Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте
Виды проблем.
Философские.
· В чём смысл жизни?
· Что такое свобода?
· Как связаны язык и мышление?
2. Социальные(касаются устройства и жизни общества).
· Проблема социального неравенства
· Проблема построения идеального общества
· Что такое истинный и мнимый патриотизм?
3. Политические, социально-политические(связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп)
· Как защитить права и свободы граждан?
· Проблема взаимоотношений власти и народа
· Нужна ли обществу цензура?
· В чём опасность национализма?
4. Экологические(отражают взаимодействие человека и окружающей среды).
· Как уберечь планету от экологической катастрофы?
· Возможно гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды?
· Проблемы экологии культуры, экологии языка.
5. Нравственные (этические)(связаны с внутренними, духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
· Что такое совесть? (порядочность, вежливость, интеллигентность, милосердие)
· Какого человека можно назвать культурным?
· Всегда ли следует прислушиваться к мнению старших?
· Проблема нравственного выбора
Определяя проблему, помните:описанная в тексте жизненная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому сформулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, описанный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Варианты формулировок.
· Автор рассуждает над проблемой…
· В тексте поднимается проблема…
· Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…
· В своём тексте автор поднимает проблему (чего?) - одиночества, воспитания молодого поколения, ответственности человека за свою судьбу, влияния человека на окружающую природу и т.д.
· Вопросительное предложение:
-Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального, «поэзии» и «прозы» в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст…
- Что помогает человеку не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить достоинства? Эту проблему автор рассматривает на примере трудной судьбы замечательного русского учёного А.Ф. Лосева.
Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте.
- Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, философская, политическая, идеологическая, нравственная, социальная, национальная, международная.
- ПРОБЛЕМА(чего?) войны, мира, экономики, политики, образования, взаимоотношений…
- Постановка, изучение, рассмотрение, исследование, обсуждение, важность, сложность …. какой-нибудь проблемы.
- Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, изучить, исследовать, решить …проблему.
- Какая-то ПРОБЛЕМАвозникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.
II. КОММЕНТАРИЙ.
Комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо. (Толковый словарь)
Два типа комментария.
- Текстуальныйпредставляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Его содержание можно конкретизировать с помощью вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чём заостряет внимание?
- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
- Как выражено отношение автора к изображаемому?
- Какие чувства автора выражены в тексте?
- Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
- При концепционномкомментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Следует подумать о том, кому и в каких ситуациях приходилось сталкиваться с проблемой, коснуться «истории вопроса» (освещения этой проблемы в литературе, публицистике – коротко!), в чём своеобразие авторского видения проблемы.
В любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Типичные конструкции, которые можно использовать в комментарии.
· Автор раскрывает проблему на примере…
· В центре внимания автора…
· Автор говорит о том, что…
· Автор особо подчёркивает…
· Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению…)
· Автор отвергает (осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает)…
· Следует обратить внимание на мысль о том, что…
· Заслуживает внимания высказывание…
· Автор не случайно использует слово (слова)…упоминает (кого? что? с какой целью?)
· Противопоставляя (что? чему?)…, автор…
· Сопоставляя (что? с чем?)…, автор…
· Автора волнует…
· Автор негодует (восхищается, удивляется)…
· Автора тревожит…
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим о том, что делает автор.
III. ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Авторская позиция проявляется
· в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении
· в соотношении персонажей
· в языковом оформлении текста
Авторскую позицию помогает понять оценочная лексика, вводные слова и предложения(к счастью, к несчастью, к нашему стыду; казалось бы, я думаю, надеюсь, бесспорно и др.), образные средства (яркие эпитеты, авторские метафоры, олицетворения, риторические вопросы и восклицания).
Различные способы формулировки авторской позиции:
· Позиция автора такова:…
· Автор считает (убеждён), что…
· Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
· Автор убеждает нас в том, что…
· В тексте доказывается мысль о том, что…
· Основная мысль текста заключается в том, что…
IV. ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
Типичные конструкции
С этой точкой зрения трудно не согласиться. (Я разделяю позицию автора в том, что… Я согласна с этим утверждением…). Действительно, …
V. АРГУМЕНТАЦИЯ.
I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; с учетом выявленных сущностных признаков определяемого предмета.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.
II. Иллюстративные аргументы – примеры.
В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся.
1.Конкретные примеры:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример-текст из художественного произведения);
2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).
III. Ссылки на авторитет.
1. Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
2. Цитата из авторитетного источника.
3. Мнение специалиста, эксперта.
4. Обращение к опыту и здравому смыслу читателей (слушателей).
5. Мнение очевидцев.
6. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
7. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Типичные конструкции
- Вспоминается эпизод (утверждение такого-то, слова такого-то, мысль такого-то, страницы…, герои…, рассказ…)
- Так, в рассказе Паустовского «Телеграмма» героиня…
- Не только в литературе мы встречаем подобные примеры.
- Жизнь даёт нам немало подобных примеров.
- Есть множество примеров, подтверждающих эту точку зрения.
VII. КОМПОЗИЦИЯ.
Варианты вступления.
- Общие сведения об обсуждаемой проблеме.
Развитие человеческой цивилизации давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди всё чаще и чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст … также посвящён проблеме экологии.
- Ссылка на авторитетное мнение по вопросу.
Как говорят психологи, общее впечатление о человеке складывается всего за несколько минут, и зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики и т.п. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста.
- Обращение к читателю.
Кто из нас не слышал торжественных слов, произнесённых в торжественных ситуациях и обращённых к юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны? Наверное, слушая эти речи, многие сомневались в их искренности. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст…
- Создание интриги.
Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае? Для этого нужно совсем немногое – обратиться к книгам. Нужно только найти такую книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный неожиданностей и открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет …
- Создание эмоционального настроя.
У каждого человека есть драгоценные воспоминания детства…
- Цитата из исходного текста.
«Родину, как и родителей, не выбирают…» - пишет Валентин Распутин…
- Факты биографии автора, его взгляды, убеждения.
Б. Васильев – известный русский писатель, автор знаменитых «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война». Он знает войну не понаслышке, а из окопа, сам прошёл её лейтенантом, и тема войны, раскрытия личности человека в критических условиях всегда была близка ему.
- Проблемный вопрос.
Как должен жить человек: всегда быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста.
Языковые средства, которые можно использовать во вступлении.
- Вопросно-ответное единство.
- Цепочка вопросительных предложений.
- Назывное предложение.
- Риторический вопрос.
- Риторическое восклицание.
Варианты концовки.
Цитата, риторический вопрос, эффектная фраза.
Главное - не забывать, что самые простые вещи на свете: солнце, смех, улыбки друзей — наши самые большие драгоценности.
Не пора ли остановиться, задуматься? Именно к этому нас так эмоционально и призывает В. Солоухин.