Главная задача инновационной политики – стимулирование инновационных процессов.
Государственная инновационная политика касается широкого круга проблем:
· стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;
· технологической перестройки производства;
· формирования инфраструктуры и информационнойбазы нововведений;
· создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;
· обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;
· совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;
· привлечения иностранных инвестиций;
· содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;
· научно-технического прогнозирования и программирования и другого.
Основными принципами формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:
· государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;
· выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;
· ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;
· участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;
· участие ученых, их общественных организаций и объединений в формировании и реализации государственной научно-технической политики;
· непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;
· государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;
· обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;
· использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
· равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;
· повышение престижа научного труда и технического творчества;
· взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;
· открытость научно-технической политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспособности и жизненно-важным интересам РБ;
· поддержка развития инновационной инфраструктуры.
Основные направления государственного регулирования в области научно-технической политики:
1. Прогнозирование важнейших направлений научно-технической политики (выбор приоритетных направлений развития НТП);
2. Разработка научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных, межгосударственных);
3. Организация финансирования и кредитования научно-технической деятельности;
4. Налогообложение в научно-технической сфере;
5. Государственный заказ.
Первое направление. Основой принятия государственных решений в научно-технической сфере являются планирование и прогнозирование. Прогнозирование развития науки и техники в республике осуществляется:
· через систему частных прогнозов (по важнейшим проблемам социально-экономической, научно-технической и структурно-инвестиционной политики);
· посредством комплексного прогноза научно-технического развития.
Осуществление прогнозирования и планирования предполагает выбор приоритетных направлений развития НТП, которые обусловливаются:
· ресурсным обеспечением;
· новыми и значимыми направлениями в развитии НТП;
· объективной необходимостью решения первоочередных и наиболее значимых проблем в жизнедеятельности общества.
Поднаучно-техническими приоритетами понимаются наиболее перспективные открытия, разработки, способствующие многократному росту производительности труда, прибыли, снижению издержек производства и потребления, ресурсообеспечению и т.д. В Беларусивыбор приоритетов осуществляется с учетом двух видовкритериев:
· по критерию научной значимости и перспективности работ;
· по социально-политическим и организационным условиям реализации.
В РБ в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития приоритетными определены:
· технологии, основанные на высококонцентрированных источниках энергии;
· информационные технологии, основанные на применении вычислительной техники;
· перспективные технологии интегрированных производств с использованием вычислительной техники;
· биотехнологии (технологии использования микроорганизмов, генетической и клетчатой инженерии);
· новые материалы (полимерные, композиционные, полупроводниковые);
· ресурсосберегающие и экологически чистые технологии.
Второе направление. Научно-технические программы – плановый документ, предусматривающий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения и относящихся к разным сферам деятельности (научной, проектно-конструкторской, строительной производственной). Это направление регламентируется:
· Положением о порядке разработки и выполнения государственных научно-технических программ (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2002 г. № 737);
· Положением о порядке разработки и выполнения региональных научно-технических программ
Основными этапами разработки программ являются:
1) определение и обоснование на основе приоритетных направлений научно-технической деятельности наиболее важных социально-экономических и научно-технических проблем общегосударственного и межотраслевого характера, по которым необходима разработка программ;
2) подготовка перечня государственных научно-технических программ и внесение его в СМ РБ для согласования с Президентом РБ и последующего утверждения;
3) определение государственными заказчиками базового списка объектов разработки, которые могут составить основу программ (с указанием видов и объемов конечной научно-технической продукции), его согласование с Комитетом по науке и опубликование в периодической печати;
4) проведение конкурсного отбора заданий программ, их государственная научно-техническая экспертиза в соответствии с порядком организации и проведения государственной научно-технической экспертизы заданий научно-технических программ и инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, определяемым СМ РБ;
5) формирование государственного заказа на реализацию научно-технических проектов.
