Сущность и особенности этики ненасилия.
Идея ненасилия заложена уже в библии. Но та же идея ещё раньше появилась в буддизме: «Не убей ничего живого» – принцип абсолюта. Все религии содержали элементы, которые послужили основой этики ненасилия. В XIX в. возникают разнообразные течения ненасилия, например толстовство, но подлинный толчок к развитию этики ненасилия дал ХХ век, для этого было две основные причины:
1. Общество к ХХ веку накопило огромные ресурсы для возможного самоуничтожения. Гибель гигантских масс людей в 1 и 2-й мировых войнах была ужасающей, она потрясала сознание. Однако именно войны показали, что общество накопило и продолжает накапливать пласты социальных противоречий самого разного уровня (Запад – Восток, Север – Юг, Метрополии – Колонии, Работодатели – Наёмные работники и т.д.).
2. Особенно бурными темпами разные типы социальных противоречий накапливались во 2 половине ХХ века. Это было связано с ускорением темпов цивилизационных преобразований, а также с развитием систем коммуникаций, которые сделали мир единым и опыт, образ жизни, способы достижения целей других людей стали достижимыми.
У истоков современной этики ненасилия стояли две уникальные фигуры:
- МахатмаГанди, религиозный буддистский деятель, возглавивший борьбу за освобождение народов Индии от колониального рабства, и
- Мартин Лютер Кинг, Баптистский священник из США, возглавивший в начале 60-х годов борьбу против расовой сегрегации в Америке. Именно благодаря ему в США появились первые смешанные школы, где обучались и «белые», и «чёрные».
Понятие «ненасилия» характеризует позицию только одной стороны в конфликте, того, кто исповедует этот принцип, и касается поведения этой стороны социального конфликта по отношению к представителям противоположной стороны. Махатма Ганди говорил: «Этика ненасилия не для трусов, она для мужественных людей». Он первым сформулировал основные принципы этики ненасилия.
Принципы этики ненасилия.
1. Это осознанная позиция, когда мы не уходим от борьбы, а противостоим другой конфликтующей стороне, используя волю и логику убеждения.
2. Представители этики ненасилия выступают против самого зла, а не против вольных или невольных носителей этого зла.
3. Этика ненасилия предполагает большое личное мужество. К этому надо себя готовить, и лучше не начинать выступления, чем не доводить его до конца. Каждый участник должен оценить ситуацию и свои силы.
4. Участие в акциях ненасилия предполагает уважение к противной стороне. Не должно быть унижений, оскорблений. Выступления касаются только сущности дела, мы должны уважать принципы другой стороны, пытаться их понять.
5. Главная цель – заставить противоположную сторону переосмыслить свою позицию, поведение, и начать действовать в другом направлении.
Мартин Лютер Кинг, характеризуя основную идею ненасилия, говорил: «Мир изначально создан Богом справедливо. Это человек в процессе деятельности внёс в него несправедливость. Решая постепенно, последовательно одну социальную проблему за другой, мы приращиваем справедливость, делая мир более похожим на тот, что создал Бог».
За 2 половину ХХ века, к числу наиболее действенных акций ненасилия относят: «Соляной марш» под руководством Махатмы Ганди в Индии, в котором приняли участие миллионы человек. Результатом стало бескровное освобождение Индии от колониальной зависимости. Другой пример – начало решения проблем расовой сегрегации в США в результате «Марша мира», в котором участвовали и «белые», и «чёрные».
Акции ненасилия могут быть организованы по горизонтали и по вертикали. По вертикали они проходят под патронажем государственных политических структур, пользуются поддержкой и бывают действенными с точки зрения принятых решений. Эти акции предпринимаются, чтобы инициировать решение, опираясь на волю народа. По горизонтали – акции обычно бывают более массовыми, организуются активными общественными органами. Их деятельность, как правило, бывает не столь велика, но чем более массовые акции удаётся организовать, тем больше воздействие на народ, а, следовательно, и на власть.