Кибернетика — это наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах.
Соотношение государства и права.
5. Закономерности и формы возникновения государства.
Особенности возникновения государства на Востоке.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины - это классическая, или чистая, форма возникновения государства, являвшаяся в значительной мере типичным примером образования государства вообще.
Государство здесь возникает вследствие внутренних противоречий, зародившихся внутри родового строя, без влияния каких-либо внешних факторов, и возникает вследствии появления частной собственности и разделения общества на классы.
Три обстоятельства повлияли при этом на окончательное разложение родового строя.
Во-первых, это реформы Драконта (составил в 621 году до н. э. первые писанные законы), направленные на:
а) ограничение самоуправства правящей знати;
б) урегулирование личных распрей и ограничение в связи с этим древнего права кровной мести и
в) защиту утверждающейся частной собственности.
Во-вторых, реформы Солона (594 до н.э.), важнейшей из которых явилось разделение всего населения в зависимости от имущественного положения на четыре разряда в зависимости от величины получаемого дохода с земли. Тем самым сделана была серьезная попытка подорвать самые основы родового строя.
В-третьих, реформы Клисфена (509 г. до н.э.), учредившие взамен родоплеменного деления населения, территориальное устройство (раздел всей Аттики на 10 территориальных фил), и последовавшие за этим политические преобразования, которые довершили создание афинского государства.
Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускоренборьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа.
Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями.
Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах.
Победаплебеев в этой борьбе разрушила старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия.
Верховный военачальник превращался в монарха,
а народное достояние - в королевское имущество;
органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.
Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
Основные теории происхождения государства.
Теологические теории происхождения государства.
Понятие государства и его отличительные признаки.
10. Государственный суверенитет: понятие и содержание.
Понятие и классификация функций государства.
Формы и методы реализации функций государства.
Политическая система общества: понятие, элементы.
Формирование и развитие идей гражданского общества и правового государства.
18. Гражданское общество и правовое государство.
Основные признаки правового государства.
Истоки, роль и назначение теории разделения властей.
Соотношение права и закона.
Понятие, признаки и виды государственных органов.
Понятие и элементы формы государства.
Монархия: понятие и виды.
Республика: отличительные признаки и виды.
27. Формы государственного устройства.
Классификация государств по форме государственного устройства.
Подходы к пониманию права в современной России.
Принципы права, понятие и классификация.
Реалистическая школа права.
38.
Кибернетика — это наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах.
Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т.п.). Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы ее понятий (управление, информация, двоичность информации, прямая и обратная связь, оптимальность и др.) и теоретических идей.
Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.
4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.
Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами.
Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств.
Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.
К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относят:
1) принцип всесторонности
2) принцип историзма
3) принцип комплексности
4) принцип объективности
5) принцип конкретности
6) принцип плюрализма
7) принцип органичного сочетания теории и практики,
8) принцип практического подтверждения теоретических выводов
1. Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями.
2. Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния,но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.
3. Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук - философии, социологии, эконом теории, политологии.
4. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально.
5. Принцип конкретности. требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связейитенденций его развития.
6. Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик.
Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития.
7. Основной смысл принципа органического сочетания теории и практики в процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.
8. Принцип практического подтверждения теоретических выводов
3. Функции теории государства и права.
Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.
Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.
В учебниках по юриспруденции и монографической литературе нет единства в перечислении функций.
Обычно выделяют
1) онтологическую,
2) гносеологическую,
3) методологическую,
4) эвристическую,
5) систематизирующая
6) идеологическую
7) воспитательная
8) организационно-прикладную функции.
9) прогностическую,
иногда выделяют
10) политическую (другие названия: политико-управленческую)
1) С помощью Онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.
2) Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, помогающих научному познанию государства и права.
3)Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и Методологическую функцию, т.е. яв-ся теоретической и методологической основой для других юр. наук, вооружает их методами исслед-я ГиП.
4) С помощью Эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии г п.
5) СистематизирующаяТеория государства и права приводит многообразие юридических наук в единую систему
6)Осуществляя Идеологическую функцию, ТГП вскрывает и изучает те ценности которым должны служить ГиП, приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.
7) Воспитательная функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания, проявляется в трех формах:
1) имеет обучающее значение, т.к. призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями юридической науки и формирует правосознание юристов, участвует в формировании личности юриста;
2) способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры граждан;
3) вооружает государственные органы и должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни граждан государства
8) Организационно-прикладная (практически прикладная,организа-торская) ТГиП как и юр науки в целом оказывает влияние на правовую политику государ-ва, данная функция также проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем госуд-правового строительства.
9) Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.
10) Политическая (другое название: политико-управленческая). призвана формировать научные основы внутренней и внешней политики, обеспечивать научность государственно-правового управления