Элементы правовой культуры

1) уровень развития правового сознания населения, т. е. от того, на­сколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процеду­ры при решении споров, поиске компромиссов и т. д., насколь­ко информировано в правовом отношении население, его со­циальные, возрастные, профессиональные и иные группы, ка­ково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим сред­ствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.

2) уровень развития правовой деятельности - состоит из

а) теоретической (деятельность ученых-юристов, обра­зовательная деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д.)

б) практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельно­сти. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юриди­ческом и многих других отношениях лица с соблюдением де­мократических и собственно юридических процедур и принципов. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государ­ственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопри­менителя и др.).

3) уровень развития всей системы юридических актов, т. е. тек­стов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и сво­боде. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать оп­ределения основных терминов и понятий, быть опубликован­ным в доступном для населения источнике и т. д.. При определении качества правовой культуры общества дол­жно учитываться и состояние индивидуальных правовых ак­тов: правоприменительных (решения и приговоры судов, акты прокуроров и т. д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

4) уровень правового раз­витая субъекта — различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека.

Виды правовой культуры:

1) правовая культура всего общества. Включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

2) групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой правовой культуры составляет правовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах, например в неформальных объединениях. Исследователи данной формы правовой культуры отмечают ее маргинальный характер по отношению к обществу, элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

3) правовая культура личности - такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, позитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, поведением, основанным на уважении права. Отсюда вытекает, что правовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источником правовых знаний личности обычно служат практический опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.п. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

Значение.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "разрешено все что не запрещено законом". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено.

Усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

65. Правовой нигилизм: понятие, причины, формы проявления, пути преодоления.

Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к пра­ву, закону и правовым формам организации общественных отно­шений.

Правовой нигилизм выступает в качестве антипода пра­вовой культуры. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать без­наказанно; и совершенно так же поступает правительство. Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме.

Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным(абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

Виды правового нигилизма.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Формы правового нигилизма:

1) В зависимости от сферы применения

а) практи­ческая форма- происходит реализация указанных взглядов и учений на практике:

i) умышленное нарушение действующих законов и иных нормативных правовых актов.

ii) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам".

iii) издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов. Нередко подзаконные акты становятся "надзаконными". Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы

iv) подмена законности целесообразностью. При этом целесообразность может выступать под разным "соусом" - в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной

v) конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Здесь соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом. Принцип разделения властей, заложенный формально в Конституции, на деле не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом "свободной" от соблюдения законов, особенно на местах.

vi) нарушение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору.

б) теоретическая (идеологическая) форма - имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая про­летарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека

2) В зависимости от формы выражения:

а) пассивная форма - безразличное отноше­ние к праву, явная недооценка его роли и значения.

б) активная - осознанно враждебное отношение к праву. Представи­тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

3) В зависимости от уровня проявления

а) на идеологическом уровне - в виде идеологических течений и теоретических доктрин;

б) на уровне обыденного, массового сознания - в форме отрицательных ус­тановок, стойких предубеждений и стереотипов;

в) ведомственный - установленные государством пред­писания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находят­ся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах на­рода», «для выполнения плана» и т. д.).

Наши рекомендации