Нового международного политического 3 страница

ВЛАСТЬ –это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительностивласти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни.

Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества и власти другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве власть всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при сознательном она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом.

Власть как волевое отношение, способность заставить человека поступать определенным образом, форма организации индивидуальной и общественной жизни присуща личности как субъекту свободной, целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств жизни и себя самой. Она естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного применения вовне. Проблема состоит в том, что человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включение в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное «наложение» воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство, общество и т.п. Тем самым присущая человеку потребность власти вовлекается в орбиту различных форм общественной власти.

Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство и информация, знания, занимаемая должность и пр. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – центральное понятие становящейся политологии как отрасли знания, учебной дисциплины. Оно фиксирует совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.

Убеждение и принуждение как средство, механизмы реализации воли политически господствующей силы в реальной практике политического процесса выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство, которое в конкретно-исторической фазе развития может нарушаться, в результате чего превалирует метод убеждения или принуждения. В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования и функционирования политической власти: тоталитарная, авторитарная, демократическая, базирующиеся на отношениях зависимости, независимости и взаимозависимости политических субъектов, которые, в свою очередь, порождают различные модификации этих трех основных форм.

Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти, поскольку оно системно отражает целостный социальный организм общества, имеет сложную субординационную и координационную структуру систему политических отношений.

Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очередь, это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т.д.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество.

Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и противоречий, создания условий для нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности общества и государства.

ВЛАСТЬ (ФОРМЫ ВЛАСТИ В КРАТОЛОГИИ) - одна из систем классификации власти, в основу которой положены разнообразные формообразующие эле­менты власти (от греч. kratos - власть). Подобная классификация опира­ется на разнородные логико-исторические основания и включает в себя несколько десятков видов. В нашем словаре даются определения понятий «автократия», «аристократия», «бюрократия», «демократия», меритократия» и другие. Кроме перечисленных форм укажем на некоторые другие: Агиократия (греч. hagios - святой) - власть, в основе которой лежат реализуемые сакральные ценности. Банкократия (фр. banque) - власть банков. Геронтократия (от греч. gиron - старик) - власть мудрецов-ста­рейшин. Изократия (от греч. isos - равный, одинаковый, подобный) - власть граждан, равных перед законом. Клептократия (греч. klepto - во­рую) - власть, под различными предлогами разрушающая, разворовывающая богатство общества. Маникратия (англ. money - деньги) - власть денег. Медиакратия (англ. mass media - средства массовой информации) - власть, основанная на массированном воздействии средств массовой ин­формации. Милитакратия (лат. militaris - военный) - власть военных, военная диктатура. Монократия (греч. monos - один) - власть одного ли­ца при любой форме власти. Нациократия (лат. natio - народ) - ориента­ция власти на господство в государстве определенной нации, близкая к национализму. Ноократия (лат. noos - ум, разум) - власть разума. Нор­мократия (лат. norma) - власть, основанная на законах, традициях, ус­тановлениях формообразующего, нормативного характера. Тимократия (греч. time - честь, цена, плата) - власть аристократов, основанная на соперничестве, честолюбии, различных ограничениях-цензах. Феминократия (от лат. femina - женщина) - власть женщин. Элитократия (фр. elite - лучшее, отборное) - власть элиты. Этатократия (фр. etat - государство) - власть государства. Юрократия (лат. juris - право) - власть юристов и господство права.

Существует целый ряд и других форм власти, которые классифици­руются по этому основанию (экспертократия, юнократия, идеократия, эко­номократия, криптократия и т. д.), а также по другим. Например, с ис­пользованием греческого корня «...архия» (греч. arche - власть, голо­венство): анархия, диархия, епархия, монархия, патриархия, полиархия, олигархия, тетрархия и т. д. Есть и другие многочисленные формы, ха­рактеризующие те или иные моменты, способы осуществления власти. Суть дела, конечно, заключается не в том, чтобы без конца перечислять и «творить» новые категории. Задача науки сводится в конечном итоге к тому, чтобы осмыслить те политические условия, в которых власть осу­ществляется, и попытаться привести ее в соответствие с возможностями и потребностями, существующими в данный момент в обществе. Особенно это актуально для России, которая вынуждена создавать новые социальные и властные структуры из противоречивого и перепутанного «социального ма­териала».

