Портрет принцессы Анны Леопольдовны со знаком ордена Св. Екатерины Большого креста
День памяти Святой Екатерины стал и днем орденского праздника: именно тогда (24 ноября 1711 года) после торжественного богослужения и в присутствии всего двора орденские знаки получила Екатерина – из рук Петра I. До смерти великого преобразователя России она оставалась единственной обладательницей этой награды. Вступив на престол в 1725 году, Екатерина I пожаловала этот орден и другим дамам Российской империи. И первыми этой награды были удостоены дочери Петра I – Анна и Елизавета.
Е. Р. Дашкова. Худ. Д. Левицкий. 1774 г.
А Е. Р. Дашкова написала в своем завещании: «Знаки ордена святые Екатерины, возложенные на меня Великой Екатериной в самый день ее восшествия на престол быв тот, который Ее Величество носила сама, необыкновенной цены. Се был оценен тогда в 6500 рублей. Когда за оный кабинет выдаст деньги, то оный капитал положить в сохранную казну». На эти деньги Дашкова завещала содержать в Екатерининском институте в качестве пенсионерки какую‑либо «настоящую бедную дворянку».
Орден Святого князя Александра Невского
Учреждение ордена Святого князя Александра Невского Петр I задумал еще в 1724 году, при перенесении мощей благоверного князя, защитника земли Русской, из Владимира в Петербург. Во время подготовки похода в Персию Петр I разработал основные положения статута будущего ордена, но наградить этим орденом никого не успел. Впервые орден был пожалован Екатериной I, уже после смерти Петра I, 23 мая 1725 года – в день бракосочетания дочери Петра Анны с герцогом Гольштейн‑Готторпским Карлом‑Фридрихом.
Орден Александра Невского
Петр I предназначал новый орден «в награждение подвигов» на полях брани, т. е. предполагал сделать его исключительно военной наградой: недаром он назвал его именем выдающегося полководца, отстоявшего русские земли от шведских и немецких захватчиков. Однако уже Екатерина I, пожаловав орден прибывшим на свадьбу гостям, нарушила этот замысел. С тех пор орден Александра Невского давался по статуту «в награду трудов, за отечество подъемлемых», т. е. за заслуги как на военной, так и на гражданской службе. Специальный же военный орден – Святого Георгия – был учрежден лишь 44 года спустя.
Крест ордена Александра Невского – золотой, покрытый с обеих сторон красной эмалью. Однако такой вид креста был регламентирован только указом 1816 года, раньше же знаки ордена делались из «рубинового» стекла. Между концами креста располагались золотые двуглавые орлы под императорской короной и с распущенными крыльями. В середине креста – изображение Александра Невского, в красно‑синем одеянии, сидящем на белом коне. Конь мог быть обращен и вправо, и влево. Обычно на этом изображении присутствует рука, благословляющая всадника из облаков. На оборотной стороне креста – латинский вензель SA (святой Александр) под княжеской короной. Звезда ордена серебряная, в центре ее на белом поле – вензель SA, вокруг него по красному полю идет орденский девиз: «За труды и отечество». Красная муаровая лента ордена надевалась через левое плечо, звезда носилась на левой стороне груди. Правила ношения ордена Александра Невского имели свои особенности: крест носился на ленте у бедра, со звездой лишь в торжественных случаях, обычно же, при сюртуке, – на шее, на более узкой ленте. К кресту и звезде, вручавшимся за военные подвиги с 1855 года, стали присоединять два скрещенных меча, проходящих через середину.