Тема. Взаимосвязь политики с формами
Общественного сознания
Семинар
1. Политика и мораль: взаимосвязь, различия и противоречия.
2. Политика и право (соотношение в различных политических режимах).
3. Политика, наука и религия.
4. Политика и искусство.
Литература:
Азаров Н. И. Взаимоотношения морали и политики //СПЖ. – 1997. - № 4.
Белов Г. А. Политология. - М., 1994. - Гл. I.- § 2; Гл. 4, § 5.
Гобозов И. А. Политика и мораль // СПЖ. – 1996. – № 2.
Мчедлов М. Социальное учение Церкви: новые аспекты //Свободная мысль. – 1998. - № 3.
Кефели И. Судьбы культуры ХХ века //СПЖ. – 1996. - № 5. - 6.
Карпухин О. И. Культурная политика России: цели и способы реализации //СПЖ. – 1996. - № 1.
Ключников Ю. В. Мораль, право, политика как этническая сфера //Полис. – 1992. - №2.
Костюк К. Н. Социальное учение христианских церквей:
часть I - Социальное учение католической церкви //СПЖ. - 1997. - № 5;
часть II - История становления и теоретические основания христианского учения в православии //СПЖ. - 1997. - № 4;
часть III - Становление социального учения в православии //СПЖ. – 1997. - № 6.
Яхиев С. Религия и политика //СПЖ. - 1995. - № 5.
Тема. Механизмы реализации властных полномочий,
Принятия и осуществления политических решений
Семинар. Механизмы реализации властных полномочий
1. Функции, источники и ресурсы власти.
2. Разделение, распределение и делегирование власти.
3. Разделение и делегирование власти.
4. Основные тенденции в развитии властных отношений в России.
Доклад "Система власти в Нижегородской области" (15 мин.)
Практическое занятие
Цель: ознакомить студентов с техникой анализа и технологией принятия политических решений, отработать на адаптированном примере принятие оптимального решения, приобрести некоторые навыки самостоятельного анализа политических решений с помощью политической "решетки".
Суть ситуационной задачи и порядок проведения: преподаватель знакомит студентов с технологией принятия политических решений, на основе политической "решетки" отрабатывает технику анализа принимаемых решений. Затем студенты группами по 4-5 человек ищут оптимальный вариант решения предложенной проблемы и аргументируют их преподавателю. Преподаватель в случае успешного выполнения задания может усложнить условия принятия политического решения (например, ввести дополнительно группу лоббирования).
В итоге проводится аналитический разбор предложенных вариантов решения.
Дополнительный материал для занятия - Закон РФ о бюджете на 1998 год.
Литература:
Бутенко А. П. Партия - государство как тандем особого способа осуществления и изменения власти//Социально-гуманитарные знания. – 2000, № 2.
Гаджиев К. С., Ильин В. В., Панарин А. С., Рябов А. В. Философия власти. – М., 1993.
Золина М. Б. Философия власти И. А. Ильина//Соц.-пол.журнал. –1996, № 3.
Ильин В. В. Власть//вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. – 1992, № 3, 4, 5.
Как менять конфигурацию власти в России? (Круглый стол)//Полис. – 1999, № 4.
Краснов В. М. Теория власти и властных отношений//Соц.-пол. журнал. – 1994, № 3-6.
Курскова Г. Ю. Политический феномен власти//Социально-гуманитарные знания. – 2000, № 2.
Обухов Г. Понятие власти//Власть. – 199, № 11.
Пугачев В. П. Информационная власть и демократия//Общественные науки и современность. -–199, № 4.
Рац М. Власть в России и понятие «власти»//Власть. – 1998, № 4.
Технологии политической власти: зарубежный опыт. – Киев, 1994.
Тема. Бизнес и политика
Cеминар
1. Политика и экономика, их соотношение в различных политических режимах.
2. Место и роль бизнеса в структуре экономики.
3. Лоббизм как средство реализации бизнесом своих интересов.
4. Политические проблемы становления и развития бизнеса в современной России.
Литература:
Зудин А. Россия: бизнес и политика (формы организации бизнеса); Россия: бизнес и политика (стратегия власти в отношениях с группами давления бизнеса)//Мир.экон-ка и межд.отн-я. - 1996, N 3,5.
Зрелов П. Нужны ли российскому бизнесу свои политические партии? //Межд.жизнь. - 1993, N 1.
Зубков С.А. Лоббизм в практике менеджмента // Соц.-полит. жур нал. - 1996, N 5.
Зяблюк Н. Лоббизм в США // США: экономика, политика, идеология. - 1996, N 1,2.
Деловая культура российского общества. Круглый стол ученых //Общ. науки и совр-ть. - 1993, N 3.
Колобов О.А., Сергунин А.А. Суперлобби. - Н.Новгород, 1994.
Куколев И.В. Формирование бизнес-элиты // Общ.науки и совр-ть. - 1996, N 2.
Культура и рынок. Круглый стол ученых//Общ.науки и совр-ть. - 1991, N 2.
Молько А. Лоббизм // Общ.науки и совр-ть. - 1995, N 4.
Нещадин А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс, -1996, N 3,4.
Шихирев П.Н. Возможна ли этика бизнеса? // Общ.науки и совр-ть. - 1997, N 6.
Философия бизнеса: Уч. пособие /Под ред. С.А.Ермакова.- Н.Новгород, 1994.
Вяткин К. С. Лоббизм по-немецки//Полис. – 1993, № 1.
Государственная служба. Группы интересов. Лоббирование (Взгляд из-за рубежа). Вып. 4. – М., 1995.
Группы интересов//Полис. 1992, № 5-6.
Зубков С. А. Лоббизм в практике менеджмента//Соц.-пол. журнал. – 1996, № 5.
Зяблюк Н. Г. США: лоббизм и политика. – М., 1978.
Иванов Н. Современная организация лоббистских кампаний (на примере США)//Власть. – 1999, № 3.
Лоббизм в России: этапы большого пути//Социс. – 1996, № 4.
Росс У. Лоббисты в конгрессе//США: экономика, наука, идеология. – 1994, № 4.