Главная задача инновационной политики – стимулирование инновационных процессов.

Государственная инновационная политика касается широкого круга проблем:

· стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;

· технологической перестройки производства;

· формирования инфраструктуры и информационнойбазы нововведений;

· создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;

· обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;

· совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;

· привлечения иностранных инвестиций;

· содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;

· научно-технического прогнозирования и программирования и другого.

Основными принципами формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

· государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;

· выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;

· ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

· участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;

· участие ученых, их общественных организаций и объединений в формировании и реализации государственной научно-технической политики;

· непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;

· государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;

· обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;

· использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

· равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

· повышение престижа научного труда и технического творчества;

· взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;

· открытость научно-технической политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспособности и жизненно-важным интересам РБ;

· поддержка развития инновационной инфраструктуры.

Основные направления государственного регулирования в области научно-технической политики:

1. Прогнозирование важнейших направлений научно-технической политики (выбор приоритетных направлений развития НТП);

2. Разработка научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных, межгосударственных);

3. Организация финансирования и кредитования научно-технической деятельности;

4. Налогообложение в научно-технической сфере;

5. Государственный заказ.

Первое направление. Основой принятия государственных решений в научно-технической сфере являются планирование и прогнозирование. Прогнозирование развития науки и техники в республике осуществляется:

· через систему частных прогнозов (по важнейшим проблемам социально-экономической, научно-технической и структурно-инвестиционной политики);

· посредством комплексного прогноза научно-технического развития.

Осуществление прогнозирования и планирования предполагает выбор приоритетных направлений развития НТП, которые обусловливаются:

· ресурсным обеспечением;

· новыми и значимыми направлениями в развитии НТП;

· объективной необходимостью решения первоочередных и наиболее значимых проблем в жизнедеятельности общества.

Поднаучно-техническими приоритетами понимаются наиболее перспективные открытия, разработки, способствующие многократному росту производительности труда, прибыли, снижению издержек производства и потребления, ресурсообеспечению и т.д. В Беларусивыбор приоритетов осуществляется с учетом двух видовкритериев:

· по критерию научной значимости и перспективности работ;

· по социально-политическим и организационным условиям реализации.

В РБ в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития приоритетными определены:

· технологии, основанные на высококонцентрированных источниках энергии;

· информационные технологии, основанные на применении вычислительной техники;

· перспективные технологии интегрированных производств с использованием вычислительной техники;

· биотехнологии (технологии использования микроорганизмов, генетической и клетчатой инженерии);

· новые материалы (полимерные, композиционные, полупроводниковые);

· ресурсосберегающие и экологически чистые технологии.

Второе направление. Научно-технические программы – плановый документ, предусматривающий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения и относящихся к разным сферам деятельности (научной, проектно-конструкторской, строительной производственной). Это направление регламентируется:

· Положением о порядке разработки и выполнения государственных научно-технических программ (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2002 г. № 737);

· Положением о порядке разработки и выполнения региональных научно-технических программ

Основными этапами разработки программ являются:

1) определение и обоснование на основе приоритетных направлений научно-технической деятельности наиболее важных социально-экономических и научно-технических проблем общегосударственного и межотраслевого характера, по которым необходима разработка программ;

2) подготовка перечня государственных научно-технических программ и внесение его в СМ РБ для согласования с Президентом РБ и последующего утверждения;

3) определение государственными заказчиками базового списка объектов разработки, которые могут составить основу программ (с указанием видов и объемов конечной научно-технической продукции), его согласование с Комитетом по науке и опубликование в периодической печати;

4) проведение конкурсного отбора заданий программ, их государственная научно-техническая экспертиза в соответствии с порядком организации и проведения государственной научно-технической экспертизы заданий научно-технических программ и инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, определяемым СМ РБ;

5) формирование государственного заказа на реализацию научно-технических проектов.