ВЛАСТЬ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА (от лат. post - после, фр. - современный) Существуют следующие интерпретации понятия «постмодерн», которые зависят от идеологической ангажированности сторон:

1) наступление эры постиндустриального общества и новых технологий или уход технократов из власти;

2) политический плюрализм или единая идеология;

3) конъюнктурное явление в социокультурной жизни западного общества или

этап, постоянно присутствующий в цепи развития любого цивилизованного

социума.

Необходимость рассматривать постмодерн как неизбежное преобразование интеллектуальной культуры Нового времени, приводит к попыткам реабилитации традиционных представлений. Власть модернистская направлена на изменение самой природы человека, на отрицание старого и его демонтаж, построение идеального общества/государства с основным принципом «цель оправдывает средства».

Какова же альтернатива, предлагаемая постмодернизмом? Принятие как должного неудачи обеих революций: политической и научно-технической. Преодоление тоталитарного коллективизма и иерархичности, организация общественной жизни на основе антропоцентризма. При этом постмодернизм не отказывается от прошлого, но использует его различные элементы в новых комбинациях. Таким образом, власть периода постмодерна осуществляет совокупность определённых принципов политического существования.

а) Мобилизация культурного и познавательного потенциала предшествующих исторических периодов;

б) Актуализация архетипов различных социумов;

с) Радикальный плюрализм и толерантность;

д) Стирание границ между массовой и элитарной политическими культурами через разнообразие политического языка и, как следствие, двойное кодирование политических текстов;

е) Равноправие стилей мышления и познавательных парадигм, признание их самоценности;

ж) Конвенциональность политического знания. Ведущие теоретики постмодернизма считают, что власть не локализуется только в политической сфере. С властью мы сталкиваемся везде, где существует открытая или скрытая асимметрия влияния в человеческих отношениях. Политическая же власть, должна иметь своим стержнем силу убеждения, а не силу принуждения.

В эпоху постмодерна наибольшую поддержку избирателей получают политические лидеры, которые учитывают весь спектр интересов и настроений, применяя социотехнику политического коллажа. Преимущество имеют также те политики, риторика которых интертекстуальна, язык метафоричен и содержит элементы самоочевидности и наглядности. Политический лексикон «рисует» понятия-образы, смешивая мифы и реальность, прошлое, настоящее и будущее, адресно обращаясь к культурным архетипам того или иного этноса. Значительные различия в культуре и субкультурах между Востоком и Западом, не являются ныне преградой для ставших общими методов властвования, о чем свидетельствует постепенный переход политики, опирающейся на мышление в рамках национальных государств, к политике, принимающей во внимание глобальный характер международных отношений.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных принципов международной политики государства. Внешнеполи­тические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, госу­дарство осуществляет внешнеполитическую деятельность.

Политика государства на международной арене формируется под воздействием как внешних, так и особенно внутренних факторов. Существует тес­ная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международ­ных отношений.

Рассмотрим внешнеполитическую деятельность государства на примере России. Так, становление внешней политики России испытывает всю сложность внутренней борьбы по принципиальным вопросам об­щественной жизни, в том числе и выбору пути социально-экономичес­кого развития страны.

На сегодняшний день еще не сложилось общероссийское согласие по внутренним проблемам, и внешняя политика нередко будет служить средством в этой борьбе и вызвать диаметрально противоположные оценки по её формированию, осуществлению и анализу.

Особенностью «Основных положений концепции внешней политики Российской Федерации» является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий какой-либо политической силы.

Постулируется поворот к национальным интересам России и её гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного де­мократического государства.

