Количественные методы социологического исследования
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Анализ документов в политической социологии — это целое направление исследовательской деятельности. Особое место в нем занимает контент-анализ, которому принадлежит важнейшая роль в изучении политических коммуникаций.
Исследовательские возможности и границы применимости контент-анализа. Метод контент-анализа предназначен для выяснения степени интенсивности и преобладающих форм репрезентации каких-либо заранее обозначенных фрагментов информации (так называемых «единиц анализа» или «смысловых единиц») в общем объеме изучаемых текстовых материалов.
Этот метод позволяет в процессе статистической обработки информационного источника дать обоснованное заключение, к примеру, об особенностях информационного сопровождения той или иной избирательной кампании, о преобладающих и доминирующих элементах в образах лидеров, воспроизводимых в политической рекламе, о типичных претензиях к органам управления, содержащихся в письмах, с которыми жители обращаются в СМИ, и т.п.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
1. Выбор информационных источников. Общий спектр информационных источников по проблемам политической жизни необычайно широк. Деятельность важнейших политических институтов и реальные политические процессы в жизни общества отражены во множестве разнохарактерных документов, часть которых чрезвычайно сложна для общего концептуального анализа и интерпретации.
Весь массив информационных источников (как объектов контент-анализа) по характеру материального носителя информации условно можно разделить на три группы. В первую группу входят текстовые материалы, отражающие позицию СМИ, в том числе электронные. Сюда относятся: книги, газеты, журналы, всевозможные плакаты, реклама, листовки, аудио- и видеозаписи, телевизионные сообщения, фильмы, фотографии и т.п.
Вторую группу составляют документы ограниченного обращения: внутриведомственные распоряжения, протоколы собраний, инструкции, отчеты и пр. И наконец, к третьей группе относятся личные архивные документы (письма, различного рода свидетельства, записи воспоминаний и дневники, семейные фотографии). К этой же группе можно отнести так называемые «тексты культуры», фиксирующие повседневные социокультурные практики людей: одежда и визуальные составляющие политической, потребительской и другой деятельности (скажем, семантически насыщенные предметы демонстрационного, престижного потребления), материально-вещественная среда, окружающая человека (оформление жилища и места работы), внешний дизайн массовых собраний, митингов, пикетов. В частности, значительный интерес представляют политические граффити — всевозможные лозунги и надписи на стенах домов и оградах, распространяющиеся в период избирательных кампаний.
В зависимости от цели проводимого исследования социолог должен прежде всего определить набор и объем информационных источников, подлежащих изучению. Ориентирами при этом могут быть: общий тираж; объем и частота выпуска того или иного издания, время и место его распространения; предполагаемая читательская аудитория — адресат издания. Непременным условием применимости контент-анализа является доступность для социолога выборочно привлеченных источников.
2. Определение смысловых единиц анализа. В соответствии с поставленной проблемой выбирается основной объект контент-аналитического исследования. В простейшем случае это могут быть понятие, термин или имя, название учреждения, организации, политической партии и т.п. Скажем, социолог может определить, насколько часто в политическом издании упоминаются названия молодежных организаций, при каких обстоятельствах и преимущественно в каких контекстах (следует иметь в виду, что в ряде случаев исследователю могут помочь компьютерные поисковые программы по ключевым словам). Другой смысловой единицей контент-анализа может быть какая-либо тема, представленная в определенных объемах текста или телевизионного времени.
Аналитик может проследить, когда, в каких контекстах и при каких условиях в том или ином издании появляется, нарастает в объемах или, напротив, исчезает тема, к примеру, дискриминации социальных меньшинств или гендерного неравенства. Контент-анализ весьма продуктивен, если необходимо выявить механизмы и интенсивность информационного представления, сопровождения и рекламы какого-либо события, случая, факта, произведения, образа.
3. Интерпретация результатов контент-анализа. В ходе выполнения контент-анализа исследователь обычно составляет калибровочную таблицу, в которую заносятся выделенные заранее признаки-индикаторы выбранных смысловых единиц, обнаруженные в тексте. После сбора информация обрабатывается, обсчитывается и классифицируется. Для увеличения надежности полученных результатов весьма полезно предоставить возможность другому аналитику проделать какую-либо часть работы для того, чтобы сопоставить полученные данные и найти общие критерии оценки.
Прежде чем переходить к обобщениям и интерпретациям, необходимо убедиться в том, что:
• отобранные для контент-анализа тексты достаточно представительны (репрезентативны) для всего массива информационного источника;
• выделенные индикаторы наличия той или иной смысловой единицы остаются неизменными на протяжении всего объема анализируемых текстов и истолковываются исследователями единообразно.
Следует также иметь в виду, что контент-анализ указанных выше «текстов культуры» во многом совпадает с процедурой формализованного наблюдения и надежность его применения в этих случаях прямо зависит от сотрудничества нескольких аналитиков, действующих независимо друг от друга, но по согласованной методике.
