Лекция №3. Законодательство о социальном партнёрстве
План лекции:
1. Закон "О порядке решения коллективных трудовых споров (соглашений)".
2. Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности».
3. Закон «Об организации работодателей».
4. Закон «Об охране т руда».
Появление термина «социальное партнёрство» относится к периоду Первой мировой войны, когда активно стала разрабатываться теория социальных реформ как альтернативная теория классовой борьбы, а само социальное партнёрство рассматривалось как альтернатива социальному противоборству. На современном этапе развития научного знания социальное партнёрство понимается как особый социальный институт, на основе которого реализуется определённый тип социальных отношений, направленных на развитие консенсуса и положительного результата в процессе взаимодействия социальных субъектов – партнёров этого взаимодействия.
Партнёр (фр. partenaire) – участник какой-либо игры или какой-либо совместной деятельности .
Социальное партнёрство – это реальный путь к диалогу, поиску точек соприкосновения и общих позиций, разумных компромиссов между наёмными работниками, работодателями и государством.
Коллективный договор как институционализация социального конфликта впервые возник в 1899г. на одном из предприятий Дании. Для снятия социального напряжения между работодателями и наёмными работниками датский опыт был распространён и на другие предприятия Западной Европы. Коллективные договора широко использовались и на всех предприятиях бывшего СССР. В советское время существовал строгий контроль за соблюдением условий коллективного договора со стороны администрации предприятия и его трудящихся. В это время государство одновременно выступало в виде собственника, так как собственность предприятий была государственной.
С учётом международного опыта постепенно формируется правовая база социального партнёрства. Так, например, в 1993 г. был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях», в 1998 г. – Закон «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)», в 1999 г. – Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности», в 2001 г. Закон «Об организации работодателей», в 2002 г. – Закон «Об охране труда» и др.
В контексте этих законов трудовые отношения трактуются как система правовых институтов, связанных с коллективными переговорами по вопросам регулирования условий и оплаты труда, занятости, социальных льгот и гарантий на производстве, участия профсоюзов или других представительных органов в управлении предприятием, разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, охраны труда и т.д. Социальное партнёрство выступает главным гарантом развития трудовых отношений на базе коллективных переговоров и консультаций, позволяющих защитить социально-трудовые права членов трудовых организаций, снизить социальную напряжённость в коллективе и в целом в обществе.
Законом «О коллективных договорах и соглашениях» закрепляются субъекты права в лице государства, предпринимателей (собственников, работодателей) и наёмных работников, которых зачастую представляют профессиональные союзы или избранные представители от рабочих.
Коллективный договор составляется с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников или уполномоченных ими органов (ст. 1). Коллективный договор составляется на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наёмный труд и имеют право юридического лица. Согласно ст. 2 он может заключаться и в структурных подразделениях предприятия в границах компетенции этих подразделений. Сторонами коллективного договора или генерального соглашения выступают профсоюзы, которые представляют интересы членов трудовых коллективов и собственники или уполномоченные ими органы.
Соглашения на региональном уровне заключается между местными органами государственной власти или региональными объединениями предпринимателей, если они имеют соответствующие полномочия, и объединениями профсоюзов или иными уполномоченными трудовыми коллективами органами (ст. 3).
Условия коллективных договоров и соглашений, заключённых соответственно действующему законодательству, согласно ст. 5 Закона, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются, и сторон, которые их заключили. Условия коллективных договоров или соглашений, которые ухудшают в сравнении с действующим законодательством положение работников, являются недействительными и их нельзя включать в договора и соглашения.
В ст. 7 обозначено содержание коллективного договора, в ст. 8 - содержание соглашения.
На вновь организованном предприятии, фирме коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трёхмесячный срок после регистрации предприятия. Все работающие, а также вновь принятые на работу сотрудники должны быть ознакомлены с коллективным договором собственником или уполномоченным им органом. В случае ликвидации предприятия коллективный договор действует на протяжении всего срока проведения ликвидации (ст. 9).
