Налоги в системе бюджетно-налоговой политики
Под бюджетно-налоговой политикой понимается изменение доходов и расходов государства в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики. Она осуществляется через государственные финансы, являющиеся частью финансовой системы страны. Под финансовой системой понимается совокупность экономических отношений, проявляющаяся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в народном хозяйстве. Под финансовыми ресурсами понимают доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков. Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система - это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.
Вся совокупность финансовых ресурсов делится на централизованные (общегосударственные), которые концентрируются в госбюджете и во внебюджетных централизованных фондах, и децентрализованные, представленные финансовыми ресурсами предприятий и организаций.
Проводя бюджетно-налоговую политику государство может ставить следующие цели:
а) борьба с безработицей;
б) стабилизация экономического роста;
в) борьба с инфляцией;
г) осуществление структурных сдвигов в экономике;
д) перераспределение доходов в обществе с целью реализации принципа социальной справедливости;
е) стимулирование территориального размещения производства;
ж) воздействие на состояния платежного баланса.
Основными параметрами макроэкономическогорегулирования в большинстве стран являются:
· доля налоговых изъятий в ВВП;
· доля налогов в личных доходах и прибыли;
· доля налогов в объеме продаж потребительских товаров;
· доля налогов в объеме внешнеторговой деятельности;
· социальные отчисления;
· уровень налогообложения недвижимости, доходов по акциям, экологических загрязнений;
· льготы по государственным приоритетам.
Именно эти параметры позволяют регулировать макроэкономические показатели, имеющие стабилизационное воздействие: потребительский спрос, инвестиции, экспорт, НТП, социальные расходы, затраты на охрану окружающей среды и другие.
В неоклассической теории фискальная политика рассматривается как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций. В данной точке зрения неоклассики опираются на идею Д.Рикардо о том, что инструменты бюджетно-налоговой политики только перераспределяют имеющиеся в стране финансовые ресурсы и не могут оказать воздействия на реальные процессы в экономике.
Кейнсианство рассматривает фискальную политику как основной инструмент воздействия на совокупный спрос и через него на реальные процессы в экономике.
Источником доходов государственного бюджета являются налоги. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законом. В любой стране создается налоговая система – совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.
Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законом.
При установлении налогов возникают такие понятия как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.
Налоговое бремя – величина суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, уровнем доходов.
Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.
Налоговая льгота – основной инструмент оперативного использования налоговой системы. Существуют следующие виды налоговых льгот:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога;
- понижение ставок налога;
- вычет налоговой базы;
- налоговый кредит;
Налогообложение в любой стране должно строиться на учете следующих принципов:
1) учет возможностей налогоплательщика;
2) обязательность;
3) простота и удобство расчетов;
4) однократность налогообложения;
5) гибкость налоговой системы;
6) эффективность с точки зрения перераспределения средств.
Налоги выполняют следующие функции
1) фискальная, которая означает, что за счет налогов обеспечивается финансирование государственного бюджета;
2) социальная функция, которая заключается в поддержании равновесия в обществе;
3) регулирующая функция, проявляется в том, что государство с помощью налогов воздействует на состояние экономики;
4) контрольная, так как позволяет контролировать деятельность фирм, распределение и использование финансовых и других ресурсов;
5) распределительная, т.е. с помощью налогов можно перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами;
6) стимулирующая, т.е. через налоговые льготы и дифференциацию ставок налогов государство может поощрять развитие определенных отраслей, производств, видов продукции, регионов страны.
Различают две группы налогов: прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы и факторы производства, косвенные – налоги на товары и услуги.
Прямые налоги строятся по прогрессивной шкале. К прямым налогам относят налог на прибыль, зарплату, на дивиденды. Эти налоги выполняют функцию стабилизаторов конъюнктуры, так как в период кризиса поступления от них автоматически снижаются, а в условиях подъема – растут. Прямые налоги непосредственно вносят и выплачивают налогоплательщики.