Эти положения раскрываются следующим образом:

- обеспечение процессов формирования государственности России и защита её территориальной целостности;

- создание условий, обеспечивающих стабильность и необрати­мость политических и экономических реформ;

- активное и полноправное участие России в строительстве но­вой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспе­чено достойное место.

Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу и по влиянию в мире. Россия несёт ответс­твенность за формирующийся постсоветский новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР.

Действия, направленные на подрыв целостности Российс­кой Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооружённые конфликты в сопредельных государс­твах, рассматриваются как угроза безопасности страны и жиз­ненно важным интересам её граждан.

Особое значение для защиты внешнеэкономических инте­ресов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной сис­темы комплексной безопасности развивается сотрудничество и воен­но-политической сфере.

В центре внимания российской внешней политики остаются от­ношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере её интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международ­ных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну.

Большую значимость для России имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирую­щееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространс­тво, ядром которого выступает Европейское Сообщество.

Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечения на взаимной основе выполнения достигнутых договорён­ностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдения положений Договора по ПРО.

В азиатско-тихоокеанском регионе внешнеполитические приори­теты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с ключевыми - Китаем, Японией и Индией.

Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и займет свое неповторимое место в мире.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя. Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая.

Внутренняя политика в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики. Эта политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах: осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; достоинство личности охраняется государством; граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

Внутренняя политика государства достигает успеха тогда, когда ее цели, способы и достижения понятны, ясны и одобрены большинством населения. Как показало время, российская внутренняя политика, особенно на начальной стадии реформирования, была непонятна массам, в результате чего она не только не достигла планируемых результатов, но в сознании людей укрепилась мысль о вредности демократических преобразований, их античеловеческой направленности. Поэтому внутренняя политика многих институтов государственной власти отчуждаема людьми, оцениваема негативно.

Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только в их единстве – ключ к ее эффективности.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - составная часть общегосударственной политики, относящаяся к организации и применению средств вооружённого насилия для достижения политических целей. Как правило, государство обладает монопольным правом на разработку и реализацию военной политики. Важным элементом военной политики являются военно-политические идеи государства, закреплённые в его Конституции и выраженные в официальной военной доктрине. В Конституции определяются главные правовые нормы военной политики, её отношение к принципам международного права, закреплённым в Уставе ООН. Военная доктрина любого государства характеризуется тремя главными аспектами: правовым, политическим и военно-техническим. В демократических государствах приоритетом в соотношении этих аспектов пользуется право. Под правовым аспектом военной доктрины понимают совокупность юридических норм. Регулирующих военной строительство, подготовку страны к отражению нападения противника, порядок применения сил, средств и методов ведения войн. Помимо Основного Закона, эти нормы содержатся в законодательных актах органов государственной власти, а также в международных соглашениях, участником которых является данное государство.

Одним из главных моментов военной политики и ядром военной доктрины является определение внешней угрозы, потенциальных врагов и союзников. Завершение "холодной войны" и распад СССР изменил традиционную для биполярного мира схему врагов и друзей. В последние годы основой военного строительства российских вооружённых сил стал принцип оборонной достаточности. В соответствии с этим принципом уменьшилось количество воинских соединений, были выведены войска из стран Восточной Европы и Прибалтики. Приоритетными задачами современной военной политики России являются: разработка единой военной доктрины стран СНГ и поддержание их системы коллективной военной безопасности; противодействие расширению НАТО на Восток; соблюдение Договора 1972 года об ограничении стратегических вооружений и Договора 1968 года о нераспространении ядерного оружия; содействие в деле мирного разрешения международных конфликтов и др.

ВОЙНА ГРАЖДАНСКАЯ – фаза развития политических противоречий. Политического процесса внутри того или иного государства, которая характеризуется организованной вооруженной борьбой за политическую власть между различными общественными силами и группами людей. Причины гражданской войны следует искать в социальных кризисах общества и государства, могущих охватить все основные сферы жизнедеятельности социальной общности людей.