Преимущества и недостатки контент-анализа. Привлекательность контент-анализа связана прежде всего с тем, что этот метод позволяет проводить исследование относительно автономно. Не требуется ни создания специально обученных исследовательских коллективов, ни работы с респондентской сетью. Кроме того, эти же обстоятельства значительно удешевляют саму исследовательскую процедуру. Если информационный источник доступен, то для его анализа никаких финансовых затрат практически не требуется. Вместе с тем тщательно проведенный контент-анализ обладает большими эвристическими возможностями, позволяющими значительно оптимизировать применение иных социологических методов, а зачастую и сделать более эффективной всю стратегию исследовательского проекта. Проведение контент-анализа также не связано с проблемами этического риска или психологических трудностей общения с респондентами, которые нередко приводят к сбоям в исследовательской практике.
Ограниченность применения контент-анализа обусловлена прежде всего сложностями в общей оценке значимости (конкретно-исторической, социокультурной, политической и др.) выбранных объектов анализа, их временной контекстуальностыо, которая ясна всем читателям, слушателям, зрителям «здесь и сейчас», но пропадает почти срезу же после публикации или сообщения и подлежит логической реконструкции социолога, т.е. может быть искажена.
В то же время необходимо помнить, что контент-анализ — достаточно трудоемкая процедура, требующая от исследователя таких качеств, как внимание к деталям, тщательность, усидчивость. Наиболее продуктивные результаты приносит использование контент-анализа как мониторинговое сопровождение социологических опросов или наблюдения.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Исследовательские возможности и границы применимости анкетирования. Анкетный опрос относится к наиболее распространенным методам современной политической социологии. Он позволяет в достаточно сжатые сроки получать информацию об общественном мнении тех или иных социальных групп или населения в целом; об отношении людей к тем или иным политическим событиям, лидерам, явлениям; об информированности и знаниях респондентов в какой-то области; об их реальном поведении (об участии или неучастии в голосовании, в деятельности политической партии, в политических акциях и пр.); об общем настроении людей.
Результаты анкетирования как метода сбора данных прямо зависят от корректного и поэтапного исполнения следующих исследовательских процедур:
• подготовка программы социологического исследования, в которой определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, проводится операционализация основных понятий, выдвигаются гипотезы, в строгом соответствии с целью конструируется выборка, т.е. состав и количество респондентов, подлежащих опросу;
• уточнение всех финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов, которые будут привлечены к выполнению исследовательского проекта;
• разработка основного пакета инструментария — макета социологической анкеты и сопутствующих методик — инструкций к проведению полевых работ;
• проведение пробного опроса, в задачу которого входят апробация и корректировка созданного инструментария, после чего можно приступать к тиражированию анкеты;
• выполнение полевых исследований. Анкетирование может быть очным в присутствии анкетера-инструктора (так наиболее часто проводятся групповые опросы) и заочным (почтовые и прессовые опросы);
• компьютерная обработка всего массива использованных анкет, первичным итогом которой является одномерное распределение ответов респондентов по отдельным позициям вопросов анкеты (можно узнать, например, сколько людей из состава опрошенных соглашаются с тем или иным вариантом ответа на вопрос анкеты);
• подготовка итогового отчета по результатам исследования, в котором предлагается содержательный анализ полученных эмпирических данных.
Важно подчеркнуть, что недостатки и просчеты, допущенные социологом на одном из этапов опроса, не могут быть компенсированы высоким уровнем подготовки другого этапа. Именно поэтому анкетный опрос предполагает взаимозависимость, взаимопонимание, согласованную работу и оперативность всех участников проекта.
Общие правила конструирования социологической анкеты. Анкета опосредует общение социолога и респондента, поэтому ее общая композиция и структура предлагаемых вопросов зависят от множества психологических, коммуникационных, временных, возрастных и других факторов, присутствующих в повседневной жизни людей. К примеру, можно работать с самыми современными методиками, но если в ходе изучения имущественного положения и уровня доходов людей или их отношения к администрации предприятия, на котором они работают, респонденты будут сомневаться в анонимности опроса, то скорее всего анкеты будут заполняться в соответствии с неким стереотипом, неискренне, и социолог не получит достоверной информации.
Сложности, порой непреодолимые, в интерпретации результатов анкетирования возникают из-за употребления в вопросах анкеты таких распространенных (и, казалось бы, всем понятных) политических терминов, как «демократия», «свобода», «идеалы», так как разные люди вкладывают в их понимание разное содержание, и узнать о том, что именно имели в виду респонденты, — дело безнадежное.
Существует масса иных «подводных камней», обнаруженных в ходе многолетней и систематической практики социологических опросов во многих странах. Этим темам посвящена специальная литература. Многих трудностей все же можно избежать, если учитывать следующие рекомендации.