Ведение переговоров необходимо при наличии забастовок, так как именно они являются инструментом урегулирования возникших социальных конфликтов, которые присущи любой экономической формации. Долгие годы в бывшем СССР отрицались социальные конфликты, возникающие в любом типе общества, в том числе они имеют место и в социалистических странах.
Средства массовой информации годами замалчивали реальные факты, связанные с забастовками. Однако в бывшем СССР забастовки имели место. Так, в 1956 г. в г. Свердловске возмущение рабочих было спровоцировано плохими условиями труда, в 1962 г. в г. Новочеркасске забастовка последовала за снижением расценок норм выработки. В 60-х годах подобные случаи отмечены в гг. Рязани, Баку, Омске, Кривом Роге, Одессе, Киеве, Львове. В 70-х годах - в гг. Свердловске, Витебске, Киеве, Владимире, Челябинске, Баку, Днепропетровске, Каунасе, Риге, Тольятти и др. В начале и особенно в середине 80-х годов забастовки происходили в гг. Свердловске, Тобольске, Одессе, Краснодаре, Саратове, Ереване, Баку и многих других городах.
В Законе «О коллективных договорах и соглашениях» оговаривается:
- порядок ведения переговоров по подготовке коллективных договоров и соглашений;
- порядок контроля за их исполнением (ст. 15);
- ответственность за уклонение от участия в переговорах (ст. 17);
- за нарушение и неисполнение коллективных договоров и соглашений (ст. 18);
- а также за не предоставление информации, необходимой для коллективных договоров и соглашений (ст. 19);
- порядок привлечения к ответственности (ст. 20 ).
Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективного договора, соглашения создаётся рабочая комиссия, в состав которой входят представители сторон. Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора, соглашения и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом (ст. 10).
Для урегулирования разногласий во время ведения коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры: а) составляется протокол разногласий, где указывается предложения сторон о мероприятиях, которые необходимы для устранения причин разногласий; б) устанавливаются сроки возобновления переговоров; в) в течение трёх дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации; г) формируют из своего состава примирительную комиссию, а в случае не достижения согласия обращаются к посреднику, избранному сторонами. Примирительная комиссия или посредник рассматривают протокол разногласий и выносят рекомендации по существу спора. В случае не достижения согласия между сторонами относительно внесения в соглашение рекомендаций допускается организация и проведение забастовок в порядке, который не противоречит законодательству Украины (ст.11).
Согласно ст. 12 Закона «О коллективных договорах, соглашениях», лица, которые берут участие в переговорах как представители сторон, а также специалисты, приглашённые для участия в работе комиссий, на период переговоров и подготовки проекта освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка и включением этого времени к трудовому стажу.
Проект коллективного договора обсуждается в трудовом коллективе и выносится на общее собрание (конференцию). В случае, если общее собрание (конференция) трудового коллектива отклонит проект коллективного договора или отдельные его положения, стороны возобновляют переговоры для поисков необходимого решения. Срок этих переговоров не должен превышать 10 дней. После одобрения проекта коллективного договора общим собранием (конференцией) он подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее 5 дней с момента его одобрения.Соглашение (генеральное, отраслевое, региональное) подписывается уполномоченными представителями сторон и не позднее как через 10 дней после завершения коллективных переговоров.
Смены и дополнения к коллективному договору, соглашению в период срока их действия могут вноситься только по взаимному соглашению сторон в порядке, предусмотренному коллективным договором, соглашением (ст. 14) .
Лица, которые представляют собственника или уполномоченный им орган и профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, которые виновны в не предоставлении необходимой информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, несут дисциплинарную ответственность или подлягают штрафу до 5 не подлягаемых минимумов доходов граждан (ст. 19).
В первые годы независимости Украины появление забастовок в стране встречалось со стороны политологов, социологов, юристов и рядовых граждан как проявление демократии с лёгким налётом эйфории. Однако вскоре обнаружилось, что забастовки кроме положительных моментов (защиты законных прав наёмного труда) имеют значительные отрицательные факторы и прежде всего экономические, так как остановка производства пагубно отражается на доходах предприятий и фирм и в конечном итоге на падении национального бюджета. Поэтому необходимо было разработать такие законы, которые бы официально разрешали в определённых случаях проведение забастовок. Такой закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» был принят в 1998 г. и с принятыми изменениями от 10.07.2003 г., ВВР, 2004 г. действует и по настоящее время.