Третье направление. В РБ финансирование может осуществляться за счет собственных, заемных и привлеченных источников. В целях реализации государственной научно-технической политики государственными органами Республики Беларусь ежегодно выделяются ассигнования на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из бюджета и других контролируемых ими источников. При принятии закона о бюджете на очередной год устанавливает нижнюю границу общих затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в процентах от расходной части бюджета, а также норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Средства, предусмотренные в бюджете для финансирования инновационной деятельности, используются на:

· проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

· выполнение научно-технических программ;

· подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных кадров;

· развитие материально-технической базы научных учреждений и организаций;

· расходы, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством на основе международных (межгосударственных, межправительственных) договоров;

· развитие государственной системы научно-технической информации, включая содержание научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, подготовку и издание научно-методической и научно-методической литературы, проведение научных и научно-практических мероприятий, обеспечение функционирования научно-информационных компьютерных сетей, пропаганду научных и научно-технических знаний;

· социальные нужды (до одного процента ассигнований, выделяемых научным учреждениям, общественным организациям и объединениям ученых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность);

· проведение государственной научно-технической экспертизы научно-технических программ и инновационных проектов;

· иные цели.

Кроме бюджета источником финансирования являются фонды специального назначения:

Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований;

Белорусский инновационный фонд;

Фонд информации РБ.

Источниками формирования этих фондов являются:

· ассигнования из государственного бюджета,

· добровольные отчисления заинтересованных министерств, иных республиканских органов государственного управления, предприятий и организаций, граждан, зарубежных фирм и организаций,

· доходы от собственной деятельности фондов.

Порядок их образования регламентируется законодательством РБ.

Для финансирования научно-технических программ и инновационных проектов, а также освоения новых видов продукции и технологий, создаются специальные инновационные фонды. Плательщиками являются:

· государственные предприятия, входящие в состав министерств и других ведомств в полном объеме;

· предприятия негосударственной формы собственности, имеющие долю государства в уставном фонде, в размере пропорциональном этой доле;

· предприятия негосударственной формы собственности по желанию.

Объект налогообложения: себестоимость продукции.

Ставка налога: 0,5%.

Источник уплаты налога: себестоимость продукции.

Средства инновационного фонда выделяются участвующим в образовании этого фонда организациям независимо от формы собственности на безвозвратной и возвратной основе.

Средства инновационных фондов могут направляться на:

· финансирование мероприятий по развитию производства товаров (работ, услуг);

· финансирование отраслевых программ по энергосбережению;

· погашение задолженности по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также по бюджетным ссудам (займам), выданным по решению СМ РБ под гарантию инновационного фонда;

· иные цели, определенные законодательными актами Республики

Беларусь.

Основными мерами, обеспечивающими расширениекредитного регулирования инновационной сферы, являются:

· создание сети государственных инновационных банков и государственное стимулирование развития сети коммерческих и кооперативных инновационных банков;

· предоставление льготных кредитов на работы, связанные с разработкой, освоением и внедрением новой техники и технологии;

· гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками;

· активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.

Четвертое направление. Налоговая политика государства в области научно-технической и инновационной деятельности предусматривает:

· льготное налогообложение прибыли, полученной от реализации разработок;

· освобождение от налогов на недвижимость и землю, относящихся к научным организациям;

· льготы по таможенным платежам на ввозимую продукцию научно-технического характера.

Пятое направление. Государственный заказ представляет собой задание по реализации государственных научно-технических программ и особых проектов, научно-исследовательских работ и размешается на конкурсной основе. Использование госзаказа в системе государственного регулирования Республики Беларусь позволяет:

· обеспечить ключевую роль отдельных производств в осуществлении желаемых технологических сдвигов;

· инициировать масштабные структурные изменения;

· стимулировать производство продукции, выпуск которой в данный момент отстает от народнохозяйственных потребностей.

Кроме вышеназванных государство регулирует научно-техническую деятельность через:

· развитие системы научно-технической информации,

· охрану промышленной собственности,

· подготовку научных кадров,

· повышение престижа научно-технической деятельности.


Наши рекомендации