Сущность и этапы политической социализации
Политическая социализация представляет собой процесс приобщения человека к соответствующей информации, усвоения идей, взглядов и образцов политического поведения.
Начинается такой процесс с раннего школьного возраста, хотя элементы политической социализации могут проявляться у ребенка и несколько ранее. Это скорее предтеча, чем сам процесс усвоения политических идей и взглядов. Например, ребенку можно внушить уважение к той стране, в которой он живет, гордость профессией отца или матери, что правильнее будет отнести к формированию черт патриотизма, чем к воспитанию уважения к политическим ценностям и их усвоению.
Как утверждают социальные психологи и педагоги, с 8—9 и до 13 лет у ребенка наступает важный этап формирования политических взглядов. Особенность этого этапа состоит в том, что он часто персонифицируется, ибо дети склонны говорить не о политическом строе, а о личности, например президента, отождествляющего этот строй. Именно с отношения к личности руководителя или руководителей государства и начинает проявляться степень доверия к той стране, где живет молодой человек.
В этом возрасте уже возможна выработка (при помощи взрослого) определенного отношения к внешним или внутренним антагонистам (врагам). У ребенка может появиться ориентация на неприязнь и отторжение отдельных народов (через эту оценку часто фиксируется отношение к государству этих народов), критический взгляд на отдельные общественные силы, особенно если это обсуждается в семье.
Определенную лепту в политическую подготовку ребенка вносит и школа как через официальную информацию о значительных событиях в жизни страны, об общенациональных праздниках, так и через общение учеников с учителем, особенно если он является активным носителем тех или иных мировоззренческих установок.
С 13—14 лет начинается следующий — подростковый этап социализации. Он характеризуется тем, что разрозненная отрывочная политическая информация начинает складываться в определенную систему, где уже есть место не только отдельным моментам политической жизни или отдельным ее персонажам. Обычно в этом возрасте в большей мере в школе, чем в семье, формируется представление о политической жизни, о структуре власти, целях общества и государства, подростки вырабатывают представление об общей политической ситуации в стране, в их сознании находят отражение важнейшие события, происходящие в обществе. И наконец, в этом возрасте реализуются первые попытки приобщения к деятельности общественных организаций, в том числе имеющих и политическую ориентацию. Именно в этом подростковом возрасте шло приобщение к скаутским организациям, к комсомолу, к другим молодежным общественно-политическим движениям, что в известной мере продолжается в современном российском обществе.
18 лет считается во многих обществах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. Заканчивается не только его гражданское становление, но молодой человек приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к этому возрасту у человека складывается и приобретает завершенный вид его мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. У большинства молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии или антипатии, а для некоторой части участие в политических процессах становится одним из важных компонентов их взрослой жизни. Иначе говоря, к этому времени человек становится полноправным субъектом политической жизни. Являясь структурным элементом класса и нации, человек в то же время в зависимости от конкретных обстоятельств самостоятельно включается в политическую деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политических отношений общества.
В некоторых работах утверждается, что с вступлением во взрослую жизнь процесс политической социализации заканчивается. С этим вряд ли можно согласиться. Дело в том, что в процессе своей жизни человек и даже целые социальные группы могут менять свои политические ориентации и видоизменять свою политическую деятельность. Так, для науки и политической практики представляет значительный интерес анализ процесса приобщения к членству в КПСС, а затем превращение ярых коммунистов в не менее ярых антикоммунистов, тем более что параллельно шел другой более логичный процесс, когда человек постепенно в ходе анализа (осознанного или стихийного) превращался в диссидента (судьба немногих) или впадал в апатию, безразличие (судьба многих).
Иначе говоря, человек подвержен политической социализации в течение всей своей жизни, даже если он не отходит от сформировавшегося в молодости восприятия политики и определенных ценностных ориентации. Но даже в этом случае он не остается полностью неизменным как политический человек. Он постоянно вносит в свою жизнь коррективы, уточняет свое отношение к политическим реалиям или видоизменяет конкретные формы своей жизнедеятельности.
Анализируя процесс включения людей в политическую жизнь, следует сказать, что, хотя великие буржуазные революции провозгласили и даже гарантировали право каждого человека на участие в политике, еще в течение длительного времени это был удел незначительного числа населения. Лишь в период политических коллизий масса участвующих в решении политических проблем резко возрастает и также резко уменьшается после победы или поражения.
Однако общая тенденция такова, что политика входит в жизнь все большего количества людей, и эта тенденция устойчива. Понимание и реализация политических прав и свобод создали основу для участия всех без исключения людей в развитии и функционировании политических отношений. И как бы ни была значительна роль руководителя любого ранга и любого звена, поведение личности в сфере политики всегда остается решающим. Процесс эмансипации человека К. Маркс справедливо связывал с осознанием каждым индивидом своей общественной, силы как силы политической. И это осознание постоянно возрастает, что проявляется в значительно более широком участии людей в решении политических судеб своей страны и мира в целом.
Отмечая увеличение массы и глубины участия в политической жизни, следует отметить и такое явление, когда предпринимаются попытки ограничить политическую деятельность людей или направить ее в другое русло. Однако всякое отстранение людей от участия в политической жизни чревато серьезными последствиями, в том или ином виде отторжения (открытого или латентного) политической системы в целом.
Иногда в общественной и политической жизни происходит аккумуляция социальных ценностей населения не только одного государства, но и ряда регионов, а иногда и мира. Так, на современном этапе развития человечества люди различной политической ориентации протестуют против милитаризации общества, политики агрессии и войны, расовой и национальной дискриминации, ущемления прав женщин, ухудшения положения молодого поколения, коррупции, хищнического отношения к использованию природных ресурсов и окружающей среды.