В этом законе имеется 5 разделов: 1) общие положения; 2) решение коллективных трудовых споров (конфликтов); 3) забастовка; 4)ответственность за нарушения законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликтах); 5) окончательные положения.
В первом разделе определены сфера действия Закона (ст.1), даны основные понятия (ст.2), охарактеризованы стороны коллективного трудового спора (конфликта) (ст. 3), сформулированы требования наёмных работников, профсоюзов (ст. 4), порядок и сроки рассмотрения требований наёмных работников или профсоюзов (ст. 5), определён момент возникновения коллективного трудового спора (конфликта) (ст. 6).
В ст. 8 этого Закона даётся характеристика примиренческой комиссии, создающейся для выработки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного спора (конфликта). Она состоит из представительства конфликтующих сторон. Комиссия создаётся на производственном уровне – в трёхдневный срок, на отраслевом и территориальном уровне – в пятидневный, на национальном уровне – в десятидневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта).
Решения примиренческой комиссии оформляются протоколом, имеют для сторон обязательную силу и исполняются в порядке и сроках, которые установлены этим решением. После принятия решения, касающегося исполнения коллективного трудового спора (конфликта), примиренческая комиссия прекращает свою деятельность (ст. 9).
Для решения коллективного спора может быть назначен по общему выбору сторон независимый посредник (ст. 10). В ст. 11 определены порядок создания и действия трудового арбитража. В состав его могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие специалисты – эксперты. Трудовой арбитраж должен принять решения в десятидневный срок со дня его создания, а по решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продолжен до 20 дней (ст. 12).
Стороны коллективного трудового спора (конфликта), примиренческая комиссия и трудовой арбитраж обязаны использовать для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта) все возможности, не запрещённые законодательством (ст. 13). Гарантии независимым посредникам, членам примиренческих комиссий и трудовых арбитражей закреплены в ст. 14 этого Закона.
С целью обеспечения улучшения трудовых отношений и предотвращения возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), их прогнозирования, благоприятного и своевременного их разрешения, обеспечения посредничества для разрешения таких споров (конфликтов) Президентом Украины создаётся Национальная служба посредничества и примирения. Она создаётся из высококвалифицированных специалистов и экспертов по вопросам разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) и имеет свои отделения в Автономной Республике Крым и областях. Решения Национальной службы посредничества и примирения носят рекомендательный характер. Она финансируется из средств Государственного бюджета. В ст. 15 перечислены компетенции Национальной службы посредничества и примирения.
В ст. 16. зафиксированы взаимодействия Национальной службы посредничества и примирения со сторонами коллективного трудового спора (конфликта).
В третьем разделе (ст. 17) даётся определение забастовки, в ст. 18 перечислены права наёмных работников на забастовку.
Никто не может быть принуждён к участию или неучастию в забастовке. Лицо, которое возглавляет забастовку, обязано в письменном виде передать собственнику или уполномоченному им органу (представителю) не позднее как за семь дней до начала забастовки, а в случае принятого решения о забастовке на непрерывно действующем предприятии – за пятнадцать дней. Собственник или уполномоченный им орган (представитель) обязан в кратчайший срок предупредить поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации о решении наёмных работников о провозглашении забастовки. В случае проведения собраний, митингов, пикетов за пределами предприятия орган (лицо), которое возглавляет забастовку, обязан предупредить о запланированном мероприятии местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за три дня.
Орган (лицо), возглавляющее забастовку, действует в рамках прав, предусмотренных эти Законом, информирует работников о ходе решения коллективного трудового спора (конфликта). Полномочия органа (лица), как руководителя забастовки, приостанавливаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании коллективного трудового спора (конфликта), а также в случае принятия решения об отмене или приостановке забастовки.
