Дирижабль в Царстве льда и холода

Дирижабль не без труда пробивал себе путь к Полюсу. Первая попытка использовать управляемый аэростат для изучения малоисследованных северных земель была предпринята американцами.

В 1924 году на Аляску отправилась экспедиция с утопической идеей открыть "неизвестную землю", лежащую якобы к северу от мыса Барроу. В качестве средства передвижения был выбран аппарат производства США с романтическим названием "Shenandoah", что по-индейски значит "Дочь звезд".

Конечно, новая земля не было найдена. Неудача исследователей сказалась на отношении к избранному ими средству передвижения. Несомненные плюсы использования дирижабля не были достойным образом оценены.

Дирижабль в Царстве льда и холода - student2.ru
Справа на фотографии - Р.Амундсен.

Одним из первых энтузиастов покорения Севера с помощью воздухоплавательных аппаратов был Руаль Амундсен. Он утверждал, что дирижабль надежнее самолета, так как не требует промежуточных посадок на лед. К тому же в то время самолеты были очень дороги. В подтверждение своего мнения великий норвежец совершил в 1926 году трансарктический перелет через Северный полюс на дирижабле "Norway". Это был купленный норвежским правительством аэростат, спроектированный итальянцем У.Нобиле. Экспедиция продемонстрировала удобство этого типа летательных аппаратов при аэрофотосъемке полярных земель и для метеорологических наблюдений.

"Зеленый свет" исследованию Арктики с помощью дирижаблей был открыт.

Дирижабль в Царстве льда и холода - student2.ru
Воздухоплавательный аппарат "Italy".

В 1928 году случилось несчастье. В Ледовитом океане потерпел крушение воздухоплавательный аппарат "Italy" с полярной экспедицией Умберто Нобиле на борту.

С тех пор зарубежные путешественники стали осваивать Арктику только на дирижаблях немецкого производства. Обширные исследования были осуществлены в 1931 году аппаратом "Der Spalten Zeppelin" (Германия).

Дирижабль в Царстве льда и холода - student2.ru

Это был гигантский аэростат жесткой конструкции. Что бы иметь возможность безопасно "приводняться", гондола дирижабля имела водонепроницаемое дно. "Der Spalten Zeppelin" создавался специально для географических экспедиций, поэтому все в нем было устроено для плодотворных научных изысканий. В гондоле располагались кабина командира корабля, каюта главного инженера со всем необходимым оборудованием, комната для радиопеленгатора, двуспальные каюты для членов экспедиции. В кают-компании могли ужинать до 28 человек одновременно.

В качестве полярного инвентаря на борт было загружено оружие, спецодежда, провиант, 2 байдарки, 5 надувных лодок, 23 пары саней, 12 палаток и 46 спальных мешков. Какой самолет мог вместить такой багаж?!

Дирижабль в Царстве льда и холода - student2.ru
Внутри кабины дирижабля.

Дирижабль в Царстве льда и холода - student2.ru

В задачу экспедиции входило изучение побережий и островов Баренцева и Карского морей. Не смотря на плохие погодные условия, туман и жесточайший ветер, перелет закончился благополучно. Аппарат приземлился на воду у Земли Франца Иосифа и начал дрейф. Далее "Der Spalten Zeppelin" снова поднялся в воздух, облетел Северную Землю и полуостров Таймыр.

Над Новой Землей дирижабль произвел аэрофотосъемку, а над берегом Карского моря - сбросил парашюты с грузом для зимовщиков.

По оценкам специалистов экипаж цеппелина за три дня полета проделал работу, эквивалентную двух, трех упорной летней работе с применением ледоколов. Перелет показал широкие возможности применения дирижабля на Севере.

К сожалению, в конце 1930х годов мировое воздухоплавание вступило в стадию кризиса, от которого так и не оправилось. Авиация вытеснила дирижабли повсеместно, в том числе и воздушном пространстве Арктики

Наши рекомендации