Особенности политической жизни страны конца 1960-х-начала 1980-х гг.
Характерной чертой политической жизни общества конца 1960-х - начала 1980-х гг. стала интенсивная законотворческая работа. За эти годы были приняты десятки законодательных актов, охватывающих самые различные сферы жизни. Многие положения законодательных актов отражали стремление изменить ухудшающуюся ситуацию в обществе.
Увенчать законотворческую деятельность была призвана принятая в 1977 г. новая Конституция СССР.
В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.
Во главе советской политической системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета национальностей. В перерывах между сессиями Верховного Совета его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.
Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики.
В новой Конституции были зафиксированы принципы отношений СССР с другими государствами: суверенитет, равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов. В Конституции сохранялись основные положения о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.
Уровень жизни народа
С середины 1960-х гг. партийно-государственное руководство взяло курс на повышение денежных доходов населения. Значительные слои населения обеспечили себе некоторый достаток. Увеличивалась гарантированная заработная плата колхозников, оклады низкооплачиваемых слоев населения подтягивались к оплате среднеоплачиваемых. Но рост денежных доходов населения отставал от производства товаров и услуг. В стране обострилась проблема дефицита качественных товаров. Расхождение в количестве денег, находящихся в обращении, и в количестве качественных товаров неизбежно привело как к официальному, так и скрытому росту цен. Из продажи стали исчезать дешевые товары. Дефицит стал оказывать глубокое воздействие на массовое сознание. В стране привычными стали многочасовые очереди.
Стала расти социальная дифференциация, основанная не на трудовом вкладе, а на степени доступа к дефициту. Она усугубилась нарастанием незаконных привилегий для некоторых категорий партийно-государственного аппарата, что обострило социальную напряженность в обществе.
Феномен диссидентства
Начиная с конца 1950-х гг. в СССР образуются и заявляют о себе различные идейные течения, неформальные объединения диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией). Они ставили следующие задачи: улучшение советской системы, борьба с отдельными ее недостатками, сопротивление диктату государства, отказ от существующего строя.
В стране росли нелегальные политические группы и кружки. Леворадикальная молодежь была нацелена на преобразование советского общества в духе демократического социализма (деятельность: выработка политической платформы, распространение "антисоветских " листовок).
Яркие представители диссидентского движения: историк Р.Медведев, писатель А.Солженицын, физик А.Сахаров.
С середины 1970-х гг. начинается новый этап диссидентского и правозащитного движения, возглавляемый Ю.Орловым. Им был создана общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. Они анализировали материалы о нарушении прав человека в СССР. Представители движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы, высылали за рубеж.