Во время забастовки стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязаны продолжать поиск путей его разрешения, используя для этого все имеющиеся возможности. Соглашение о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) подписывается руководителем или иным уполномоченным органом, который возглавляет забастовку, и собственником или уполномоченным им органом (представителем). Контроль за исполнением условий этого соглашения обеспечивается сторонами коллективного трудового спора (конфликта) или уполномоченными ими органами (лицами).
Незаконными считаются забастовки:
а) провозглашённые с требованиями смены конституционного порядка, государственных границ и административно-территориального устройства Украины, а также с требованиями, которые нарушают права человека;
б) провозглашённые без поддержки наёмных работников, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами положений статей 2, 4, 6 части первой и пятой статьи 12, части первой, третьей и шестой статьи 19 этого Закона;
в) начатые с нарушениями наёмными работниками, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами требований ст. 20, части 2 и 3 ст. 24 этого Закона;
г) объявленные или проводящиеся по время осуществления определённых процедур, предусмотренных этим Законом.
Заявление собственника или уполномоченного им органа (представителя) о признании забастовки незаконной рассматривается в судебном порядке. Сроки подготовки дела для рассмотрения в судебном порядке не должны превышать семидневный срок. Решения суда о признании забастовки незаконной обязывает участников забастовки принять решение о приостановке или отмене провозглашённой забастовки, а работников начать работу не позднее наступающих суток после дня вручения копии решения суда органу (лицу), которое возглавляет забастовку.
В ст. 24 перечислены случаи, запрещающие проведение забастовок:
а) запрещается проведение забастовки в условиях, когда прекращение работниками работы причиняет угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, авариям, катастрофам, эпидемиям, эпизоотиям или ликвидации их последствий;
б) запрещается проведение забастовок сотрудникам (кроме технического персонала) органов прокуратуры, суда, Вооружённых сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка;
в) в случае чрезвычайного положения Верховная Рада Украины или Президент Украины могут запретить проведение забастовок на срок, не превышающий одного месяца. Дальнейшее запрещение должно быль принято общим актом Верховной Рады Украины и Президента Украины;
г) в случае объявления военного положения автоматически наступает запрещение проведения забастовок до момента его отмены.
Во время проведения забастовки собственник (представитель), местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления и орган (лицо), возглавляющее забастовку, обязаны обеспечить необходимые мероприятия по обеспечению жизнеспособности предприятия, сохранения имущества, поддержания законности и общественного порядка, недопущения угрозы жизни и здоровья людей, окружающей природной среде (ст. 26).
В ст. 27 перечислены гарантии работников на период забастовки: участие в забастовке работников, за исключением забастовок, которые по определению суда признаны незаконными, не рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и не является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. По решению наёмных работников или профсоюза может быть создан забастовочный фонд из добровольных взносов и пожертвований, так как те, кто участвует в забастовке не получают зарплату. За сотрудниками, которые не брали участие в забастовке, а также в связи с её проведением не имели возможности выполнять свои трудовые обязанности, сохраняется заработная плата как за время простоя не по вине работника.
Для работников, участвующих в забастовке, имеют место определённые последствия. Так, организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в ней считается нарушением трудовой дисциплины. Время забастовки работников, которые берут в ней участие, не оплачивается. Время участия работника в забастовке, которая признана судом незаконной, не включается в общий и непрерывный трудовой стаж (ст. 28).
В 4-м разделе указаны ответственность за нарушения законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликтах). Так, в ст. 29 записано, что лица, виновные в нарушении законодательства о коллективных спорах (конфликтах), несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или криминальную ответственность соответственно законодательству. Работники, принимающие участие в забастовках, признанных судом незаконными, несут ответственность согласно законодательству (ст. 30).
Лица, виновные в возникновении коллективных споров (конфликтов) или которые задерживают исполнение решений примиренческих органов, созданных соответственно этому Закону, а также решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, криминальную или административную ответственность согласно с законодательством (ст. 31).
Лица, которые являются организаторами забастовки, признанной судом незаконной, или которые не исполняют решения о признании забастовку незаконной, а также лица, которые препятствуют приостановке незаконной забастовки, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности согласно с законодательством (ст. 32).