В условиях многонациональности государств посткоммунистических стран резко возросла межэтническая напряженность, вызванная многими объективными и субъективными факторами. Несвоевременное решение этнических проблем, консервация национальных и иных трудностей, жесткое централизованное управление национально-территориальными объединениями, депортация и историческая память о ней, моноэкномическое развитие и духовный гнет, несвобода способствовали росту недовольства людей, национальному самосознанию, которые в целом явились причинами гражданской войны в отдельных странах бывшего «социалистического лагеря».

Любая война, в том числе и гражданская, недопустима с точки зрения цивилизованных, гуманистических отношений, целей и ориентаций.

ВОЙНА И ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ - это формы разрешения политических противоречий путём вооружённого насилия, различающиеся степенью его применения. Война и вооружённый конфликт - это не прекращение прежней политики, а продолжение её другими, т.е. насильственными средствами (К. Клаузевиц). Причинами этого являются разного рода противоречия (экономические, территориальные, религиозные и т.д.) между государствами, нациями, народами, классами и т.д. В зависимости от характера и сторон противоречий, порождающих войну и вооружённый конфликт, последние подразделяются на гражданские и межгосударственные, религиозные и экономические, справедливые и несправедливые и т.д. По своим масштабам войны делятся на мировые, региональные и внутригосударственные (гражданские). Последние могут иметь в качестве своих причин межклассовые, религиозные или межэтнические противоречия. Единство и различие войн и вооружённых конфликтов выражается в их политическом, техническом и оперативном аспектах. Политический аспект включает в себя политические причины и цели войны и вооружённых конфликтов. Хотя и те, и другие имеют зачастую одинаковую политическую подоплёку, они различны по своим целям и стратегиям. Цели войны более масштабны и лучше спланированы, чем цели вооружённого конфликта. Политические цели войны формулируются задолго до её начала и определяют её подготовительную фазу: соответствующую реорганизацию армии, экономики, дипломатии, идеологии. Сама война ведёт к качественным изменениям всех сторон жизни общества и представляет собой одну из древнейших форм социальной мобилизации.

В техническом отношении война отличается от вооружённого конфликта более масштабным и разнообразным применением средств вооружённой борьбы. Помимо действий сухопутных войск в современной войне важную роль играют воздушные наступательные операции, а также данные космической разведки. В оперативном смысле война предполагает, прежде всего, применение вооружённых сил государства (регулярной армии), а также военизированных гражданских формирований (народное ополчение, партизанские отряды и т.п.). Вооружённая борьба может вестись как в форме наступательных или оборонительных действий армии, так и в виде военных стычек, инцидентов, террористических актов. В оперативном плане вооружённый конфликт носит, как правило, пограничный и локальный характер, тогда как война охватывает обширные районы страны и предполагает поражение стратегически важных целей в тылу противника.

В настоящее время, с окончанием «холодной войны», новые войны чаще всего возникают из вооруженных конфликтов на межэтнической основе или по причине территориальных споров между государствами.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный, иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона. Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно ведет к краху проводимой политики, ее ущербности.

Волюнтаризм характерен для политиков линейного движения мысли и действия, догоняющей модернизации, субъективистского стиля политического мышления, сопутствующей «культуры», алогичного и антидиалектического склада мышления. Разрывая сущее и должное, они приукрашивают должное, которое к тому часто просто недостижимо. Поэтому волюнтаризм как течение политической мысли и действия наносит большой ущерб политической консолидации и интеграции социальных сил общества и государства, вносит деструктивные моменты в способы принятия и осуществления решений и в целом является деструктивной силой.

Корни политического волюнтаризма находятся во внешних детерминантах общественного развития (экономике, социальности и др.), но главные из них, безусловно, политические: отчужденность народа, социальных слоев и групп от политической власти и политической деятельности, от процесса управления делами государства; существование авторитарно-центристской, бюрократической модели управления «сверху»; неразвитость, а порой и отсутствие политического сознания и культуры политических субъектов, их однолинейный, формационный стиль мышления; начальственная ориентация в деятельности многих людей и другие.

