Культура России первой половины XIX века
Развитие культуры России в первой половине XIX века ознаменовалось крупными достижениями, ставшими вкладом в мировую культуру.
Признанных высот достигла наука, особенно в естественнонаучной области и технике. Лисянский и Крузенштерн совершают первое русское кругосветное путешествие (1803-1806 годы). В 1819 году Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. В 1819 году начинает работу Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом. Гениальный прорыв в математике совершил разработкой неэвклидовой геометрии профессор Казанского университета Лобачевский. В области физики электричества крупные открытия принадлежат Петрову и Ленцу. В органической химии прославился Зинин, основатель школы русских химиков. Выдающимся медиком стал Пирогов, участник обороны Севастополя. Исследования в области обезболивания принесли ему мировую известность.
Среди технических достижений России известны электромагнитный телеграф, созданный Шиллингом в 1832 году – раньше, чем Морзе. Прославился в области электрохимии и электротехники Якоби, который в 1849 году построил первый в мире электроход. Одна из первых в мире и первая в России паровая железная дорога построена в 1834 году на Урале отцом и сыном Черепановыми. В 1837 году железная дорога соединила Петербург с Царским Селом.
В явном противоречии с развитием науки и потребностями страны пребывало просвещение. Хотя в первой половине XIX века было открыто 5 новых университетов, образование оставалось типично сословным. В ВУЗах могли учиться только представители привилегированных сословий, в высшей и начальной школе господствовал жёсткий административный и идеологический контроль. Царило религиозно-монархическое воспитание, насаждалась идеология уваровской триады – теория "официальной народности".
Развитие русской литературы шло под сильнейшим идеологическим и цензурным гнётом. Но ни в какой другой сфере вклад России в мировую культуру не был столь высок, как в ней. Русская литература первой половины XIX века прошла большой путь, в 40-50-х годах в ней окончательно утвердился реализм. Важнейшим её представителем был баснописец Крылов, поднявшийся до политической и социальной сатиры. Основоположником русской литературы нового времени стал величайший поэт А.С.Пушкин. Его появлению предшествовало творчество поэтов-романтиков Жуковского и Батюшкова. Пушкинская традиция была продолжена Лермонтовым. Его "Герой нашего времени" открыл серию русского классического романа XIX века.
Крупным литературным явлением было творчество Кольцова и Тютчева. 40-е годы стали "гоголевским периодом" русской литературы. К гоголевской реалистической школе принадлежат крупнейшие авторы – Салтыков-Щедрин, Гончаров, Достоевский. Усиливается демократическая направленность литературы, очевидная в творчестве Некрасова. К середине XIX века относится начало творчества Тургенева.
В первой половине XIX века в России формируется оригинальная музыкальная школа. В 20-30-е годы развернулось творчество ярких композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова, Верстовского. Их искания подготовили появление Глинки – основоположника русской музыкальной классики (оперы "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"). Младшим современником Глинки был Даргомыжский, создавший оперы "Русалка", "Каменный гость" и другие.
Всё более заметную роль в жизни общества играл театр. Классическими произведениями драматургии стали "Ревизор" Гоголя и "Горе от ума" Грибоедова, а в начале 50-х годов первые пьесы Островского. Особую известность приобрёл Малый Московский театр – во многом благодаря сценическому дарованию М.С.Щепкина, сына крепостного крестьянина.
В изобразительном искусстве господствовала академическая живопись, связанная с императорской Академией художеств. Ее блестящими представителями были Брюллов ("Последний день Помпеи") и Иванов. Вместе с тем появляются новые имена, не связанные с академизмом (Венецианов, Воробьёв, Федотов). Важную роль сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842 году. Прославились портретами своих современников из разных слоёв общества Кипренский и Тропинин. Широкое признание получил маринист Айвазовский.
Зодчество первой половины XIX века развивалось в русле классицизма. Русские архитекторы, обогащая общеевропейский стиль самобытными и оригинальными чертами, создают так называемый русский ампир.
В Петербурге возводятся Казанский собор (А.Н.Воронихин), Адмиралтейство (А.Д.Захаров), здание Главного штаба (К.И.Росси), ансамбль Александринского театра, новый Эрмитаж, Исаакиевский собор. В Москве – Голицынская больница, Большой театр (О.И.Бове), Большой Кремлёвский дворец (К.А.Тон).
Появляются памятники в честь выдающихся деятелей России: в Москве установлены памятники А.В.Суворову (М.И.Козловский), К.Минину и Д.Пожарскому (И.П.Мартос), в Петербурге М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли (В.А. Орловский). П.К.Клодт создаёт знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памятник И.А.Крылову.