РАЗДЕЛ I. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX—XX ВВ. РЕВОЛЮЦИЯ 1905 - 1907 ГГ. В РОССИИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ XX ВЕКА
Для самостоятельной работы студентов
Иркутск 2016
УДК 373:94
ББК 63.3я72 С37
Гордеева Ю.В.
Рабочая тетрадь: методическое пособие / Ю. В. Гордеева. – Иркутск: ИрГУПС МК ЖТ, 2016. – 49 с.
Рабочая тетрадь разработана на основании Федерального Государственного стандарта и соответствует программе дисциплины «История». Методическое пособие содержит теоретический и практический материал, направленный на овладение знаниями и умениями по разделу программы «История». В него включены разнообразные по форме и уровню сложности задания, выполняя которые студенты повторяют и углубляют полученные на знания, закрепляют и совершенствуют необходимые умения и навыки.
Рабочая тетрадь - 51 с., 3 схемы, 5 контурные карты, 13 использованных источников.
УДК 373:94
ББК 63.3я72
© ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет
путей сообщения МК ЖТ, 2016
© Гордеева Ю.В. 2016
РЕЦЕНЗИЯ
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. В рабочую тетрадь включены разнообразные по форме и уровню сложности задания, визуальные тесты по истории Древней Руси, выполняя которые студенты повторяют и углубляют полученные на занятиях знания, закрепляют и совершенствуют необходимые умения и навыки.
Проблемно-познавательные задания позволяют отработать практические умения и навыки, на это направлены задания по группировке информации, установления хронологической и логической последовательности, задания на установление соответствия, анализ исторических источников. Вопросы и задания, предложенные студентам, требуют от них знания фактов, дат, наиболее важных понятий. Контурные карты и задания к ним помогут студентам сформировать навыки работы с историческим атласом и картами учебника.
Рабочая тетрадь даёт возможность лучше организовать самостоятельную работу студентов, как на занятиях, так и во внеурочное время – дома. При выполнении заданий как репродуктивного, так проблемно-познавательного уровней, совершенствуются навыки работы с материалом учебника и историческими документами, а так же значительно облегчается работа по осуществлению контроля усвоения знаний на всех этапах учебного процесса. Рабочая тетрадь может использоваться в учебных заведениях СПО, при подготовке абитуриентов к поступлению на исторические, юридические и другие гуманитарные специальности вузов.
Рецензент _______________ / ______
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………. | |
Раздел I. Россия на рубеже XIX—XX вв. Революция 1905 - 1907 гг. в России ……….. | |
Тема 1.1. Экономическое развитие России на рубеже веков…………………………….. | |
Тема 1.2. Население и социальная структура России в конце XIX-начале XX вв. ……... | |
Тема 1.3. Формирование многопартийности и парламентаризма ………………………... | |
Тема 1.4. Русско-японская война (1904-1905 гг.) ……….………………………................. | |
Тема 1.5.Первая русская революция (1905-1907 гг.) ……………………………………... | |
Раздел 2.Первая мировая война. От Февраля к Октябрю………………………………. | |
Тема 2.1. Россия в годы Первой мировой войны …………………………………………. | |
Тема 2.2. Февральская революция. Октябрьское вооруженное восстание ……………… | |
Тема 2.3. Гражданская война в России …………………………………………………..... | |
Раздел 3. Россия между мировыми войнами……………………………………………… | |
Тема 3.1.Новая экономическая политика в Советской России. Индустриализация и коллективизация в СССР ……………………………………………………………………. | |
Тема 3.2. Советское государство и общество. Советская культура в 20-30-е гг. XX в. | |
Тема 3.3. Внешняя политика советского государства в 20-е гг. ………………………...... | |
Тема 3.4. Формирование тоталитарной политической системы в СССР………………... | |
Тема 3.5. Ускоренная модернизация страны ………………………………………………. | |
Тема 3.6. Внешняя политика СССР в 30-е годы …………………………………………... | |
Раздел 4.Великая Отечественная война ………………………………………………….. | |
Тема 4.1.Начало Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны……… | |
Тема 4.2. Боевые действия летом 1942 года. ……………………………………………… | |
Тема 4.3. Завершающий этап Второй мировой войны …………………………………… | |
Раздел 5.Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг.……………………….. | |
Тема 5.1. Политика «оттепели» в социально-экономической сфере и внешней политике ……………………………………………………………………………………………… | |
Тема 5.2. Политический курс Л.И. Брежнева …………………………………………….. | |
Тема 5.3. Социально-экономическое положение страны в период «зрелого социализма» …………………………………………………………………………….......................... | |
Тема 5.4. Повороты внешнеполитического курса (1964-1984 гг.) ……………………….. | |
Раздел 6. СССР в годы перестройки………………………………………………………. | |
Тема 6.1. Экономическая политика М.С. Горбачева………………………………………. | |
Тема 6.2. Политические реформы перестройки……………………………………………. | |
Раздел 7. Формирование российской государственности в XXI веке. | |
Тема 7.1. Начало реформ и период перманентного кризиса власти Россия 1990-х гг. | |
Тема 7.2. Курс президента В.В. Путина на консолидацию общества. | |
Тема 7.3. Внутренняя политика России в начале XXI века - восстановление государства……………………………………………………………………………………............. | |
Список использованных источников ………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
«Рабочая тетрадь по истории XX века» разработана на основании Федерального Государственного стандарта и программы учебной дисциплины «История», для специальностей среднего профессионального образования, согласно рекомендациям по реализации среднего общего образования в ОУ. Учебное пособие составлено по программе «История» и рассчитано на 44 часа.
«Рабочая тетрадь» предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по образовательной программе среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Темы, представленные в пособии, идут в строгом соответствии с рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «История», что позволяет не только изучать материал, но и параллельно закреплять полученные знания.
«Рабочая тетрадь» разработана для студентов медицинского колледжа и позволяет им ориентироваться не только в исторических событиях своей страны и народа, но и узнать много нового из истории стран мира, их исторических, геополитических, культурных особенностях. Приобретенные знания позволят расширить кругозор, быть в курсе происходящих событий, следить за быстро меняющимися событиями в мире.
В пособии представлены различные виды заданий, направленные на формирование у студентов таких навыков, как умение логически мыслить, делать самостоятельные выводы, анализировать и сравнивать исторические документы, выстраивать логические цепочки.
Документы, использованные в пособии, помогут студентам более четко представить ту или иную историческую эпоху, предоставят возможность студентам увидеть ситуацию глазами современников.
Структура рабочей тетради включают в себя последовательные в хронологическом порядке расположенные темы. Практически для каждой темы подобраны документы, работа с которыми способствует развитию логического мышления. Кроме того, разноплановые и разнохарактерные задания способствуют развитию памяти и умению анализировать.
Цельпредлагаемого пособия - активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, повысить эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, усвоения и закрепления знаний и умений.
«Рабочая тетрадь» создана для контроля и самоконтроля, усвоения теоретического материала занятия. Учебное пособие способствуют формированию и развитию у студентов учебной деятельности, интеллектуальных умений, обеспечивает самостоятельное добывание и усвоение знаний по дисциплине. Рабочая тетрадь даёт возможность лучше организовать самостоятельную работу студентов, как на занятиях, так и во внеурочное время – дома.
В результате изучения учебной дисциплины с помощью «Рабочей тетради по истории XX века» обучающийся:
Должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций, основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
РАЗДЕЛ I. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX—XX ВВ. РЕВОЛЮЦИЯ 1905 - 1907 ГГ. В РОССИИ