Подзаконные нормативные акты

Это основанный на законе и не противоречащий ему, нормативный правовой акт компетентного правотворческого субъекта.

Все подзаконные акты можно подразделить на три группы: акты государственных органов, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты.

Первая группа актов представляет собой систему, организованную по юридической силе актов и органам, их издавших.

Самые высокие по юридической силе подзаконные нормативные акты - Указы Президента Российской Федерации. Они принимаются единолично Президентом, в течение 10 дней публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» и через 7 дней после опубликования вступают в законную силу.

На основании Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство России принимает постановления и распоряжения (п.1 ст. 115 Конституции РФ). Постановления Правительства РФ принимаются Правительством, подписываются его Председателем , публикуются и вступают в силу в том же порядке, что и Указы Президента РФ.

Следующие по юридической силе после указов и постановлений – акты федеральных органов исполнительной власти. Главным образом, это приказы и инструкции. Приказы министра могут иметь ведомственное либо общее значение. Акты министра (либо главы ведомства), имеющие общее значение, после их подписания направляются в министерство юстиции на предмет проверки их соответствия актам более высокой юридической силы. После чего они публикуются в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с ними принимаются решения и распоряжения исполнительных органов субъектов федерации. Порядок их принятия, опубликования и вступления в силу регламентируются соответствующими законами субъектов федерации.

Следующую группу системы нормативных актов России составляют акты органов местного самоуправления (муниципальных органов), которые не входят в структуру органов государства. Государственно- властные полномочия, в том числе и правотворческие полномочия, муниципальных образований регламентированы Конституцией и законами РФ, Конституциями (Уставами) субъектов федерации и уставами муниципальных образований.

И, наконец, самостоятельное место в системе нормативных актов занимают локальные нормативные акты. Они принимаются работодателем по согласованию с представителями работников, действуют на предприятии и распространяются на работников данного предприятия, учреждения, организации. Таковыми являются, например, «Правила внутреннего трудового распорядка».

Правотворчество

Нормативные акты являются результатом правотворчества, под которым понимается властная деятельность компетентных субъектов по изданию нормативных правовых актов. Следует отметить, что правотворчество – это деятельность по изданию (принятию) именно нормативных актов. В этом случае правотворческий орган именно «творит» право. Как известно, источники права также формируются либо в процессе договора (нормативный договор), либо во время рассмотрения конкретного дела (прецедент). Подобную деятельность нельзя назвать правотворчеством.

Субъекты правотворчества могут быть как индивидуальные (Президент, министр), так и коллективные (Федеральное собрание, Правительство).

Виды правотворчества

В зависимости от характера процедуры различают три вида правотворчества.

1. Непосредственное правотворчество народа (референдум). Таким образом была принята Конституция России.

2. Правотворчество компетентных органов.

3. Санкционированное правотворчество. Правотворчеством занимаются с санкции (с разрешения) государства субъекты, не входящие в механизм государства.

Санкционированное правотворчество бывает трех видов:

а) предварительное санкционирование. В этом случае государство предварительно поручает соответствующему негосударственному органу принять вполне конкретный нормативный акт по определенному вопросу. Например, согласно трудовому законодательству на предприятии принимаются «Правила внутреннего трудового распорядка». После принятия акт вступает в силу без дополнительного одобрения, утверждения.

б) последующее санкционирование имеет место тогда, когда государство придает юридическую силу актам, принимаемым иными субъектами. Например, Устав предприятия получает юридическую силу только после соответствующей регистрации в государственных органах.

в) делегирование предполагает, что государство наделяет негосударственные органы (субъекты) полномочиями на принятие нормативных правовых актов в какой-либо сфере общественных отношений. В частности, ст. 8 Трудового кодекса России делегирует работодателю полномочия на принятие локальных нормативных правовых актов в пределах компетенции предприятия.

Правотворческий процесс

Принятие нормативных правовых актов – длительный процесс, проходящий ряд стадий. Основные из них: разработка текста нормативного акта, его принятие компетентным субъектом, опубликование и вступление в силу. Указанные стадии обычно закрепляются нормативно.

Рассмотрим их на примере законотворческого процесса – процесса принятия федерального закона.

Процедура принятия закона включает в себя две самостоятельные стадии (части): предварительная и стадия непосредственного принятия.

Первая стадия состоит из ряда последовательных действий: постановка вопроса о необходимости принятия закона,принятие решения о его разработке, разработка проекта соответствующими субъектами (здесь возможны и альтернативные проекты), согласование, обсуждение, внесение дополнений в проект и т.д. К сожалению, эта стадия правотворчества на федеральном уровне нормативно не регламентирована. А это непосредственно сказывается на качестве законодательных проектов. Научными работниками, практическими работниками давно ставится вопрос о принятии специального закона о правотворчестве («Закона о законах»), однако, к сожалению, такой закон не принят, хотя было подготовлено несколько его проектов.

Заканчивается эта стадия внесением проекта закона в Государственную Думу.

Вторая часть законотворчества нормативно регламентирована и включает в себя ряд стадий.

Первая стадия называется «законодательная инициатива». Она предполагает право компетентного субъекта внести проект закона в Государственную Думу для обсуждения, которая должна его рассмотреть. В силу юридической значимости этой процедуры правом законодательной инициативы наделено ограниченное число субъектов, которые закреплены в ст. 104 Конституции РФ. Это Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство. Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Иные субъекты (даже федерального уровня): Генеральный прокурор, центральные органы партий, федеральные министерства, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия правом законодательной инициативы не обладают.

На следующей стадии осуществляется обсуждение (чтения) законопроекта. Здесь вносятся предложения о дополнении, изменении содержания.

После этого осуществляется принятие закона путем голосования. Закон (кроме конституционного) принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия конституционного закона требуется не менее двух третей депутатов.

Принятые Государственной Думой законы направляются для одобрения в Совет Федерации.

В случае одобрения закон направляется Президенту России для подписания и обнародования. Подписанный Президентом РФ закон в течение 7 дней публикуется в «Российской газете», в «Парламентской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации». Следует учесть, что законы обычно публикуются в большинстве средств массовой информации. Однако вступление в силу возможно только после опубликовании в указанных официальных источниках. По истечении 10 дней после первой публикации в указанных источниках закон вступает в силу и начинает действовать. В самом тексте конкретного закона может быть указан и иной срок вступления в силу.

Порядок опубликования и вступления в силу регламентирован федеральным законом «О порядке изменений и дополнений в федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» от 23 апреля 1999 г. («Российская газета» от 26.10.99 г.). Для иных правовых актов характерен свой, нормативно закрепленный порядок принятия, опубликования и вступления в силу.

Наши рекомендации