ГЕНОЦИД(от гр. genos - род и лат. caedere - убивать; буквально: «уничтоже­ние рода, племени») - истребление отдельных групп населения по расо­вым, национальным, религиозным мотивам. Обычно геноцид связывают с фа­шизмом и расизмом. В то же время это понятие нельзя считать простым и очевидным. Многие трагические события истории, как древней, так и сов­ременной, позволяют говорить о том, что это антикультурное явление распространено гораздо шире, чем принято считать.

Термин «геноцид» в общественный обиход впервые ввел юрист из США Р. Лемкин. Он исследовал феномен германского фашизма. Юридическое закрепление подобных преступлений было осуществлено в международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказания за не­го», подписанной в Париже в 1948 г. Все страны, входящие в ООН, утвер­дили ее в своих правительствах. В соответствии с этим документом под геноцидом понимается: групповое убийство; причинение серьезных телес­ных или психических повреждений членам какой-либо группы; сознательное ухудшение жизненных условий группе, которые влекут за собой ее полное или частичное физическое уничтожение; предотвращение деторождения сре­ди членов группы; насильственная передача детей из одной группы людей в другую. К преступлениям геноцида мировая юридическая практика отно­сит любые действия, направленные не против отдельных людей, которые нарушили закон, а против какой-либо их общности в том случае, когда эти действия наносят серьезный ущерб людям из этой группы в отношении здоровья, жизни и продолжения рода. Таким образом, к преступлениям ге­ноцида можно отнести множество событий в мировой истории

ГЕОПОЛИТИКА - понятие, характеризующее теорию и практику международ­ных отношений, основанных на взаимоувязывании географических, геос­тратегических, социально-политических, военных, демографических, эко­номических и других факторов. Все эти разнообразные факторы нацио­нальной мощи рассматриваются с позиции соотношения сил в регионе или в мире целом.

В сегодняшней отечественной политологии геополитика рассматривается как фундаментальное поня­тие теории международных отношений. Более того, геополитика с ее важнейшими параметрами, концептуальными установками и методологическими принципами рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, составляющая важную часть политической науки.

Термин «геополитика» в научный оборот ввел шведский исследователь и политический деятель Рудольф Челлен (1864-1922). Он означал сокращение от «географической политики». Р.Челлен не только придумал термин, но и создал целую теорию государства как географического организма, развивающегося в пространстве, в котором геополитика составляла лишь одно направление. «Геополитика, - писал он в своей книге «Государство как форма жизни», - это исследование фундаментальных качеств пространства, связанных с землей и почвой, это изучение создания Империи и происхождения стран и государственных территорий».

Наряду с Челленом классиками геополитической науки считаются британский географ и политик Х.Маккиндер (1861-1947), американский историк морской стратегии А.Мэхэн (1840-1914), германский географ, зачинатель политической географии Ф. Ратцель (1844-1901), германский исследователь К.Хаусхофер (1869-1946), американский исследователь международных отношений И.Спайкмэн (1893-1944).

В геополитике пространственно-политический фактор играет очень большую роль, ведь любая политическая единица (субъект меж­дународных отношений) определяется собственной территорией, особен­ностями географического расположения - наличие или отсутствие реч­ных коммуникаций, выхода к морю, естественных препятствий для раз­вития сообщений с государствами -соседями, прибрежное или островное положение, влияние климата, почвы, полезных ископаемых и др.

Благодаря своему географическому расположению формировалась преимущественно морская ориентация Великобритании, а отсюда необ­ходимость в мощном флоте. Великобритания активно разрабатывала по­литику "баланса сил": непосредственно не вмешиваясь в европейские конфликты, она могла влиять на их исходы, выбирая того или иного союзника. США осуществляла свою внешнюю политику, пользуясь преиму­ществами своего географического положения: Тихий и Атлантический океаны - арена действий их морского флота.

Наши рекомендации