Программа социологических исследований
Программа социологического исследования — стратегический документ, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ. Программа включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическую часть и методическую часть.
Методологическая часть включает: формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования.
Методическая часть включает: определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора социологической информации, логическую структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки.
Методологическая часть программы начинается с формулировки и обоснования научной проблемы. Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной проблемой. Научная проблема — состояние знания о незнании определенных количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления или процесса.
Важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Следует опасаться и другой крайности— выдвижения проблем слишком широкого плана. Изучать несколько проблем в рамках одного исследования нецелесообразно: это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, может снизить качество собираемой информации; теряется оперативность исследования, что приводит к старению данных, потере их актуальности, а порой и смысла исследования в целом.
Указание цели исследования - важный момент этой части программы. Цель состоит в решении поставленной научной проблемы. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.
Следующий шаг в составлении программы - определение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования – общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Объектом социологического исследования в широком смысле выступают все носители общественной проблемы, решение которой определено целью данного исследования.
Объект социологического исследования должен характеризоваться:
1. Чётко обозначенными статусными характеристиками исследуемой совокупности людей: отраслевой принадлежностью; профессиональной принадлежностью; возрастной принадлежностью; национальной принадлежностью и т.п.
2. Пространственной ограниченностью.
3. Функциональной направленностью: политическая направленность; этническая направленность; производственная направленность и т.п.
4. Временной ограниченностью.
5. Возможностями его количественного измерения.
Предмет социологического исследования – это центральный вопрос проблемы. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему. Предмет социологического исследования — концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.
Например, при исследовании такой проблемы как миграционные процессы объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, населённого пункта. Предметом является миграция – перемещение людей из одного места проживания в другое.
Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление логического структурирования основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета социологического исследования. Логический анализ предполагает интерпретацию и операционализацию основных понятий. Интерпретация – точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры. Операционализация – определение соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем. Характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику подготовки инструментария сбора социологической информации.
Завершается составление методологической части программы формулировкой гипотез и задач исследования.
Гипотеза — это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и методов сбора социологической информации. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.
Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.
1. Соответствовать исходным принципам теории научного познания.
2. Не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.
3. Не должна противоречить известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена.
4. Должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования.
5. Должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость.
Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и также могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства изучения исследуемой проблемы? Описательные и аналитические социологические исследования, как правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач. Чем подробнее расписаны в программе задачи исследования, тем полнее можно обеспечить процесс социологического исследования необходимыми ресурсами.
Методическая часть программы начинается с определения обследуемой совокупности.
После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием.
Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического исследования. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат, да и само исследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер.
По довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка.
Выборка или выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации о всей совокупности в целом. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информации.
В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации.
Виды выборки:
1. Квотная выборочная совокупность. Предполагает не менее четырёх признаков, по которым определяются респонденты. Обычно применяется при большой генеральной совокупности.
2. Метод основного массива. Предполагает опрос 60-70% генеральной совокупности.
3. Метод гнездовой выборки. В качестве респондентов выступают не отдельные индивиды, а какая-то группа. Метод будет представительным, если состав групп генеральной совокупности сходен.
4. Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части, из которых пропорционально отбирается единица анализа (могут быть как индивиды, так и группы).
5. Метод механической выборки. Из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов.
6. Сплошной метод. Применяется при небольшой генеральной совокупности.
В зависимости от цели исследования социологи выбирают те или иные методы сбора информации.