Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте

Виды проблем.

Философские.

· В чём смысл жизни?

· Что такое свобода?

· Как связаны язык и мышление?

2. Социальные(касаются устройства и жизни общества).

· Проблема социального неравенства

· Проблема построения идеального общества

· Что такое истинный и мнимый патриотизм?

3. Политические, социально-политические(связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп)

· Как защитить права и свободы граждан?

· Проблема взаимоотношений власти и народа

· Нужна ли обществу цензура?

· В чём опасность национализма?

4. Экологические(отражают взаимодействие человека и окружающей среды).

· Как уберечь планету от экологической катастрофы?

· Возможно гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды?

· Проблемы экологии культуры, экологии языка.

5. Нравственные (этические)(связаны с внутренними, духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

· Что такое совесть? (порядочность, вежливость, интеллигентность, милосердие)

· Какого человека можно назвать культурным?

· Всегда ли следует прислушиваться к мнению старших?

· Проблема нравственного выбора

Определяя проблему, помните:описанная в тексте жизненная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому сформулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, описанный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Варианты формулировок.

· Автор рассуждает над проблемой…

· В тексте поднимается проблема…

· Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…

· В своём тексте автор поднимает проблему (чего?) - одиночества, воспитания молодого поколения, ответственности человека за свою судьбу, влияния человека на окружающую природу и т.д.

· Вопросительное предложение:

-Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального, «поэзии» и «прозы» в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст…

- Что помогает человеку не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить достоинства? Эту проблему автор рассматривает на примере трудной судьбы замечательного русского учёного А.Ф. Лосева.

Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте.

  • Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, философская, политическая, идеологическая, нравственная, социальная, национальная, международная.
  • ПРОБЛЕМА(чего?) войны, мира, экономики, политики, образования, взаимоотношений…
  • Постановка, изучение, рассмотрение, исследование, обсуждение, важность, сложность …. какой-нибудь проблемы.
  • Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, изучить, исследовать, решить …проблему.
  • Какая-то ПРОБЛЕМАвозникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

II. КОММЕНТАРИЙ.

Комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо. (Толковый словарь)

Два типа комментария.

  1. Текстуальныйпредставляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Его содержание можно конкретизировать с помощью вопросов:
    • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
    • На чём заостряет внимание?
    • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
    • Как выражено отношение автора к изображаемому?
    • Какие чувства автора выражены в тексте?
    • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
  1. При концепционномкомментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Следует подумать о том, кому и в каких ситуациях приходилось сталкиваться с проблемой, коснуться «истории вопроса» (освещения этой проблемы в литературе, публицистике – коротко!), в чём своеобразие авторского видения проблемы.

В любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Типичные конструкции, которые можно использовать в комментарии.

· Автор раскрывает проблему на примере…

· В центре внимания автора…

· Автор говорит о том, что…

· Автор особо подчёркивает…

· Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению…)

· Автор отвергает (осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает)…

· Следует обратить внимание на мысль о том, что…

· Заслуживает внимания высказывание…

· Автор не случайно использует слово (слова)…упоминает (кого? что? с какой целью?)

· Противопоставляя (что? чему?)…, автор…

· Сопоставляя (что? с чем?)…, автор…

· Автора волнует…

· Автор негодует (восхищается, удивляется)…

· Автора тревожит…

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим о том, что делает автор.

III. ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Авторская позиция проявляется

· в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении

· в соотношении персонажей

· в языковом оформлении текста

Авторскую позицию помогает понять оценочная лексика, вводные слова и предложения(к счастью, к несчастью, к нашему стыду; казалось бы, я думаю, надеюсь, бесспорно и др.), образные средства (яркие эпитеты, авторские метафоры, олицетворения, риторические вопросы и восклицания).

Различные способы формулировки авторской позиции:

· Позиция автора такова:…

· Автор считает (убеждён), что…

· Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

· Автор убеждает нас в том, что…

· В тексте доказывается мысль о том, что…

· Основная мысль текста заключается в том, что…

IV. ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ.

Типичные конструкции

С этой точкой зрения трудно не согласиться. (Я разделяю позицию автора в том, что… Я согласна с этим утверждением…). Действительно, …

V. АРГУМЕНТАЦИЯ.

I. Логические (рациональные) аргументы.

1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

5. Законы природы.

6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; с учетом выявленных сущностных признаков определяемого предмета.

7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.

8. Данные экспериментов и экспертиз.

9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры.

В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся.

1.Конкретные примеры:

– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

– литературный пример (пример-текст из художественного произведения);

2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет.

1. Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.

2. Цитата из авторитетного источника.

3. Мнение специалиста, эксперта.

4. Обращение к опыту и здравому смыслу читателей (слушателей).

5. Мнение очевидцев.

6. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).

7. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Типичные конструкции

- Вспоминается эпизод (утверждение такого-то, слова такого-то, мысль такого-то, страницы…, герои…, рассказ…)

- Так, в рассказе Паустовского «Телеграмма» героиня…

- Не только в литературе мы встречаем подобные примеры.

- Жизнь даёт нам немало подобных примеров.

- Есть множество примеров, подтверждающих эту точку зрения.

VII. КОМПОЗИЦИЯ.

Варианты вступления.

  1. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди всё чаще и чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст … также посвящён проблеме экологии.

  1. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу.

Как говорят психологи, общее впечатление о человеке складывается всего за несколько минут, и зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики и т.п. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста.

  1. Обращение к читателю.

Кто из нас не слышал торжественных слов, произнесённых в торжественных ситуациях и обращённых к юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны? Наверное, слушая эти речи, многие сомневались в их искренности. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст…

  1. Создание интриги.

Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае? Для этого нужно совсем немногое – обратиться к книгам. Нужно только найти такую книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный неожиданностей и открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет …

  1. Создание эмоционального настроя.

У каждого человека есть драгоценные воспоминания детства…

  1. Цитата из исходного текста.

«Родину, как и родителей, не выбирают…» - пишет Валентин Распутин…

  1. Факты биографии автора, его взгляды, убеждения.

Б. Васильев – известный русский писатель, автор знаменитых «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война». Он знает войну не понаслышке, а из окопа, сам прошёл её лейтенантом, и тема войны, раскрытия личности человека в критических условиях всегда была близка ему.

  1. Проблемный вопрос.

Как должен жить человек: всегда быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста.

Языковые средства, которые можно использовать во вступлении.

  1. Вопросно-ответное единство.
  2. Цепочка вопросительных предложений.
  3. Назывное предложение.
  4. Риторический вопрос.
  5. Риторическое восклицание.

Варианты концовки.

Цитата, риторический вопрос, эффектная фраза.

Главное - не забывать, что самые простые вещи на свете: солнце, смех, улыбки дру­зей — наши самые большие драгоценности.

Не пора ли остановиться, задуматься? Именно к этому нас так эмоционально и призывает В. Солоухин.

Наши рекомендации