Становление общественных объединений в россии
В России первая общественная организация была официально зарегистрирована 31 октября 1765 г., когда был торжественно объявлен указ императрицы Екатерины II о том, что пятнадцати гражданам позволено объединиться в Вольное экономическое общество (ВЭО) в целях «распространения в государстве полезных для земледелия и промышленности сведений». Чтобы подчеркнуть независимость от правительства, Общество, с согласия Екатерины II, назвали «вольным».
Сегодня ВЭО России является Всероссийским добровольным творческим общественным союзом экономистов и других специалистов, возникшим в результате их волеизъявления и общности интересов в сфере развития и укрепления экономики России. Одна из главных целей Общества — активное использование потенциальных возможностей всех его членов для развития и укрепления экономики России и всех ее регионов. ВЭО России имеет свои региональные отделения в большинстве краев и областей Российской Федерации.
С 1845 г. действует Географическое общество, с 1867 г. — Общество Красного Креста, с 1894 г. — Русское театральное общество (теперь Союз театральных деятелей России). В конце XIX в. в России впервые в мире сформировались экологические общественные организации.
Постепенно возникли требования о возможности изучения общественных политических объединений, но только с 4 марта 1906 г. в России начали действовать Временные правила об обществах и союзах, которые для своего времени были достаточно прогрессивными.
В 1916 г. было зарегистрировано 2643 общественных объединения (в том числе политизированных): всеимперских — 65, всеукраинских — 53, губернских — 184, городских — 1492, уездных — 365, сельских — 484.
Временное правительство 12 апреля 1917 г. утвердило и обнародовало постановление «О собраниях и союзах», в котором (ст. 4) говорилось о праве создавать «Общества и союзы в целях, не противных уголовным законам».
После Октябрьской революции первый законодательный акт об общественных объединениях был принят 3 августа 1922 г. Это был декрет ВЦИК РСФСР «О порядке созыва съездов и Всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих объединений», согласно которому все раньше существовавшие союзы и общества должны были перерегистрироваться: предъявить устав, список членов-учредителей, получить обязательное разрешение для своего утверждения от НКВД или губисполкома.
Вслед за принятием указанного декрета заметно сократились разнообразие и число добровольных организаций: если в Москве в 1914 г. насчитывалось 689 добровольных объединений, то в 1929 г. их стало 119. В Петрограде в 1917 г. было около 500 общественных организаций, а в 1925 г. в Ленинграде — 110 союзов и обществ. Всего на 1 февраля 1928 г. в СССР насчитывалось 4480 добровольных объединений.
Своеобразным долгожителем стало Положение о добровольных обществах и их союзах, принятое в 1932 г. На протяжении длительного времени во многом были сохранены те же нормы, что действовали согласно этому положению. Утверждающие инстанции, т.е. исполкомы местных Советов, президиумы ЦИК автономных республик, республиканские наркоматы, президиум ВЦИК, наделялись соответствующими полномочиями. В нормативном акте было впервые закреплено требование о проведении работ добровольных обществ в соответствии с народнохозяйственными планами и осуществлении научных работ «на основе марксистско-ленинского метода».
К середине 80-х годов в бывшем СССР имелась следующая сеть общественных объединений: около 100 добровольных общесоюзных, более 200 — республиканских и около 8000 — местных организаций и союзов. Перестройка дала большой импульс для возникновения новых общественных объединений, произошел их лавинообразный рост.
Положение 1932 г. действовало до 1 января 1991 г. — до вступления в силу Закона СССР «Об общественных объединениях» от 9 сентября 1990 г. В РСФСР 15 января 1991 г. было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке регистрации уставов политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений в РСФСР».
Закон 1990 г. предлагал удовлетворить общественную потребность, упорядочить стремление граждан к совместной деятельности. Вместе с тем стало очевидно, что многие из ранее существовавших организаций утратили определенность и оказались в итоге малоспособными адаптироваться к изменившимся условиям и придать новую динамику своей деятельности. Между тем к 1987 г. число неформальных организаций в СССР выросло до 30 тыс., а в 1989 г. достигло 60 тыс. Активные участники неформальных групп составили 10—13% от общего числа молодежи.
Бурный рост общественных организаций, объединений и движений начался в постсоветской России. Под влиянием провозглашенных прав и свобод объединения регистрировались при минимуме требований к заявителям. В результате возникла масса образований, которые объединяли группу коллег, друзей, родственников или просто знакомых. В отличие от многих нерегистрированных групп их объединяли амбициозные цели, мечтания или маложизненные намерения. Появилась масса карликовых партий, ситуативных объединений, кратковременных движений, которые по сути дела олицетворяли пену на волнах происходящих преобразований.
К 1999 г. в России существовало свыше 200 политических партий, несколько тысяч движений и объединений только на всероссийском уровне, не говоря уже о десятках тысяч подобных образований на региональном и местном уровнях. Запоздалые меры, которые были осуществлены в 2000—2001 гг., позволили резко сократить в первую очередь объединения политического толка. На 1 июля 2001 г. было зарегистрировано 59 политических партий, 35 политических объединений и 104 политических движения, причем эксперты — специалисты по общественным объединениям считают, что положениям нового закона о политических партиях в полном объеме отвечают примерно десять организаций.
Еще большую неопределенность представляют многочисленные профессиональные, культурно-просветительские, спортивные и иные добровольные объединения, которые создаются для решения конкретных задач или реализации определенных целей.
Процесс создания и регистрации общественных движений, по данным Министерства юстиции и местных органов юстиции в 1998—1999 гг., показан в табл. 9.1.
Таблица 9.1