В ст. 33 законодательно закрепляется ответственность за принуждение к участию в забастовке, а также за препятствие участия в забастовке. Если лица принуждают работников участвовать в забастовке или препятствуют участию в забастовке путём насилия или угроз применения насилия, или путём других незаконных действий, то они привлекаются к криминальной ответственности согласно законодательству.
Ст. 34 определяет компенсацию убытков, нанесенных в период забастовки. Убытки, принесенные в результате забастовки другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, восполняются по решению суда. Убытки, нанесенные собственнику или его уполномоченному органу (представителю) забастовкой, которая судом была признана незаконной, восполняется органом, уполномоченным наёмными работниками на проведение забастовки, в размере, определённом судом (в границах средств и имущества, которое ему принадлежит).
В Законе Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности» в ст. 20 определено право профсоюзов, их объединений на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы, а также их объединения от имени наёмных работников ведут коллективные переговоры, обеспечивают заключение коллективных договоров, генеральных, отраслевых, региональных, межотраслевых соглашений в порядке, установленном законодательством. Работодатели, их объединения, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны брать участие в коллективных переговорах для принятия коллективных договоров и соглашений. Представительство профсоюзов, их объединений при ведении коллективных переговоров, заключения соглашений от имени работников на государственном, отраслевом или региональном уровне определяется пропорционально численности членов профсоюзов, которые они объединяют.
Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицам, которые представляют работодателей. Профсоюзы, их объединения обеспечивают контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения профсоюзы, их объединения имеют право направить им предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть рассмотрено в 7-мидневный срок.
В (ст. 16) Законе Украины «Об организации работодателей» определены правила участия организаций работодателей при проведении коллективных переговоров и соглашений. Организации работодателей и их объединений в границах своих полномочий заключают соглашения, осуществляют контроль и обеспечивают их исполнение, несут ответственность за неисполнение соглашений по закону.
Организации работодателей и их объединения выступают стороною на соответствующем уровне в порядке, обозначенном законом. Если на одном уровне действует несколько объединений работодателей, то для ведения коллективных переговоров и заключения соглашений они должны создать единый представительный орган, который действует от их имени, или делегировать ответственные полномочия одной организации работодателей или одному объединению организаций работодателей. Работодатели, которые входят в состав ассоциации, корпорации или иного объединения, могут передавать права по представительству и защите прав и законных интересов объединению, в составе которого они находятся.
В связи с тем, что многие коллективные трудовые споры (конфликты) возникают на почве плохих условий труда, неудовлетворительной охраны труда, для анализа состояния социального партнёрства необходимо проанализировать Закон Украины «Об охране труда». Этот Закон определяет основные положения, касающиеся реализации конституционного права работников на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда. Он регулирует с участием ответственных органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.
Во втором разделе этого Закона «Гарантии прав на охрану труда» оговорены права на охрану труда во время составления трудового договора (ст. 5) и права работников на охрану труда во время работы (ст. 6). В частности здесь указывается, что работник имеет право разорвать трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не исполняет законодательство по охране труда, не соблюдает условия коллективного договора по этим вопросам. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трёхмесячного заработка. Работника, который по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению требует предоставления более лёгкой работы, работодатель обязан перевести по согласию работника на такую работу на срок, указанный в медицинском заключении, а также в случае потребности установить укороченный рабочий день и организовать проведение обучения работника для приобретения другой профессии соответственно законодательству. В 6-й статье указывается, что на время эксплуатации предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора за охраной труда или службой охраны труда за работником сохраняется место работы и средний заработок.
Работники имеют право на льготы и компенсации за тяжёлые и вредные условия труда. Работники, занятые на таких работах, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной подсоленной водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращения длительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, которые предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством. В случае разъездного характера труда работнику выплачивается денежная компенсация на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов на условиях, предусмотренных коллективным договором. Работодатель за свои средства может дополнительно устанавливать льготы и компенсации работникам, которые не предусмотрены коллективным договором (соглашением, трудовым договором). Об изменениях производственных условий и размеров льгот и компенсаций, с учётом тех, которые выдаются работнику дополнительно, работодатель обязан, не позднее чем за 2 месяца, в письменной форме проинформировать работника (ст. 7).
