Пожалование почетного гражданства и Тарханского достоинства
Почетные граждане были привилегированной группой в сословии городских обывателей. Звание «Почетный гражданин» было установлено Екатериной II в 1785 году. Получившие его освобождались от телесных наказаний, имели право держать в городе дворы и разводить сады. При поездках они могли пользоваться каретой, что разрешалось далеко не всем. Почетные граждане получали право заводить фабрики и заводы, владеть речными и морскими судами.
В 1807 году почетное гражданство было отменено для купечества и оставлено только художникам и писателям – людям свободных профессий. В 1832 году звание «Почетный гражданин» было возвращено с разделением его на личное и потомственное. На потомственное выдавалась грамота, на личное – свидетельство. Как и раньше, почетные граждане освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности и подушного склада. Однако права как потомственного, так и личного гражданства были невелики. Они не давали права поступления на государственную службу, служить и получать чины могли только дети дворян и священнослужителей. С 1892 года награждение почетным гражданством происходило через департаменты Правительствующего Сената.
Для поощрения торговли и промышленности в 1800 году купцам были установлены почетные звания: «коммерции советник» и «мануфактур‑советник». Они приравнивались к VIII классу гражданской службы. Чтобы получить это почетное звание, требовалось (с 1824 года) 12 лет состоять купцом 1‑й гильдии.
Пример награждения званием «мануфактур‑советник»:
«Высочайшие указы, за собственноручным ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА подписанием, данные Правительственному Сенату.
Кроме награждения званиями «Почетный гражданин», «мануфактур‑советник» и «коммерции советник», существовала еще награда, возводившая человека в Тарханское достоинство. Предназначена она была для иноверцев. Слово «тархан» – монгольского происхождения, но русскими перенято было у бурят. Оно имеет два значения: свободный от податей, благородный и художник или мастер. В Российской империи его мог даровать только сам император. Вот один из примеров пожалования Тарханского достоинства: «Высочайшее повеление, объявленное Правительствующему Сенату.
«Декабря 29 1841 года. Г. Управляющим Министерством Юстиции. Г. Вице‑Канцлер Граф Нессельроде сообщил ему, Г. Управляющему Министерством Юстиции, что ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во внимание к отличным трудам и заслугам, оказываемым здешним гражданским Муллою Мухамет Эмин Хантемировым, который в продолжение нескольких лет с постоянным усердием и преданностью занимается обучением малолетних горцев в Кадетских корпусах и исправляет другие поручения, возлагаемые на него гражданским и военным Начальствами, Всемилостивейше соизволил в 21 день Декабря пожаловать его в Тарханское достоинство».
Пожалование кафтанов
В Российской империи до последних дней ее существования сохранялась традиция пожалования царем кафтанов, которые официально причислялись к знакам отличия. Кафтан – русская национальная одежда, хотя само слово и происхождение этой одежды – персидские. В XVIII веке кафтаны в качестве мундира носили военные всех родов войск русской армии.
К концу XIX столетия были четыре разновидности наградных кафтанов: простые, мастеровые, почетные и нарядные. Шились они из сукна, бархата, атласа и тафты длинными, почти до пола, с пуговицами и застежками спереди: имели отложное ожерелье[44]на воротнике, золотые или серебряные петлицы с кистями, манжеты у рукавов из кружев, полы нарядных кафтанов обшивались жемчугом и драгоценными камнями. Кафтаны бывали «становыми», с перехватом в талии, и «турские» – без него.
Кафтаны жаловались в награду лицам податного сословия,[45]которые не могли быть награждены орденами, оружием, землями, приемом на «государеву службу» в качестве офицеров и чиновников. Пожалование происходило по представлению начальства и по непосредственному усмотрению государя. Простые кафтаны жаловались крестьянам, в случае особых их заслуг и занятии или выборных должностей в общественном земском управлении; мастеровые – отличившимся оружейникам Тульского, Сестрорецкого, Ижевского и Златоустовского заводов, мастеровым Александровского механического завода, мастерам горных заводов и ювелирных мастерских «в поощрение к трудолюбию и искусству и за особые заслуги, открытия или изобретения».
Почетными кафтанами награждались «башкирцы», занимавшие выборные должности в волостных и сельских управлениях, отличившиеся в устройстве фабрик и заводов купцы, сельские обыватели, заслужившие внимание государя, (например, продавшие для армии выращенных ими 20 хороших лошадей). «Туземцы» Туркестанского края с 1886 года награждались через генерал‑губернатора почетными и нарядными халатами, но награда все равно считалась царской.
В Сибири государственные крестьяне, работавшие в селах на выборных должностях, награждались за свое усердие форменными кафтанами. Если они особо отличились своими трудами и подвигами, то могли быть пожалованы форменными кафтанами с украшениями.
За совершение преступления все виды наградных кафтанов у награжденных отбирались и отсылались обратно в Кабинет Его Императорского Величества, даже если кафтан находился в неприглядном виде.
С 30‑х годов XIX века кафтан, вроде бы уже вовсе вышедший из моды, стал официальной одеждой для определенного рода лиц. Выборные должности в городах (городской голова, члены Городской думы) принадлежали представителям купечества и мещанства (члены и секретари судов), и они обязаны были являться в присутствие в кафтане «с шитьем по разряду». С 1834 года к кафтану разрешалось носить и установленного вида саблю. Со второй половины XIX столетия получили право носить при кафтане саблю все купцы 1‑й гильдии. Так что кафтаны не только жаловались царем в виде награды, но шились как форма по всей России вплоть до революции.