Бриллиантовый крест на митру и клобук
Бриллиантовый крест, укрепляемый в навершии митры, был одной из наград, которая жаловалась до Октябрьской революции митрополитам. Его подносил государь. Иной раз проходило несколько лет, прежде чем обладатель высочайшего сана получал эту награду. Так, митрополит Московский Владимир получил такой крест через два года после своего назначения на кафедру Первопрестольного града – но не за свои труды в целом, а за организацию церковного визита государя в Москву в 1900 году. Зато его преемник, митрополит Макарий, крест на митру получил одновременно с указом о своем назначении владыкой Московским и Коломенским. До этого он уже много лет пребывал на Томской кафедре и славился в Империи как просветитель алтайцев.
После восстановления патриаршества в 1917 году крест на митру стал принадлежностью облачения митрополитов вообще. А с 1988 года, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, согласно определению Поместного Собора, его предписали носить всем архиереям нашей Церкви.
Листая тома каталога русских архиереев конца XIX века – середины 1960‑х годов, составленные митрополитом Мануилом (Лемешевским), обнаруживаешь много интересного. Современное духовенство, да и верующие, привыкли к тому, что крест на клобуке – это непременная принадлежность архиепископов и митрополитов. В целом они правы, но так было не всегда. До революции многие архиепископы иной раз не доживали до креста, потому что это была награда, жалуемая государем, и крест выдавался Кабинетом Его Величества. Так, высокопреосвященный Сергий, архиепископ Финляндский (будущий патриарх Московский и всея Руси) получил эту награду лишь через восемь лет после своего служения в сане архиепископа. В целом эту награду приходилось ждать пять – десять лет. Правда, наблюдались и поистине уникальные случаи, когда бриллиантовый крест жаловался епископам. Но для этого им нужно было совершить поистине подвиг.
Первым бриллиантовый крест получил Дионисий, епископ Уфимский и Мензелинский, прославившийся тем, что всю свою жизнь посвятил благому делу крещения и просвещения якутов, продолжая тем самым благой труд митрополита Московского Иннокентия.
Другой награжденный бриллиантовым крестом – преосвященный Мака‑рий, епископ Томский. Получил он его тоже за благие труды в деле просвещения алтайцев. Для них он перевел Литургию Святого Иоанна Златоуста, Священную Историю Ветхого и Нового Заветов, и другие духовно‑богослужебные книги.
Теперь от архиереев дореволюционного поставления обратимся к временам, не столь отдаленным от нас. Мы уже упомянули о митрополите Мануиле (Лемешевском) – духовном наставнике будущего митрополита Санкт‑Петербургского и Ладожского Иоанна. В 1946 году владыку Мануила после первой, довоенной, ссылки наградили саном архиепископа, но крест на клобук[48]он получил лишь через 12 лет. Дело в том, что архиепископа опять не раз арестовывали, и 10 лет он провел в лагерях. Выйдя из заключения, он получил назначение на кафедру в Оренбурге и давно заслуженный крест.
В наше время крест почти одновременно жалуется с саном архиепископа. Так, в 1963 году был пожалован крест вместе с саном Алексию II – будущему патриарху Московскому и всея Руси. Владыка Никодим (будущий митрополит Ленинградский и Новгородский) 10 июня 1963 года стал архиепископом, а 11‑го ему был пожалован крест на клобук.
Право ношения двух панагий
Следующая по значению награда архиереям – право ношения двух панагий. Панагия в переводе с греческого означает Всесвятая, Всех святых большая, Которая есть Матерь Божия. Но панагия как принадлежность архиерейского сана представляет собою медальон диаметром пять – восемь сантиметров, на котором, как правило, изображается Божия Матерь. В древности вовнутрь панагии полагали частицу, вынутую из богородичного хлебца – просфоры – во время литургии. Одна панагия – принадлежность всех архиереев, две же присваиваются главам автокефальных (самостоятельных) или автономных православных церквей. Теперь же как награду ее со временем получают некоторые митрополиты Русской православной церкви. Второй панагии были удостоены в 1970 году митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, а также митрополит Ленинградский и Новгородский Никодима. Когда в 1978 году на Ленинградскую кафедру назначили владыку Антония (ранее архиепископа Минского и Белорусского), то Святейший патриарх Пимен одновременно удостоил его и права постоянного ношения второй панагии.
Панагия Распятие. XVI в.
Панагия. XVI в.
Панагия. XVI в.
Примерно в середине 1980‑х годов появилась еще одна разновидность наград – вручение так называемой именной панагии, которой удостаивали и митрополитов, имевших право на ношение двух панагий, и епархиальных архиереев. По всей видимости, она заменила собою награду, существовавшую до Октябрьской революции – панагию с драгоценными украшениями, которую до 1917 года жаловал государь.
До революции был случай, когда вручили как награду панагию без украшений, но на Георгиевской ленте. Ею был удостоен в 1915 году первый викарий Московской епархии преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский. С началом Первой мировой войны он пошел на фронт священником 163‑го пехотного Миргородского полка 42‑й дивизии. Самоотверженный владыка работал на передовых позициях, укрепляя и ободряя воинов; несколько раз он был контужен, но возвращался в строй, продолжая свое архипастырское служение.
Наивысшая награда
И наконец, наивысшая награда для архиереев в митрополичьем сане – право предношения креста за богослужением. Это принадлежность исключительно предстоятеля (главы) Автокефальной Православной церкви. В императорской России это право представлял царь, причем достаточно редко. Так, митрополит Московский Владимир в бытность архипастырем Первопрестольной, так и не удостоился этого права и получил его через некоторое время после назначения в 1913 году Санкт‑Петербургским архипастырем. Зато уже упомянутому выше владыке Макарию это право дали уже через год после того, как он стал митрополитом. Впрочем, были случаи, когда предношение креста жаловалось одновременно с правом ношения второй панагии.
В первые дни Великой Отечественной войны митрополит Николай (Ярушевич) оказался в Луцке, который вот‑вот должен был занять враг. Но он не бежал в глубокий тыл, а остался в прифронтовой полосе, чтобы поддерживать дух местного населения. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий, видя бесстрашие митрополита, назначил его на незанятую кафедру митрополитов Киевских и Галицких и одновременно пожаловал право на ношение двух панагий и предношение святого креста при богослужениях. С этими наградами владыка Николай оказался в осажденном немцами Киеве. В сентябре 1941 года наши войска сдали город, вместе с другими беженцами митрополит Николай с трудом выбрался из Киева и доехал до Москвы. Когда враг подошел к столице, он лишь ненадолго покинул ее, а с зимы 1942 года неустанно проповедовал в Первопрестольной, собирал деньги на танковую колонну «Дмитрий Донской» и ободрял своим архипастырским словом православных москвичей.
Преемник митрополита Николая на посту председателя Отдела внешних церковных сношений епископ Никодим (впоследствии митрополит) также после двух панагий в 1971 году получил право предношения святого креста за богослужением.
Единственная в своем роде
А теперь мы расскажем о награде исключительно для архиерея, единственной в своем роде. Ее удостоился поистине великий подвижник, обитавший на православном Востоке, митрополит Гор Ливанских Илия Салиби. Узнав о начале Великой Отечественной войны, он решил уйти в затвор; там он со слезами молился Божией Матери перед ее образом, чтобы Она открыла Свою волю и умолила Сына Своего, Господа Иисуса Христа, о спасении России. Три дня владыка не ел, не пил, не спал и лишь, преклонив колени, пребывал в непрестанной молитве. И Матерь Божия явилась старцу и сказала ему, чтобы он передал определение Божие стране и народу российскому.