Работодатель обязан обеспечить работников спецодеждой, иными средствами индивидуальной защиты, моющими и обеззараживающими средствами за свой счёт. В случае преждевременного износа средств индивидуальной защиты работодатель обязан заменить их за собственные деньги. Согласно коллективному договору работодатель может дополнительно устанавливать нормы, выдавать работникам надёжные средства индивидуальной защиты, если фактические условия труда этих работников требуют их использования (ст. 8).
В ст. 9-ой перечислены возмещения убытков в случае ухудшения здоровья работников или в случае их смерти. В Законе «Об охране труда» особой статьёй (10) выделена охрана труда женщин, статьёй 11-ой – охрана труда неполнолетних, а статьёй 12 – охрана труда инвалидов.
Третий раздел Закона посвящён организации охраны труда. Здесь в ст. 14 перечислены обязанности работников по выполнению требований нормативно-правовых актов по охране труда. Все же остальные статьи этого раздела, включая и ст. 13 «Управление охраной труда и обязанности работодателя» касаются деятельности, организации охраны труда и ответственности работодателей за соблюдением охраны труда.
4-ый раздел посвящён стимулированию охраны труда, 5-ый раздел – нормативно-правовым актам по охране труда.
8-ой раздел касается государственного управления охраной труда. В ст. 31 определены органы государственного управления охраной труда. К ним относятся: 1) Кабинет Министров Украины; 2) специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по наблюдению за охраной труда; 3) министерства и другие центральные органы исполнительной власти; 4) Рада министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления. Статьями 32 – 36 в сфере охраны труда определены компетенции Кабинета Министров Украины; полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти; полномочия Рады министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления; объединений предприятий.
7-ой раздел характеризует государственный надзор и общественный контроль за охраною труда. Государственный надзор по соблюдению законов и других нормативно-правовых актов об охране труда обеспечивают:
- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по наблюдению за охраной труда;
- специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;
- специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;
- специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.
Органы государственного надзора за охраной труда не зависят ни от каких либо хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчётны и не подконтрольны.
Статьёй 39 определены права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда, а статьёй 40 гарантируется их социальная защита.
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда обеспечивают профсоюзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей. В случае угрозы жизни или здоровья работников профсоюзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на предприятиях или производствах физических лиц, которые соответственно законодательству используют наёмный труд, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни и здоровья работников. Профсоюзы также имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда. Профсоюзы могут брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои заключения о них, вносить работодателям, государственным органам управления по надзору предписания по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ. В случае отсутствия профсоюза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда обеспечивает уполномоченное наёмными работниками лицо (ст. 41).
Права и обязанности уполномоченных работников по вопросам охраны труда закреплены статьёй 42 данного Закона.
Ответственность за нарушение законодательства по охране труда описаны ст. 43, 44. За нарушение законодательства об охране труда, неисполнения распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда юридические и физические лица, которые соответственно законодательству используют наёмный труд, привлекаются органами государственного надзора по охране труда к уплате штрафа в порядке, установленном законодательством. Максимальный размер штрафа не может превышать 5 % месячного фонда заработной платы юридического или физического лица , который соответственно законодательству использует наёмный труд. Неуплата штрафа приводит к начислению на сумму штрафа пени в размере 2 % за каждый просроченный день. Штраф вносится в кассу предприятия по месту работы лица, подвергшегося штрафу. Решение об уплате штрафа может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке. Средства от штрафа поступают в Государственный бюджет Украины.
За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органам государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица подлежат дисциплинарной, административной, материальной, криминальной ответственности соответственно законодательству (ст. 44).
Однако достаточно частые изменения в принятых Законах, касающиеся проблем социального партнёрства, свидетельствуют о том, что практика вносит свои коррективы, которые требуют совершенствования законодательства Украины. От этого никто не может быть застрахован, потому что, во-первых, Украина - государство молодое, её законотворчество только начинает набирать силу, а, во-вторых, само социальное партнёрство, как социальное явление, тоже претерпевает изменения и соответственно требует законодательного подтверждения.