Косвенными налогами являются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз и т.д. Они выплачиваются при реализации товаров покупателями, так как представляют собой надбавку к цене, а вносятся в бюджет продавцами или производителями товаров. Косвенные налоги, как правило, носят регрессивный характер, так как изымают у бедных слоев большую часть их дохода, чем у богатых. Косвенные налоги, выполняют, прежде всего, фискальную функцию. Они позволяют расширить базу налогообложения, так как их бремя переносится практически на всех конечных потребителей.
Рассматривая налоги, следует различать налоги, устанавливаемые центральными и местными органами власти. Республиканские налоги устанавливает высший законодательный орган страны. Местные налоги устанавливают местные органы власти в пределах своей компетенции. Часть республиканских налогов поступает в местный бюджет для решения местных задач.
Налогообложение бывает прогрессивное, когда ставка налога увеличивается быстрее, чем растет доход и регрессивным, когда сумма налога увеличивается меньше, чем величина дохода; пропорциональное предполагает одинаковое изменение дохода и налога.
В экономической теории существует понятие кривой Лаффера, которая увязывает ставку налога и объем средств, который поступает в государственный бюджет (Рис. 20.5). Выступая за сокращение государственных расходов, представители неоклассического направления требуют снижения налогов, объясняя это с помощью кривой Лаффера. Такая зависимость объясняется тем, что первоначально рост ставки налога приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться, т.к. дальнейшее увеличение ставки налога приведет:
а) к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб;
б) прекращению деятельности фирмами ввиду ее неэффективности.
Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.
Идея о том, что снижение налоговых ставок ведет к росту государственных доходов, играет решающую роль в теории предложения. Сокращение налогов в краткосрочном периоде приводит к росту доходов госбюджета в долгосрочном в результате роста накопления, инвестиций и экономического подъема в стране. По мнению Дж.Бьюкенена и других экономистов существует краткосрочная и долгосрочная кривая Лаффера. Долгосрочным периодом считается период времени, которого достаточно для приспособления налогоплательщиков к любому изменению ставки налога. Кривая Лаффера долгосрочного периода более пологая, чем краткосрочного, а это означает, что для долгосрочного периода максимальная ставка налога ниже, чем в краткосрочном периоде. Поэтому ставку налога долгосрочного периода и следует сокращать, что обеспечит дополнительные налоговые поступления, но правительство этому будет сопротивляться, так как сокращаются поступления налогов в краткосрочном периоде.
Рис.20.53 Кривая Лаффера
В области государственного регулирования экономики представители экономики предложения выступали за то, чтобы государственная политика носила долгосрочный характер с упором на стимулирование совокупного предложения товаров, услуг и капитала. Предлагали провести налоговую реформу с целью снижения уровня налогообложения, сократить расходы государства, соблюдать бездефицитный госбюджет. Логика рассуждений следующая:
1) Снижение ставки налога на доходы от собственности ведет к росту склонности к сбережениям за счет текущего потребления, увеличивает предложение ссудного капитала и снижает ставку процента, что способствует оживлению инвестиционной активности.
2) Снижение налога на прибыль корпораций, введение налоговых и амортизационных льгот стимулирует инвестиционный процесс двумя путями:
а) увеличивается уровень выплачиваемых дивидендов, что повышает рыночную стоимость активов и способствует привлечению внешних источников финансирования;
б) создается дополнительный источник внутренних ресурсов накопления.
3) Сокращение налогов на доходы собственников труда способствует росту предложения рабочей силы, что позволяет:
а) обеспечить процесс накопления капитала необходимым приростом труда;
б) сократить расходы государства на социальные выплаты, так как рост производительности труда приведет к росту заработной платы в национальном доходе, росту уровня жизни населения.
Такая зависимость объясняется тем, что первоначально рост ставки налога приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться, т.к. дальнейшее увеличение ставки налога приведет:
а)к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб;
б)а)прекращению деятельности фирмами ввиду ее неэффективности.
Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.