Влияние ОМ на политические институты и процессы.
Ом как объект изучения политологии
Объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни. На международном коллоквиуме ведущих западных политологов, проведенном в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО, в предмет политической науки было включено ОМ.ОМ – представляет собой совокупность суждений, оценок характеризующих состояние массового или группового сознания, оказывающих влияние на характер различных политических процессов.
Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.
ОМ. Понятие, структура, св-тва.
ОМ – мнение значительной части населения по какой-либо общественной проблеме.
ОМ – мнение, заключающее в себе скрытое или явное, вербальное или невербальное отношение различных социальных общностей к событиям, проблемам конкретной социальной или социально-политической направленности.
ОМ – мнения по актуальным общественным проблемам, отличающиеся дискуссионностью, выраженную представлениями различных социальных групп через средства массовой коммуникации.
ОМ – представляет собой совокупность суждений, оценок характеризующих состояние массового или группового сознания, оказывающих влияние на характер различных политических процессов.
В структуру ОМ входят массовые и групповые настроения, эмоции, чувства, а также оценки и суждения.
Общественное мнение имеет следующие свойства: направленность, интенсивность, стабильность – динамичность, распространенность, зрелость.
Направленность связана с общественной оценкой явления и (или) проблемы. Она бывает позитивной, негативной и нейтральной.
Распространенность имеет два аспекта: территориальный и социально-демографический. То или иное мнение по-разному представлено на территории одного региона, страны и (или) в различных социально-демографических группах. Чем шире ареал распространенности мнения и чем глубже его проникновение в сознание различных групп, тем вероятнее наступят социальные преобразования.
Стабильность есть выражение стремления общественного мнения к устойчивости, постоянству, как по содержанию, так и по форме.
Динамичность – реакция общественного мнения на изменения его субъекта и объекта в процессе функционирования и развития.
Под зрелым понимают компетентное, интенсивное, распространенное и стабильное общественное мнение. Такое мнение вполне может быть конструктивным, с ним должны считаться властные структуры, общественные движения и партии. Такое мнение вполне может стать фактором социальных изменений.
Именно зрелое общественное мнение способно привести в движение большие массы людей. В зрелом общественном мнении находит выражение то общее, что объединяет различные социальные группы и создает качественно новое мнение большинства. Именно мнение большинства становится реальной общественной силой и фактором изменений в отдельных социальных системах и их компонентах.
Влияние ОМ на политические институты и процессы.
В развитом демократическом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, прямое участие масс в управлении, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и прочее. При этом активность функционирования и фактическое значение общественного мнения в жизни общества определяются существующими социальными условиями — всеобщими, связанными с уровнем развития в обществе производительных сил, характером производственных отношений, состоянием массовой культуры и т. п.; и специфическими, связанными с уровнем развития демократических институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений — слова, печати, собраний, манифестаций и т. д. Распространяясь, практика проведения опросов общественного мнения привела к изменениям в политической игре: политики теперь вынуждены считаться с этой новой, находящейся под контролем политологов инстанцией, которая лучше, чем «представители народа», должна высказать, чего хочет и что думает народ. Институты опроса общественного мнения теперь вмешиваются в политическую жизнь на всех уровнях: они проводят конфиденциальные опросы для политических группировок с целью выяснения, придерживаясь логики маркетинга, самых плодотворных тем избирательной кампании, оценки самых перспективных для выдвижения кандидатов; они также находятся в центре передач, которыми средства массовой информации, посвящая их политике, стараются превратить телезрителей в судей «клятвенных обещаний» политиков; национальная пресса регулярно заказывает проведение опросов об актуальных вопросах политики с целью опубликования их результатов. По мере того как все шире используются якобы научные методы, претендующие на способность измерения,воздействующего на «общественное мнение» влияния политики коммуникации основных политических лидеров, становится заметным возникновение нового понятия политики: политическое воздействие все больше становится искусством управления целого комплекса разработанных специалистами «коммуникативной политики» методов, направленных на «управление общественным мнением». Под этим подразумевается распространение более или менее подтасованных мнений, которые создаются институтами на основе личных и частных ответов, собранных у населения, которое в большинстве своем мало знает о тонкостях политической игры. Таким образом, опрос общественного мнения позволяет выдать за решенный любой важнейший вопрос политической акции, используя технику навязывания проблематики и подтасовки отдельных ответов, считая за таковые как личные мнения, так и выраженные посредством представителей коллективные мнения.
Общественное мнение выполняет несколько социальных функций, хотя делает это по-разному, в зависимости от содержания и структуры самого мнения, степени его мотивированности, а также от политического устройства конкретного общества и государства:
- является одним из источников мотивации политических действий;
- выражает отношение населения к тем или иным событиям и явлениям в жизни страны;
- выполняет консультативную функцию, т.е. может использоваться социально-политическими силами страны и их организациями для выработки программ деятельности в различных областях;
- при определенных условиях оно ставит весьма твердые и эффективные пределы деятельности классов, партий, отдельных политиков.