Третье направление. В РБ финансирование может осуществляться за счет собственных, заемных и привлеченных источников. В целях реализации государственной научно-технической политики государственными органами Республики Беларусь ежегодно выделяются ассигнования на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из бюджета и других контролируемых ими источников. При принятии закона о бюджете на очередной год устанавливает нижнюю границу общих затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в процентах от расходной части бюджета, а также норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
Средства, предусмотренные в бюджете для финансирования инновационной деятельности, используются на:
· проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;
· выполнение научно-технических программ;
· подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных кадров;
· развитие материально-технической базы научных учреждений и организаций;
· расходы, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством на основе международных (межгосударственных, межправительственных) договоров;
· развитие государственной системы научно-технической информации, включая содержание научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, подготовку и издание научно-методической и научно-методической литературы, проведение научных и научно-практических мероприятий, обеспечение функционирования научно-информационных компьютерных сетей, пропаганду научных и научно-технических знаний;
· социальные нужды (до одного процента ассигнований, выделяемых научным учреждениям, общественным организациям и объединениям ученых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность);
· проведение государственной научно-технической экспертизы научно-технических программ и инновационных проектов;
· иные цели.
Кроме бюджета источником финансирования являются фонды специального назначения:
Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований;
Белорусский инновационный фонд;
Фонд информации РБ.
Источниками формирования этих фондов являются:
· ассигнования из государственного бюджета,
· добровольные отчисления заинтересованных министерств, иных республиканских органов государственного управления, предприятий и организаций, граждан, зарубежных фирм и организаций,
· доходы от собственной деятельности фондов.
Порядок их образования регламентируется законодательством РБ.
Для финансирования научно-технических программ и инновационных проектов, а также освоения новых видов продукции и технологий, создаются специальные инновационные фонды. Плательщиками являются:
· государственные предприятия, входящие в состав министерств и других ведомств в полном объеме;
· предприятия негосударственной формы собственности, имеющие долю государства в уставном фонде, в размере пропорциональном этой доле;
· предприятия негосударственной формы собственности по желанию.
Объект налогообложения: себестоимость продукции.
Ставка налога: 0,5%.
Источник уплаты налога: себестоимость продукции.
Средства инновационного фонда выделяются участвующим в образовании этого фонда организациям независимо от формы собственности на безвозвратной и возвратной основе.
Средства инновационных фондов могут направляться на:
· финансирование мероприятий по развитию производства товаров (работ, услуг);
· финансирование отраслевых программ по энергосбережению;
· погашение задолженности по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также по бюджетным ссудам (займам), выданным по решению СМ РБ под гарантию инновационного фонда;
· иные цели, определенные законодательными актами Республики
Беларусь.
Основными мерами, обеспечивающими расширениекредитного регулирования инновационной сферы, являются:
· создание сети государственных инновационных банков и государственное стимулирование развития сети коммерческих и кооперативных инновационных банков;
· предоставление льготных кредитов на работы, связанные с разработкой, освоением и внедрением новой техники и технологии;
· гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками;
· активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.
Четвертое направление. Налоговая политика государства в области научно-технической и инновационной деятельности предусматривает:
· льготное налогообложение прибыли, полученной от реализации разработок;
· освобождение от налогов на недвижимость и землю, относящихся к научным организациям;
· льготы по таможенным платежам на ввозимую продукцию научно-технического характера.
Пятое направление. Государственный заказ представляет собой задание по реализации государственных научно-технических программ и особых проектов, научно-исследовательских работ и размешается на конкурсной основе. Использование госзаказа в системе государственного регулирования Республики Беларусь позволяет:
· обеспечить ключевую роль отдельных производств в осуществлении желаемых технологических сдвигов;
· инициировать масштабные структурные изменения;
· стимулировать производство продукции, выпуск которой в данный момент отстает от народнохозяйственных потребностей.
Кроме вышеназванных государство регулирует научно-техническую деятельность через:
· развитие системы научно-технической информации,
· охрану промышленной собственности,
· подготовку научных кадров,
· повышение престижа научно-технической деятельности.