривал возникающие споры внутри рода и решал другие текущие дела. Должность старейшины имела общественный характер. И лишь на этапе разложения родового строя эта должность возвышает старейшину, выделяет его из общих рядов рядом льгот и полномочий. В процессе развития первобытного строя его отдельные роды объединяются во фратрии, а те - в племена, и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Тогда возникает такой коллегиальный орган управления первобытного общества, как совет старейшин. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы жизнедеятельности: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и др. Совет старейшин (куда входили старейшины, вожди объединившихся племён) избирал вождя племени и других должностных лиц.
Власть в первобытном обществе осуществлялась также жрецами (колдуны, шаманы, священники, знахари). Они выполняли своего рода идеологическую функцию, влияли на психику, сознание первобытных людей, являлись хранителями и блюстителями обычаев общины.
В первобытном обществе существовало уважение, власть авторитета, которой пользовались старейшины рода. Но нигде не было особого разряда людей (полиции, суда, администрации), которые выделяются, чтобы только управлять другими. Нет управляющих, нет судей, нет полицейских, нет чиновников.
Люди в первобытном строе размещались не по административно-территориальному принципу, не по национально-территориальному принципу, а по родам. Т.е. по степени родства, по кровнородственному принципу. Там все были равны. Род не был политической организацией, а общественной. Власть старейшин имела моральный характер.
При первобытнообщинном строе наряду с властью, то же принуждение, были и нарушители обычаев. Но это принуждение осуществлялось не в интересах какого-либо класса или особой группы лиц, оно не преследовало никаких политических целей, а носило моральный характер и осуществлялось всем обществом (родом). Например, нарушитель изгонялся из рода и никто не оказывал ему никакой помощи. В тех условиях это означало гибель.
В первобытном обществе не было специальных органов власти, особого разряда людей, задача которых только и состояла бы в том, чтобы охранять установленный порядок. Любой полицейский современного государства, писал Ф. Энгельс, может позавидовать тому, как охотно люди исполняли все правила и указания старейшин.
В первобытных обществах регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами, правилами. Это ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы и т.д.
Первым видом норм были ритуалы - форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Они использовались уже тогда, когда человечество ещё не овладело речью. Ритуал - это церемония, демонстративное действие, порядок выполнения определённых действий в определённой форме. Цель ритуала - внушить определённые чувства, побудить человека совершить определённые действия.
Обряды. Если ритуалы позволяли выразить довольно примитивные эмоции (страх, гнев и др.), то обряды - более тонкие регуляторы*(1). Через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т.д. У многих народов существовал обряд инициации (посвящения). Он применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приёме в род или племя. Многим народам были известны свадебные обряды, обряды захоронения. У разных народов они применялись по-разному. Но всегда отражали радость или печаль.
Мифы считаются одной из важнейших форм социального регулирования. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.
Обычай - правило поведения, складывающееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее правилом в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения очень длительное время. В настоящее время принято делить обычаи на положительные и негативные. В первобытном обществе все обычаи считались правильными и необходимыми. Например, обычай кровной мести. Поскольку род ставил всех сородичей под защиту, то обычай кровной мести осуществлялся всеми членами обиженного рода в отношении членов рода, к которому принадлежал обидчик.
В нормах первобытного строя ещё не было разделения на права и обязанности. Они преимущественно исполнялись добровольно. Санкции существовали в виде: общественного порицания, укора и жестких (жестоких) наказаний, нанесения телесного повреждения, смертной казни.
По способу выражения социальные нормы того периода можно разделить на три вида: запреты, дозволения и обязывания. Запреты - недопустимость совершать те или иные поступки, например заключать браки между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний. Запреты инцестов (кровнородственных браков) "работали" на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп.
Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались хищения, убийства, телесные повреждения; каннибализм; кровосмешение и т.д.
Дозволения (разрешения), определяя поведение человека или объединений людей, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов.
Обязывания имели своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения. Профессор А.Б. Венгеров считал, что правила (нормы) поведения в доклассовом обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А.И. Першица, имеют характер "мононорм", т.е. единых, ещё нерасчленённых специфических норм первобытного общества. Эти "мононормы" отличаются от права, которое, как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для морали, но и наказанием на основе твёрдо фиксированных санкций.
Профессор Г.В. Мальцев считает, что мононормы не исчезнувшее явление первобытной культуры, а вполне реальный современный феномен. Для конкретного человека императивы типа "не убий", "не укради", "не лги" и т.п. соединяют в себе и религиозную заповедь, и моральную максиму, и правовое требование, являются тем, другим и третьим*(2).