1. Анкета формируется как композиция нескольких блоков. В ее вводной части обязательно указывается название организации, проводящей опрос, сообщаются тема и задачи опроса, кратко объясняется техника ответов на вопросы. Анкетные блоки обычно формируются по тематическим признакам, причем социально-демографический блок вопросов (пол, возраст, семейное положение, трудовая занятость) размещается в начале или в самом конце анкеты.
2. В соответствии с предполагаемыми ответами вопросы анкеты разделяются на закрытые, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных; полузакрытые, когда разработчики анкеты оставляют респонденту возможность помимо выбора из предложенного набора ответов сформулировать свой вариант, и открытые, если респондент самостоятельно формулирует свой ответ (доля вопросов последнего типа в анкетах не должна превышать 10%).
Следует иметь в виду, что первое впечатление начинающего социолога о легкости самой процедуры «вопрос — ответ» весьма обманчиво. Помимо тщательной проработки логической структуры вопросов необходимо крайне внимательно относиться к предварительному анализу их содержательной стороны, поскольку именно анкетные вопросы являются проводниками той идейной тенденциозности, которая в конечном итоге может свести на нет все исследовательские усилия. Конечно, какой-либо панацеи от социологической предвзятости нет и быть не может. Однако к опыту (нередко горькому) нескольких поколений социологов присмотреться весьма полезно.
3. Особое внимание следует уделять языку анкеты. Он должен соответствовать жизненному опыту респондента, быть четким, не допускать двусмысленности и переусложненности. Любая анкета конструируется с учетом общей и профессиональной культуры тех, для кого она предназначается.
Достоинства и недостатки анкетирования. Анкетирование позволяет исследователям быстро и оперативно анализировать состояние и тенденции изменения общественного сознания больших групп людей. В настоящее время если исследовательский инструмент выполнен корректно, а выборка рассчитана правильно, т.е. опрос репрезентативен, то результаты предварительного изучения, скажем, электоральных предпочтений населения того или иного региона или населения страны в целом будут отличаться от результатов реального голосования не более чем на 3—4% (так называемая «ошибка выборки»). Специфика российского общества в этом, плане (его мнимая «непредсказуемость») состоит не в том, что у нас плохо профессионально обучены социологи, и уж тем более не в том, что народ в принципе не способен к устойчивым оценкам, а в том, что к пиаровским технологиям мобилизации или зачастую прямого манипулирования общественным сознанием общество пока не адаптировано, не выработало «противоядия». Однако думается, что процедуры демократических выборов и развитие гражданского контроля уже в ближайшие годы выведут электоральные прогнозы социологов из области их профессионального риска.
Помимо оперативности анкетирования и возможностей этого метода в изучении больших массивов респондентов к его достоинствам можно отнести сравнительную экономичность и организационную простоту. При сравнительно небольшой квалифицированной аналитической группе проведение анкетного опроса предполагает активный и грамотный менеджмент.
К недостаткам анкетирования относится зависимость качества получаемой информации от восприятия текста анкеты респондентом, а также от его аккуратности и внимательности.
В целом анкетный опрос не предназначен для выяснения глубинных причин какого-либо явления. Полученные данные скорее фиксируют феноменологическую сторону общественно-политических процессов и нуждаются в дальнейшей концептуальной интерпретации и теоретическом объяснении.
Контент-анализ и анкетирование относятся к количественным методам социологического исследования. Систематически для изучения политических процессов они стали применяться в рамках позитивистски ориентированного знания с 30-х годов XX в. и за это время не только продемонстрировали свою высокую эффективность, но стали источником многосторонней методологической и философской рефлексии.
Возникли целые научные направления, избравшие объектом изучения процедуры обработки и анализа полученных данных построение теорий измерения и математических моделей. Работы в этой области значительно продвинули инструментальную оснащенность современной социологии.
Вместе с тем параллельно, в области философского и гуманитарного (антропологического) знания, утверждалась оппозиционная методологическая парадигма, оспаривавшая претензии социологии не только на обобщение и экстраполяцию полученных эмпирических данных, но и на знание того, «как это было на самом деле», т.е. на понимание социальной реальности. Эту вторую методологическую парадигму все чаще называют «качественной», а методы, которыми она оперирует — качественными социологическими методами. К ним относят и такие традиционные методы, как наблюдение и интервью, и достаточно новые, недавно введенные в исследовательскую практику: фокус-группы, конверсационный анализ, дискурс-анализ.
В последнее время количественная и качественная методологические парадигмы в социологии сосуществуют, причем полемика между их сторонниками не затухает. Особые споры вызывают различия в подходах к построению теории на основе полученных данных. Однако в реальной исследовательской практике, когда требуется получить информацию о каких-то конкретных ситуациях (например, об отношении различных групп населения к тому или иному политику; о существующих стереотипах поведения в массовых политических акциях различных возрастных групп) количественные и качественные методы взаимодополняемы и взаимосвязаны в рамках единой исследовательской стратегии.