Тема. Взаимосвязь политики с формами

Общественного сознания

Семинар

1. Политика и мораль: взаимосвязь, различия и противоречия.

2. Политика и право (соотношение в различных политических режимах).

3. Политика, наука и религия.

4. Политика и искусство.

Литература:

Азаров Н. И. Взаимоотношения морали и политики //СПЖ. – 1997. - № 4.

Белов Г. А. Политология. - М., 1994. - Гл. I.- § 2; Гл. 4, § 5.

Гобозов И. А. Политика и мораль // СПЖ. – 1996. – № 2.

Мчедлов М. Социальное учение Церкви: новые аспекты //Свободная мысль. – 1998. - № 3.

Кефели И. Судьбы культуры ХХ века //СПЖ. – 1996. - № 5. - 6.

Карпухин О. И. Культурная политика России: цели и способы реализации //СПЖ. – 1996. - № 1.

Ключников Ю. В. Мораль, право, политика как этническая сфера //Полис. – 1992. - №2.

Костюк К. Н. Социальное учение христианских церквей:

часть I - Социальное учение католической церкви //СПЖ. - 1997. - № 5;

часть II - История становления и теоретические основания христианского учения в православии //СПЖ. - 1997. - № 4;

часть III - Становление социального учения в православии //СПЖ. – 1997. - № 6.

Яхиев С. Религия и политика //СПЖ. - 1995. - № 5.

Тема. Механизмы реализации властных полномочий,

Принятия и осуществления политических решений

Семинар. Механизмы реализации властных полномочий

1. Функции, источники и ресурсы власти.

2. Разделение, распределение и делегирование власти.

3. Разделение и делегирование власти.

4. Основные тенденции в развитии властных отношений в России.

Доклад "Система власти в Нижегородской области" (15 мин.)

Практическое занятие

Цель: ознакомить студентов с техникой анализа и технологией принятия политических решений, отработать на адаптированном примере принятие оптимального решения, приобрести некоторые навыки самостоятельного анализа политических решений с помощью политической "решетки".

Суть ситуационной задачи и порядок проведения: преподаватель знакомит студентов с технологией принятия политических решений, на основе политической "решетки" отрабатывает технику анализа принимаемых решений. Затем студенты группами по 4-5 человек ищут оптимальный вариант решения предложенной проблемы и аргументируют их преподавателю. Преподаватель в случае успешного выполнения задания может усложнить условия принятия политического решения (например, ввести дополнительно группу лоббирования).

В итоге проводится аналитический разбор предложенных вариантов решения.

Дополнительный материал для занятия - Закон РФ о бюджете на 1998 год.

Литература:

Бутенко А. П. Партия - государство как тандем особого способа осуществления и изменения власти//Социально-гуманитарные знания. – 2000, № 2.

Гаджиев К. С., Ильин В. В., Панарин А. С., Рябов А. В. Философия власти. – М., 1993.

Золина М. Б. Философия власти И. А. Ильина//Соц.-пол.журнал. –1996, № 3.

Ильин В. В. Власть//вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. – 1992, № 3, 4, 5.

Как менять конфигурацию власти в России? (Круглый стол)//Полис. – 1999, № 4.

Краснов В. М. Теория власти и властных отношений//Соц.-пол. журнал. – 1994, № 3-6.

Курскова Г. Ю. Политический феномен власти//Социально-гуманитарные знания. – 2000, № 2.

Обухов Г. Понятие власти//Власть. – 199, № 11.

Пугачев В. П. Информационная власть и демократия//Общественные науки и современность. -–199, № 4.

Рац М. Власть в России и понятие «власти»//Власть. – 1998, № 4.

Технологии политической власти: зарубежный опыт. – Киев, 1994.

Тема. Бизнес и политика

Cеминар

1. Политика и экономика, их соотношение в различных политических режимах.

2. Место и роль бизнеса в структуре экономики.

3. Лоббизм как средство реализации бизнесом своих интересов.

4. Политические проблемы становления и развития бизнеса в современной России.

Литература:

Зудин А. Россия: бизнес и политика (формы организации бизнеса); Россия: бизнес и политика (стратегия власти в отношениях с группами давления бизнеса)//Мир.экон-ка и межд.отн-я. - 1996, N 3,5.

Зрелов П. Нужны ли российскому бизнесу свои политические партии? //Межд.жизнь. - 1993, N 1.

Зубков С.А. Лоббизм в практике менеджмента // Соц.-полит. жур нал. - 1996, N 5.

Зяблюк Н. Лоббизм в США // США: экономика, политика, идеология. - 1996, N 1,2.

Деловая культура российского общества. Круглый стол ученых //Общ. науки и совр-ть. - 1993, N 3.

Колобов О.А., Сергунин А.А. Суперлобби. - Н.Новгород, 1994.

Куколев И.В. Формирование бизнес-элиты // Общ.науки и совр-ть. - 1996, N 2.

Культура и рынок. Круглый стол ученых//Общ.науки и совр-ть. - 1991, N 2.

Молько А. Лоббизм // Общ.науки и совр-ть. - 1995, N 4.

Нещадин А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс, -1996, N 3,4.

Шихирев П.Н. Возможна ли этика бизнеса? // Общ.науки и совр-ть. - 1997, N 6.

Философия бизнеса: Уч. пособие /Под ред. С.А.Ермакова.- Н.Новгород, 1994.

Вяткин К. С. Лоббизм по-немецки//Полис. – 1993, № 1.

Государственная служба. Группы интересов. Лоббирование (Взгляд из-за рубежа). Вып. 4. – М., 1995.

Группы интересов//Полис. 1992, № 5-6.

Зубков С. А. Лоббизм в практике менеджмента//Соц.-пол. журнал. – 1996, № 5.

Зяблюк Н. Г. США: лоббизм и политика. – М., 1978.

Иванов Н. Современная организация лоббистских кампаний (на примере США)//Власть. – 1999, № 3.

Лоббизм в России: этапы большого пути//Социс. – 1996, № 4.

Росс У. Лоббисты в конгрессе//США: экономика, наука, идеология. – 1994, № 4.

Наши рекомендации