Таким образом, политическая социализация — сложный, многоступенчатый и многогранный процесс усвоения соответствующей информации, ее интерпретации и приспособления к своим интересам и потребностям, а также намерения реализовать их в жизни в процессе взаимоотношений с обществом и государством.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Политическая культура включает в себя политическое знание, представленное совокупностью научных положений, структурированных взглядов, мнений, ценностных ориентации и т.п., а также методов и способов их реализации (латентных или открытых) в процессе практической деятельности.
Базовая точка политической культуры — информированность людей, их знание научных основ политики. Первоначальные знания обычно приобретаются в стихийной форме. В детстве — это отрывочные данные, полученные в семье или в школе; во взрослой жизни — информация от друзей, соседей; некоторые данные об интересующих человека событиях, полученные в процессе функционирования средств массовой информации и общественного мнения; ситуативное общение на производстве, в общественном транспорте, по месту отдыха и жительства.
Часть политических знаний усваивается людьми в более или менее систематизированной форме (во время учебы), а также через регулярное общение с помощью средств массовой информации или специальное обучение. Так, политическое просвещение в СССР предоставляло значительный объем информации и при всех его издержках поддерживало интерес к политике, особенно что касалось международной жизни (в 50—70-е годы лекции по международным проблемам пользовались большой популярностью).
Отсутствие систематизированного целенаправленного просвещения в современной России чревато серьезными издержками: потерей политической ориентации, притуплением или искажением исторической памяти, пассивностью политического поведения, безразличием и апатией. Политическая заданность в советский период поведения людей, которые изображали свою активность и причастность к политической жизни, после короткого оживления интереса в начале 90-х годов приобрела черты отрешенности от происходящего на политической сцене и опять характеризуется резким снижением интереса к политическим событиям.
Огромное значение для политической культуры имеют политические ориентации, ценности, установки — все то, что формирует убеждения и готовность к действию. Повышение роли убеждений личности приводит к тому, что политические лидеры уже не могут не считаться с позициями массовых демократических движений, которые нередко, хотя и не всегда в явном виде, выражают определенные политические требования (например, программы «движения зеленых»).
Анализ социологической информации показывает, что в российском обществе возросло разнообразие политических ориентации. Здесь реально присутствует весь спектр политических убеждений: от монархических до анархических, от религиозных до фашистских, от либеральных до коммунистических. Весь вопрос состоит в степени (мере) их распространенности. В период парламентских и президентских выборов в России было выявлено, что, несмотря на массу политических партий и движений, основные убеждения группируются вокруг нескольких политических ориентации: социалистической (ее придерживается примерно одна треть избирателей), либерально-демократической (примерно каждый пятый избиратель), национально-патриотической (каждый шестой избиратель). В незначительной мере представлены общественные движения религиозной и националистической ориентации.
И наконец, политическая культура воплощается в деятельности. Но она характеризует не только сам факт участия, но и степень зрелости, осмысленности, глубины понимания и включенности политического знания в практику, что в конечном счете проявляется через участие людей в принятии политических решений, особенно на уровне местного самоуправления.
Участие человека в политической деятельности регулируется правовыми нормами того государства, в котором он живет. Обычно полноправным гражданином человек в большинстве стран становится в 18 лет. К этому сроку он приобретает все права, провозглашенные в Конституции, и соответственно обязанности — требования, предъявляемые государством человеку. Отныне он обладатель всего того, что ему доверяет государство с точки зрения его участия в жизни страны. Это можно считать главной формой политической культуры.
Однако государство устанавливает ряд ограничений, преодоление которых рождает специализированные формы политической социализации. Так, право избирать и быть избранным неоднозначно. Если право избирать предоставляется человеку в 18 лет, то право быть избранным — депутатом, губернатором, президентом, главой правительства — связано с другими возрастными критериями, которые в конечном счете сводятся к тому, что прямое участие в политическом руководстве предполагает наличие жизненного опыта, определенной профессиональной подготовки, общественной закалки.
Особые ограничения предъявляются к тем, кто становится сотрудником органов государственной безопасности, милиции, пограничных войск и т. д. Отказ от такого ограничения, как судимость, при призыве в армию в немалой степени способствовал развитию дедовщины, резкому ухудшению социально-психологической и нравственной атмосферы в армии. Это лишний раз свидетельствует о том, что в обществе нельзя исключать и специальных форм политической культуры. Более того, их необходимо развивать, дополнять и совершенствовать.
Оживление форм политической деятельности в годы перестройки в 1991—1992 гг. быстро сменилось резким снижением числа активных участников политической жизни, так как эмоциональные порывы, искреннее желание найти свое «я» в политических реалиях потерпели для большинства полный крах. Опросы общественного мнения, осуществляемые ВЦИОМ в режиме мониторинга в 90-е годы, показывают, что основная часть населения находится в состоянии атрофии политического сознания и поведения. Потенциал протеста остается в течение длительного времени неизменным: число желающих участвовать в митингах, демонстрациях даже по таким жизненно важным проблемам, как рост цен и падение уровня жизни, в 90-е годы колебалось в пределах от 20,9 до 25,9%.
Вместе с тем выборы в Государственную Думу в 1999 г. показали, что размежевание в политических предпочтениях значительное. Этот феномен политического поведения в значительной степени можно объяснить современной ситуацией в России: крахом экономики, политической неустроенностью, криминализацией общества и др. Но и в этом голосовании скорее реализовывались намерения, пожелания, чем действительно осознанная политическая культура, которая находится еще в стадии становления.