Необходимость, цели и задачи государственной инновационной политики в Республике Беларусь
Государственная инновационная политика – составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности.
Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности объясняется их возрастающим значением для экономики и общества в целом:
1) влияние инноваций на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на использовании интенсивных и экстенсивных факторов производства. В современных условиях ресурсы становятся все более ограниченными, поэтому особую значимость приобретают интенсивные факторы, связанные с ростом квалификации работников, применением более производительного оборудования, экономичных материалов и т.д., что, в свою очередь, связано с достижениями НТП, т.е. инновациями.
2) воздействие на структуру общественного производства. В результате внедрения достижений НТП сокращается доля ручного труда, в итоге трудовые ресурсы перераспределяются между отраслями экономики. Отдельные отрасли вообще могут отмирать, им на смену приходят новые.
3) изменение структуры потребления.
4) влияние инноваций на социальную стабильность. Связано с возможностью возрастания доходов населения в результате роста общественной производительности труда, повышения уровня образования; создания новых рабочих мест при одновременном сокращении устаревших и неэффективных.
5) улучшение экологической обстановки.
6) развитие международного научного, технического и экономического сотрудничества. При современных масштабах НТП многие инновационные проекты невозможно осуществить одной, даже высокоразвитой стране. Однако для полноценного сотрудничества в данной Сере страна должна обладать квалифицированными кадрами и адекватной научно-технологической базой.
7) влияние инноваций на национальную безопасность (научно-технологическая безопасность).
[Извлечение из концепции национальной безопасности Республики Беларусь] Основными национальными интересами в научно-технологической сфере являются:
- формирование экономики, основанной на знаниях, обеспечение развития науки и технологий как базы устойчивого инновационного развития Республики Беларусь;
- создание новых производств, секторов экономики передовых технологических укладов, интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики и внедрение передовых технологий во все сферы жизнедеятельности общества;
- расширение присутствия Беларуси на мировом рынке интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг, взаимовыгодное международное научно-технологическое сотрудничество и привлечение в экономику страны технологий мирового уровня.
Модели инновационной политики, влияющие на выбор вариантов инновационной прлитики:
1) ориентированная на выполнение НТ программ и проектов общенационального значения – поощрение развития тех отраслей, которые имеют приоритетное значение для страны;
2) ориентированная на распространение НТ знаний – повышение способности осваивать новые технологии, расширять технологические возможности отраслей и сфер экономики.
В зависимости от проводимой инновационной политики страны мира можно разделить на 3 группы:
1. Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии инновационного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в военной сфере (США, Великобритания, Франция).
2.Страны, ориентированные на создание благоприятной инновационной среды, оптимизацию всей экономики (Германия, Швеция, Швейцария).
3.Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Уровень инновационной активности стран определяется инновационной стратегией, основными из которых являются:
Стратегия «переноса» заключается в использовании имеющегося зарубежного научно-технического потенциала и перенесении нововведений в собственную экономику. Эта стратегия была использована в первую очередь Японией в послевоенный период, когда в таких высокоразвитых странах, как США, Англия, Франция, Россия, закупались лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, пользовавшейся спросом за рубежом, с последующим созданием и развитием собственного научно-технического и научно-производственного потенциала, обеспечившего в дальнейшем весь инновационный цикл — от фундаментальных исследований и разработок до внедрения инноваций и реализации их внутри страны и на мировом рынке.
Стратегия «заимствования» заключается в том, что, опираясь на дешевую рабочую силу и используя часть из утрачиваемого собственного научно-технического потенциала, осваивается производство продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах с последующим наращиванием собственного инженерно-технического сопровождения производства и возрождением научно-технического потенциала, способного проводить собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и, используя сочетание государственной и рыночной форм экономики, обеспечивать активизацию инновационной деятельности. Такая стратегия принята в Китае и в ряде стран Юго-Восточной Азии. Классический пример — создание конкурентоспособной Южно-Корейской автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники.
Стратегия «наращивания», которой придерживаются высокоразвитые страны, в первую очередь, США, Англия, ФРГ, Франция, состоит в том, что с использованием собственного научно-технического потенциала, привлечением зарубежных ученых и конструкторов, интегрированием фундаментальной науки университетов и прикладной фирменной науки постоянно создается новый продукт, высокие технологии, которые реализуются в производстве и в социальной сфере, т.е. происходит постоянное наращивание инноваций.
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Основными задачами государственной инновационной политики являются:
- обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
- обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;
- формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;
- создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
- стимулирование авторов (соавторов) инновации;
- стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;
- содействие созданию и развитию рынка инноваций;
- создание благоприятных условий для доступа субъектов инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности;
- содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
- развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;
- прогнозирование технологического развития;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
- развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;
- обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности.
Государственная инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- свободы научного и технического творчества;
- защиты интеллектуальной собственности;
- направленности инновационной деятельности на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь;
- обеспечения эффективного взаимодействия компонентов национальной инновационной системы;
- оптимального сочетания форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных механизмов развития инновационной деятельности;
- стимулирования инновационной деятельности;
- экономической эффективности и результативности государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры;
- выделения бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов.
Меры государственной инновационной политики
Меры, создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду | Меры, непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы |