Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики.
В процессе учебной практики бакалавр по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление должен обладать следующими компетенциями:
общекультурных компетенций:
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
общепрофессиональных компетенций:
владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и право-вых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением ин-формационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). профессиональных компетенций:
В результате прохождения практики студент должен обладать следующими компетенциями, соотнесенными со знаниями, умениями, владениями:
Код компетенции по ФГОС | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения |
Общекультурные | компетенции | |
ОК -7 | способность к самоорганизации и самообразо- ванию | знать: - основы организации собственной учебной и трудовой деятельности уметь: - планировать и распределять дела и обязан- ности в рамках бюджета времени - владеть: - навыками организации самостоятельной работы над учебными курсами и практическими заданиями |
Общепрофессиональ | ные компетенции | |
ОПК -1 | владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профес- сиональной деятельности | знать: - содержание Постановлений Конституционного Суда, Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в которых содержатся руководящие разъяснения действующего за-конодательства по излагаемым вопросам уметь: - самостоятельно исследовать правовой материал, сферу действия и особенности, приме-нять нормы законодательства при решении практических задач владеть: - навыками научно-исследовательской работы, что предполагает самостоятельное сопоставление и анализ теоретического материла, тру-дов учѐных отечественных и зарубежных юристов и экономистов |
ОПК-2 | способность находить организацион-но-управленческие решения, оценивать результаты и по-следствия принятого управленческого решения и готов-ность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений | знать: - теорию и практику принятия управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности уметь: - анализировать организационные проблемы и проводить оценку вариантов их решения владеть: - навыками по принятию индивидуальных и коллективных решений с учетом социально-психологических и экономических факторов |
ОПК -3 | способность проектировать организа-ционные структуры, участвовать в раз-работке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия | знать: - построение системы организаций в обществе и законы их функционирования и развития; - теоретические и технологические основания проектирования организаций; - основные правила организационной культуры и культуры личного поведения как управляющий организации уметь: - использовать теоретические знания при выявлении, описании и анализе эффективности функционирования организации; - проводить простейшие исследования по изучению опыта функционирования организаций владеть: - навыками проектирования своей деятельности по изучению эффективности организации |
ОПК -4 | способность осу-ществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осу-ществлять деловую переписку и под-держивать элек-тронные коммуникации | знать: - этические нормы деловых отношений, основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций уметь: - осуществлять эффективную деловую коммуникацию владеть: - навыками использования и обработки информации для обеспечения эффективного делового общения |
ОПК -5 | владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, рас-пределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на ре-зультаты деятельности организации | знать: - теоретические основы финансов и бюджета как основного звена финансовой системы госу-дарства уметь: - читать бюджет, анализировать структуру доходов и расходов, оценивать исполнения бюджета владеть: - навыками оптимизации и распределения бюджетных доходов и расходов с учетом прио-ритетов социально-экономического развития территории, региона, государства |
ОПК -6 | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на ос-нове информационной и библиографи-ческой культуры с применением ин-формационно-коммуникационных технологий и с уче-том основных тре-бований информа-ционной безопасности | знать: - важнейшие законодательные акты, норматив-но-технические и организационно-методические документы по вопросам инфор-мационного документационного обеспечения управления уметь: - производить анализ существующего инфор-мационного документационного обеспечения управления и проектировать новые технологи-ческие процессы информационного документа-ционного обеспечения управления владеть: - способами диагностики эффективности систем информационного документационного обеспечения управления |
Профессиональные | компетенции | |
ПК- 23 | владение навыками планирования и ор-ганизации деятель-ности органов госу-дарственной власти Российской Федерации, органов госу-дарственной власти субъектов Россий- ской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, обществен-но-политических, коммерческих и не-коммерческих организаций | знать: - основы планирования деятельности организации уметь: - применять методы целеполагания и планирования в профессиональной деятельности владеть: - навыками организации деятельности по исполнению планов |
ПК -24 | владение техноло-гиями, приемами, обеспечивающих оказание государ-ственных и муници-пальных услуг фи-зическим и юриди-ческим лицам | знать: - содержание нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление государственных и муниципальных услуг уметь: - определять потребности населения в государственных и муниципальных услугах владеть: - навыками оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг |
ПК -25 | умение организовывать контроль ис-полнения, проводить оценку качества управленческих ре-шений и осуществ-ление администра-тивных процессов | знать: - основные параметры качества управленческих решений уметь: - организовать анализ принимаемых управленческих решений владеть: - навыками разработки и реализации качественных управленческих решений |
ПК -26 | владение навыками сбора, обработки и участия в информа-тизации деятельно-сти соответствую-щих органов власти и организаций | знать: - основы государственной политики информатизации в РФ уметь: - анализировать информационную среду орга-низации владеть: - навыками внедрения информационных технологий в деятельность государственных и муниципальных учреждений |
3.2. Содержание учебной практики
В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике.
Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (см. табл.1).
Таблица 1.
Учебно-тематический план учебной практики бакалавра
№ | Этапы прохождения практики | Сроки |
Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение организационно-управ- ленческой документации. | 2 дня | |
Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления | 3 дня | |
Знакомство и описание производственно-технической подсистемы | 1 день | |
Изучение особенностей социальной подсистемы управления | 1 день | |
Знакомство и описание экономической подсистемы управления | 1 день | |
Изучение информационной подсистемы управ - ления | 1 день | |
Изучение и описание основных элементов внеш - ней среды организации | 1 день | |
Оформление, сдача и защита отчета по учебной практике. Итоговая конференция по практике | 1 день | |
Итого (2 недели | 10 дней |
В ходе прохождения учебной практики студент должен выполнить следующие задания:
- дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации);
- выделить факторы внешней среды организации (или ее подразделения) и дать им характеристику;
- определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или ее подразделения), а именно: информационная подсистема, экономическая подсистема, производственно-техническая подсистема, маркетинговая подсистема, социальная подсистема.
Информационная подсистема - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией.
Экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.
Производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.
Маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.
1. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:
• название организации;
• юридический адрес;
• назначение (миссия);
• правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);
• отраслевая принадлежность (по ОКВЭД);
• организационно-правовая форма и вид собственности;
• этапы истории развития организации (основания выделения - смена названия организационно-правовой формы и вида собственности, слияния или поглощения).
Если организация (предприятие) диверсифицированная или крупная специализированная (завод, концерн, холдинг и др.), в этом случае студент рассматривает одно из ее подразделений как самостоятельную организационную единицу.
Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется предоставить копии основных организационных документов.
Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26
2. Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления
Данный раздел практики предполагает изучение студентом:
• основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;
• видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);
• производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);
• организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);
• технико-экономических показателей деятельности за 3 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);
• ассортимента выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;
• финансового положения (прибыль, рентабельность);
• взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);
• внешнеэкономической деятельности (если есть).
Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:
1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 2);
2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т.п.), указать их достоинства и недостатки.
Таблица 2.
Характеристика структурных подразделений
Наименование организации | Цель | Решаемые задачи | Функции | Количество сотрудников |
Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (табл. 3).
Таблица3.
Деятельность менеджера организации (или подразделения)
Наименование должности и принадлежность к подразделению организации | Содержание деятельности и функций |
Перечень видов деятельности, выполняемых менеджером | |
Перечень функций | менеджера |
Планирование | |
Организация | |
Мотивация | |
Контроль |
3. Изучение особенностей социальной подсистемы.
Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:
• перечислить функции службы управления персоналом;
• перечислить используемые в организации кадровые технологии;
• перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность;
• описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.
• Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26
4. Знакомство и описание экономической подсистемы управления.
После знакомства с программой данного раздела необходимо: указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами; представить структуру финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т.д.), обозначить удельный вес каждой составляющей.
Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26
5. Изучение информационной подсистемы управления.
После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера - специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:
• техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.), по возможности отобразить графически;
• вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;
• информационные каналы менеджера;
• программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемые в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т.д.);
• организацию системы информационной безопасности (как организован доступ менеджера к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).
• Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26
6. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации.
Данный раздел практики предполагает: описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский); описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).
Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на ее развитие и выбор стратегии (Приложение 3).
Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26
7. Оформление, сдача и защита отчета по учебной практике.
Итоговая конференция по практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5-7 мин.) по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.
Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26
Раздел 4. ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
4.1. Общие требования к оформлению отчетов и их защите
Титульный лист и содержание
Отчет обязательно должен иметь титульный лист, отпечатанный на стандартном листе бумаги формата А4 (Приложение 1). На титульном листе обязательными реквизитами являются подпись студента, научного руководителя и подпись заведующего кафедрой, свидетельствующая о допуске студента к защите отчета перед комиссией. К отчету прилагается Дневник практики (Приложение 4) и Характеристика практиканта (Приложение 2)
Важным качественным элементом отчета выступает раздел «Содержание», который отражает всю ее структуру и включает в себя: введение, разделы с параграфами, выводы и предложения, список использованной литературы и приложения. Рубрикация дается арабскими цифрами, слова «Раздел», «Параграф» не пишутся. По правой стороне текста содержания указываются номера страниц, с которых начинается раздел или параграф. (Приложение 3)
На основании оформленного Дневника практиканта, содержания Отчета о практике, результатов собеседования и защиты студенту выставляется оценка.
Текстовая часть
Отчет по практике выполняется на листах формата А4. Объем отчета составляет от 20 до 40 страниц машинописного текста (без учета приложений). Значительное превышение или недобор установленного объема являются недостатком отчета и указывают на то, что студент не сумел отобрать и переработать нужный материал.
Текст отчета о практике должен быть напечатан через 1,5 интервал на одной стороне стандартного листа белой бумаги (А4). Шрифт Times New Roman, кегель 14. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затемнения. Курсив, подчеркивание, а также выделение полужирным шрифтом в тексте дипломного проекта не допускаются, кроме заголовков, названия таблиц и рисунков.
Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц текста делается в правом нижнем углу листа. На титульном листе номер страницы не ставится. После этого нумеруются все страницы, включая приложения.
Каждый раздел отчета (введение, разделы, заключение, список использованной литературы, приложение) начинаются с новой страницы. Разделы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1,2,3), после которых ставится точка. Слово «раздел», «подраздел» или значок параграфа в названии не ставятся. Подразделы имеют порядковые номера в пределах раздела, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1.1 и 1.2.). Между названием раздела (подраздела) и текстом ставится пробел равный одному интервалу. Подразделы внутри разделов отделяются от предыдущего текста одинарным интервалом, их не следует начинать с новой страницы.
Названия «Содержание», «Введение», названия разделов и подразделов, «Заключение», «Список использованной литературы», пишутся строчными буквами с первой заглавной буквы, выделяются полужирным шрифтом и располагаются по центру. Точку в конце заголовков не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке. В «Содержании» пишется «Приложение», если оно одно, и «Приложения», если их несколько и указывается только страница, с которой Приложения начинаются.
Ссылки на литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные автором при написании отчета, должны отражаться в квадратных скобках в конце предложения с указанием номера источника в списке литературы. Если фрагмент текста является цитатой, то необходимо указать диапазон цитируемых страниц. Допускаются ссылки на несколько источников в одних скобках.
Отчет о прохождении практики должен быть оформлен аккуратно, иметь переплет. Все листы должны быть сшиты в последовательности указанной выше. Дневник по практике должен быть подписан руководителем практики от организации и заверен печатью. В тексте отчета недопустимы сокращения слов, исключение составляют общепринятые и общеупотребляемые аббревиатуры, установленные соответствующими государственными стандартами.
Готовый отчет брошюруется в следующем порядке: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, приложения. Направление (дневник) на практику вкладывается в папку-файл и не подшивается.
Оформление таблиц и рисунков
Отчет не обходится без таблиц, так как это основной способ систематизированного представления цифровой важной информации. Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы, занимающие целую страницу и более, желательно выносить в приложения. В отчете должно содержаться не менее 3–5 таблиц и 3-4 рисунка. Графики, диаграммы, схемы и т.д. в тексте отчета называются рисунками.
Все таблицы должны иметь порядковый номер и название, отражающее содержание. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака « ») пишутся в правом верхнем углу; ниже, по центру должно быть название таблицы (см. Приложение 2). Слово «рисунок» пишется сокращенно: рис. 2.1.1 (без знака №), причем название рисунка пишется под ним, рядом с номером (см. Приложение 2).
Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной или соотноситься с номером раздела и параграфа. Например, если таблица или рисунок включены в текст первого параграфа второго раздела, нумерация следующая: Таблица 2.1.1. рис. 2.1.1.. Последняя цифра означает порядковый номер таблицы (или рисунка) в данном параграфе.
Таблица помещается в качестве следующего абзаца или следующей страницы после первого упоминания о ней в тексте.
При переносе части таблицы название помещают только над ее первой частью, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над перенесенной частью таблицы справа пишется «Продолжение табл. ____» или «Окончание табл.» с указанием порядкового номера. Графы таблицы должны быть пронумерованы, при переносе таблицы на следующую страницу повторяется только нумерация граф без заголовков.
Необходимо указывать год, за который приводятся данные, названия и измерители показателей, а также источник, на основе которого составлена таблица. Если таблица целиком заимствована или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем отчета на основе первичных материалов.
В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10 пт или 12 пт. Названия таблиц и рисунков следует выделять полужирным шрифтом. Во всех таблицах и рисунках должны быть проставлены единицы измерения.
Если документы или таблицы объемом превышают одну страницу, то они выносятся в Приложения, которые нумеруются арабскими цифрами (например: Приложение 1, 2, 3). Объем всех страниц Приложений не учитывается в общем объеме отчета. Документы и таблицы, вынесенные в Приложения, не нумеруются.
В «Содержании» пишется «Приложение», если оно одно, и «Приложения», если их несколько, и указывается страница, с которой Приложения начинаются.
Оформление списка использованной литературы
Список использованной литературы – обязательный раздел отчета, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в тексте отчета. (Приложение5)
Список использованной литературы должен состоять из трех обязательных разделов:
1) Нормативно-правовые материалы;
2) Специальная литература;
3) Текущий архив организации.
Если были использованы материалы Интернета, то добавляется IV раздел под названием «Источники удаленного доступа».
Образец оформления списка использованной литературы представлен в Приложении 4 в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическое описание документа».
В первом разделе «Нормативно-правовые материалы» должны быть представлены все использованные в работе нормативно-правовые акты, располагаемые в следующей иерархической последовательности:
Конституция Российской Федерации;
Федеральные законы Российской Федерации;
Указы Президента Российской Федерации;
Постановления Правительства Российской Федерации;
Нормативные акты органов местного самоуправления.
Все нормативные акты приводятся в хронологическом порядке с обязательным указанием даты их принятия, номера и источника официального опубликования. Ссылки на эти источники можно найти, используя справку, в информационных системах «Гарант» или «Консультант».
Во втором разделе «Специальная литература» отражается использованная специальная литература: монографии, статьи в периодических изданиях, в сборниках научных трудов, учебники и учебные пособия и т.д. Все они располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или, если автор не указан, по названию работы. В списке литературы приводятся полные данные о работе: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания и наименование издательства, год опубликования, общее количество страниц; если статья опубликована в сборнике или журнале, то после ее названия указывается наименование сборника или журнала, год его издания, номер и диапазон страниц.
В третьем разделе «Текущий архив организации» отражаются такие документы, как:
Устав предприятия;
Положение о предприятии или о его структурном подразделении;
Положения (о заработной плате, о мотивации, о повышении квалификации и т.д.);
Программы, планы организации;
Отчеты о выполнении планов, программ организации.
Четвертый раздел содержит источники удаленного доступа (Интернет).
Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом. Экземпляр на бумажном носителе сдается на кафедру в указанные сроки. Электронная версия отчета остается в распоряжении студента как исходный материал для выполнения различных видов учебных работ. В отчете должны быть все предусмотренные программой и согласованные с руководителем практики от института разделы.
В заключение по собранному о деятельности организации материалу студент делает вывод об экономическом и организационном состоянии предприятия и может предложить комплекс мер по увеличению эффективности работы. При анализе деятельности организации во время учебной практики необходимо уделить основное внимание тому виду функциональной деятельности, которой будут посвящена выпускная квалификационная работа.
Оценка учебной практики
Оценка по практике (дифференцированный зачет) приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и вносится в зачетную книжку и ведомость уполномоченным для этого преподавателем кафедры.
При выставлении оценки учитываются следующие критерии:
отсутствие дисциплинарных замечаний в ходе прохождения практики;
оформление отчетной документации, с учетом задач практики;
свободное владение студентом информацией о базе практике, умение свободно изложить специфику работы;
характеристика студента с места прохождения практики (отзыв).
Оценки:
«Неудовлетворительно» - оценивается студент, не выполнивший практику в полном объѐме, имеющий пропуски за период прохождения практики без уважи-тельных причин, недисциплинированный, незаинтересованный в профессиональ-ной подготовке, теоретически некомпетентный, немеющий грамотно анализиро-вать деятельность, некачественно заполняющий документацию.
«Удовлетворительно» - оценивается студент, выполнивший программу практики в полном объѐме, но имеющий поверхностные теоретические представления в области методики обучения технологии и организации процесса обучения в учебных мастерских, проявивший несамостоятельность в организации профессиональной деятельности, недостаточную активность в овладении профессиональ-ными умениями и навыками, склонный к репродуктивному, нетворческому, формальному отношению к делу, имеющий дисциплинарные нарушения, некачественно ведущий документацию, требующий организующей методической помощи.
«Хорошо» - оценивается студент, выполнивший программу практики в полном объѐме, проявивший активность, самостоятельность в работе, творчески компетентный, умеющий выстраивать профессиональную деятельность; владеющий профессиональной культурой и этикой. Может испытывать трудности в анализе профессиональной деятельности. Требует стимулирующей методической помощи.
«Отлично» - оценивается студент, выполнивший программу практики в пол-ном объѐме с большей долей самостоятельности, проявивший активность, инициативу и творчество; обладающий достаточно высоким уровнем профессиональной культуры и этики, не испытывающий трудностей в анализе профессиональной деятельности; проявивший высокую творческую компетентность. Ведение документации систематично, целенаправленно.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв, неудовлетворительную оценку на защите отчета, направляется на практику повторно во время каникул или в свободное от учебы время.
Оценка может быть снижена в случае несвоевременного представления отчетной документации на кафедру. Оценка учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов, в связи с этим, студенты, не прошедшие практику без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа как имеющие академическую задолженность.
Список литературы
Основная литература:
1. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: Учебник. М., 2009.
2. Нечипоренко В. С. Теория и организация государственной службы: Курс лек-ций. М., 2010.
3. Чихладзе Л. Т., Ежевский Д. О. Муниципальная служба в Российской Феде-рации. Ростов/н Д, 2009.
Дополнительная литература:
1. Архипова Т., Румянцева М., Сенин М. История государственной службы в Рос-сии(XVIII-XX века): Учебное пособие. М., 1999.
2. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М. 2002.
3. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класc Советского Союза. М., 1991.
4. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Уч. по-собие / Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. М., 2006.
5. Комплексная оценка профессиональной служебной деятельности государ-ственных гражданских служащих: Учеб.-метод. рек. / Мин-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации; НВЦТ в государствен. и муниц. службе; Под общ. ред. проф. Столяровой В. М., 2007.
6. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Пред. ред. совета Медведев Д.А. СПб., 2008.
7. Крозье М. Феномен бюрократии. М.1994.
8. Курашвили Б. П. Борьба с бюрократизмом. М., 1988.
9. Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах. М., 2004.
10. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993.
11. Мельников В. П. Государственная служба в России: исторический опыт: Учебное пособие. М., 2005.
12. Мизес Л. фон. Антикапиталистическая ментальность. М., 1992.
13. Мониторинг развития государственной гражданской службы Российской Федерации: Монография / Под ред. А.В. Иванова. М., 2009.
14. Муниципальная кадровая политика. Учебное пособие / Под ред. А.Г. Гладышева. М., 2003.
15. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: Международ-ный опыт / Пер. с англ. М., 2003.
16. Оболонский А. В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М. 2002.
17. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2007.
18. Оценка и профессиональное развитие государственных служащих: моногра-фия / Под общ. ред. проф. А. Турчинова. М., 2009.
19. Охотский Е.В., Смольков В.Г. Бюрократия и бюрократизм. М., 1996.
20. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти: подходы к проведению административной реформы в Российской Федерации. М., 2005.
21. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учеб. / Под общ. ред. д-ра юрил. наук, проф. И. Барцица. М., 2007.
22. Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2001.
23. Реформа государственной службы России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М., 2003.
24. Служебное право (Государственная гражданская служба): Учебное пособие / Общ. ред. Барциц И. Н., рук. авт. колл. Игнатов В. Г. М., 2007.
25. Столярова В.А. Нормативное регулирование и стимулирование труда государственных гражданских служащих: Монография. - М., 2008
26. Спиридонова В. И. Бюрократия и реформа: (Анализ концепции М. Крозье) / РАН Ин-т философии. М. 1997.
27. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: тео-рия, история, новые реалии. М., 2006.
28. Черепанов В.В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской службы: Учебное пособие. В 2 ч. М., 2009.
29. Яковлев А. И. Эффективность государственной службы: учебный курс. М., 1998.
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других элек-тронных информационных источников: