Понятие рег-го к-та. Основные источники и причины конфликтов на уровне региона
Теоретические подходы к интерпретации региональных противоречий.
Теоретич-е основания изуч-я рег-х к-в были заложены в 19в в рамках марксистской конфликтол-й социологии основателем формальной школы в понимающей соц-гии Зиммелем. В рамках данных школ исследовались проблемы классовой и антагонистич-й борьбы между гос-ми, причины почему к-ты в обществе неизбежны.В процессе изучения конфликтов во 2 пол 20 в утверждались идеи о закономерности существования конфл-й стадии взаимодействия в любых соц.системахПодходы:Геополит-й (Шмитт, Готтман, Бжезинский) - взаимод-е центра и периферии, один из осн-х принципов - геополит-й дуализм,утверждающий в кач-ве двигателя историч-го процесса противостояние талассократии теллурократии Бегемота (суша) и Левиафана (моря).Бихевиористский подход - распростр-е психологич-х принципов описания и интерпретации повед-я человека/животных исходя из формул стимул-реакция, учета индивид. Особ-й поведения субъекта в рег-х к-х.Системный - интерпретация рег-х проц-в через представление структур и взаимод-й на уровне структурных эл-в. (например однополярная модель с центром в США, многополярная с центрами в Китае, Индии, России, Евросоюзе, Бразилии).
Сущность региональных противоречий.
Это противор-я, складывающиеся м/у отдельными гос-ми, коалициями гос-в или отдельными рег-ми субъектами соц-го взаимод-я внутри гос-ва, и охватывающие большие геогр-е и соц-е пространства. В основе рег-х к-в лежат противоречия в сфере эк-ки, пол, религии и идеологии, и они, как правило, протекают в русле нац-этнич-х и религ-х столкновений. Такие к-ты носят затяжной хар-р и оказывают непоср-е воздействие на систему междунар-х отнош-й.Рег-е к-ты внутри гос-ва: м/у центром и рег, между рег-ми.Субъекты: органы гос-й власти, органы местного самоупр-я, конкретные представители власти, общественные организации, этносы, граждане, группы граждан; Объект к-та - то, что притягивает вним-е и устремление субъектов к-та и одновр-но противопост-т их, выступая объект-й основной возникнов-я конфл-х ситуаций (территория, ресурсы, статус, ценности).Рег-е к-ты отличаются своей динамикой. Корни конфл-х ситуаций часто уходят в далекое историч-е прошлое и связаны с традициями народов, их соц-эк-м и культурным разв-м. Формирование образа конфл-й ситуации у народа направляется пол-й элитой с активным использов-м в этом проц СМИ, а также средств и методов информ-й войны.По причине возникновения рег-е к-ты можно разделить на:1. Территор-е к-ты, часто тесно связанные с воссоед-м раздробл-х в прошлом этносов. Классич-й пример - ситуация в Нагорном Карабахе и отчасти в Южн Осетии; 2. К-ты, порожд-е стремлением этнич-го меньш-ва реализовать право на самоопред-е в форме создания независимого гос-го образования. Таково положение в Абхазии, отчасти в Приднестровье3. К-ты, связанные с восстановл-м террит-х прав депортир-х народов. Спор между осетинами и ингушами из-за принадл-ти Пригородного района - яркое тому свидет-во: 4. К-ты, в основе кот лежат притязания того или иного гос-ва на часть территории соседнего гос-ва. 5. К-ты, источн-ми кот служат последствия произвольных территор-х изменений, осущ-х в советский период. 6. К-ты как следствие столкновений эк-х интересов7. К-ты, в основе кот лежат факторы историч-го характера, обусловленные традициями многолетней нац-освобод-й борьбы против метрополии. 8. К-ты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на террит-х других республик. Таковы проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане.
Понятие рег-го к-та. Основные источники и причины конфликтов на уровне региона.
К-т рег-й - столкнов-е противоборствующих сторон внутри рег. (Ближневост-й, за облада-е и контроль над рес-ми Касп-го моря, распад Югославии)Есть мн-во опр-й к-та. Наиб известностью за рубежом пользуется опред-е, данное Л.Козером, кот считает к-м борьбу за ценности и претензии на опред-й соц-й статус; власть; недостаточные для всех мат-е и духовные блага; борьбу, в кот целями состоящих в к-те сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Когда речь идет о рег-м к-те, имеется в виду к-т между двумя или более госу-ми, затрагивающий обстановку в конкретном рег-не и зачастую проходящий с прямым или косв-м уч-м великих держав, или с вовлеч-м военно-пол-х объединений междунар-го хар-ра. Рег-е к-ты после втор мир войны и в период биполяр-ти порой приводили к опасным международно-пол-м кризисам и вооруж-й борьбе с серьезными посл-ми. Почти в кажд таком к-те, помимо непоср-но конфликт-х сторон, в той или иной форме просматр-сь уч-е сверхдержав, кот использовали их в своем военно-пол-м противост-нии. СССР и США в период биполярности широко использовали конфронтацию "по третьим странам" в рег-х. Так было во вр войн в Корее, в Индокитае, Афганистане и др. Однако при этом они пытались держать к-ты под контролем, чтобы противост-е на периферии, в рег-х не переросло в глобальную войну. Др словами, супердержавы - СССР и США - осуществляли, по существу, действия по снижению напряж-ти в рег-х, чтобы избежать глобального столкновения. Рег-е конфликты времен "холл-й войны" во многом отличались др от др по природе и типам, содерж-ю и структуре, конкретному ходу и конечн рез-ту разв-я. За внешн несхожестью во всех этих к-х просматрив-сь общая основа: они возникли как прямое или косв-е выраж-е главного противор-я биполярной модели. Эти рег-е к-ты, возникнув однажды, в свою оч играли существ-ю роль в сист междун-х отнош-й, влияя на ход разв-я не только в соотв-х рег-х, но и международных отнош-й в целом. Практика показала, что рег-й к-т может преврат-ся в длит-й, развив-ся по восходящей, достигающий опасных фаз разв-я. Он может привести к возраст-ю масштабов применения оружия, в том числе оружия масс-го уничтож-я (ОМУ), что способно порождать угрозу глобал-ции к-та, втягив-я в него ядерных держав. Рег-й к-т усиливает напряж-ть в межд-х отнош-х. Причиной совр-х рег-х к-в нередко становится несовпад-е администр-пол-х границ с этнич-ми. Фактор территор-х притязаний сегодня еще достаточно силен, хотя совр-е междунар-е право предлагает человеч-ву норму цивилизованных отнош-й: принцип нерушимости границ и отказ от территор-х претензий. Сегодня все чаще одной из причин межнац-х к-в в рег-х выступает абсолютизация принципа права наций на самоопред-е. В этом случае вступают в противоречие 2 важнейших принципа междунар-го права: права наций на самоопр-е и принципа территор-й целостности. Однако, не абсолютизируя эк-й фактор, можно согласиться с тем, что "эк-е методы способны обеспечить, например, воспитание в среде конфликтующих народов новой пол-й и эк-й элиты, тяготеющей к транснац-му мышлению и поэтому более склонной к взаимному компромиссу". Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что при изучении межд-го к-та (в том числе и рег-го межд-го к-та) основными характ-ми, требующими исследования, явл-ся пространство, т.е. масштаб, к-та; его геогр-е измерение; динамика разв-я к-та; временная протяж-ть и фазы разв-я к-та; интенс-ть и структура к-та (уч-ки, их характ-ки); цели сторон; мотивация к-та; состояние межд-х отнош-й во вр к-та, а также состояние уч-в к-та, т.е. ситуац-й контекст; восприятие уч-ми к-та др др; стратегия и тактика; функции к-та как для непоср-х уч-в, так и для всей системы междунар-х отнош-й. При изуч к-та соврем-е исследователи обычно рассм-т 2 группы факторов: структурные и процедурные. Структурные (структура общ-ва, уровень эк-го разв и др.) часто называют объективными, а процедурные (политика уч-в к-та и третьих сторон, особенности пол-х деятелей, участвующих в к-те и т.п.) - субъективными или зависимыми переменными. Для урегулирования к-та и выявления оптимальных форм его разрешения необходимо проанализировать и структурные, и процедурные факторы. Именно междунар-е право является важнейшим средством предотвращения и урегул-я межд-х к-в. Мирные средства,представляющие собой опред-ю совокупность норм совр-го международного права, приобретают все большее знач при решении спорных вопр-в в конфл-х ситуациях. Мирные ср-ва разреш-я споров не остаются неизменными, а развив-ся в завис от историч-го вр и ситуации на межд-й арене. Наиб эффект-м ср-м разблокиров-я к-в счит-ся перег. Рег-ми к-ми считаются ближневост-й кризис, балканский кризис, к-т на Корейском полуострове
6.Региональный интерес: сущность и особенности.
Общей составляющ. интересов, определяющ. Пол-й процесс, явл. региональная компонента, т.е. обязательное присутствие в той или иной форме интереса территории.Рег-е интересы предст-т собой объективный и универс-й феномен, заслуживающий особого вним, а также такое явление, кот увязывает потребности и интересы локального сообщ-ва с системой общенац-х интересов. Формиров-е рег.интереса - процесс чрезвычайно сложный, в нем переплетаются, взаимод-т частные специфич-е интересы различных общественных групп. В общем, рег-й интерес - явление, детерминируемое целой сист-й факторов: соц.-эк-х, пол., социокульт-х, носящих объект-й хар-р. В его структуру входят: 1.интересы разл-х соц.групп(профессион-х, демографич., конфессион-х), проживающих на данной тер-ии. 2.интересы местных пол.группировок, кот, впринципе должны представлять на опред-м уровне пожелания широких групп нас-я. 3.интересы рег-й элиты, взявшей под контроль властные ресурсы и стремящийся институц-ть свои отнош-я с центром. 4.интересы рег-го лидера и его команды. Проблема заключ. в определении того, кем этот интерес выражается и какова в этой артикуляции степень репрезентативности интересов различных соц.групп.Ядро рег-го интереса, выступающего феноменом, в кот переплавляются потр-ти различн. соц-территор-х групп, составляют притязания пол. и эк. элит региона. Именно эти притязания доминируют над др.составляющими рег-го интереса, в кач-ве осн-го канала репрезентации кот выступает деят-ть рег-й админ-ции. При этом интересы элиты несут и воспроизводят в себе чисто эк-е, пол., но не социокульт-е содерж-е. Т.о. в России сегодня "рег-е интересы есть именно интересы рег-й элиты, кот закладывает программу собственной активности через идеологические вызовы и ответы". В совр-х усл., содерж-е рег-го интереса выражается в рег-й дифференциации, основанной на различиях в структуре хоз-ва тер-ий, преобладанием в них тех или иных видов деят-ти, объеме и качестве ресурсов, находящихся в руках элитных групп. В итоге рег-е элиты при поддержке общественности выступают за повышение эк самост-ти своих тер-ий, полагая, что дополнит. полномочия позволят решить насущные проблемы и выбраться из кризиса. Эта потребности стимулирует региональн обособленность и стремление опираться на собственные силы. Регионы делятся на:1.добыв-е(в т.ч. Тюменская обл, Ямало-ненецкий окр идр.)2.урбанизированные промышленные, где представлены тяжелая и легкая промышленность (Москва, СПб, Нижегородская, Свердловская, Красноярская области и тд)3.к ним вплотную примыкают торгово-промышл-е, ориентир-е на внешн торговлю. Это приморские районы с крупными портами - Мурманск, Архангельск, Калининград, Сахалин...4.агропромышленные, с равновесием промышленности и сельского хоз-ва, ориентир.на внутренний рынок. (центрально-черноземные области, большая часть Поволжья, Ставрополье, некоторые регионы Сибири - Омская, Иркутская области)5.регионы с выраженной этнич.составляющей - Татарстан и Башкортостан, Северный Кавказ и Тыва.В завис от места в этом рейтинге у кажд из выделенных групп (точнее, у элит, управляющих тер-ей) сформиров-сь свои рег-е инт. Доступ к распоряж-ю собственностью и финансовыми потоками в рез-те суверенизации и обретения эк.самостоят-ти рег-м открывает нов возм-ти для управляющего слоя. В рез-те оформившиеся мат-е инт элит выраж-ся в пол.приоритетах и стратегиях разв-я. Так, властные элиты заинтересованы в том, чтобы поддерж.политику либерализациицен и открытия эк-ки, получение max независ-ти от центр-х властей. Они стремятся к реализации стратегии "внешней экспансии".приоритетна экспортная направленность.
7.Типология рег-х к-в: к-ты макро- и микроуровня, "горизонт-е" и "вертик-е" конфликты.
Классиф-я к-в ведется по разл-м основ-м. Структ-й подход позвол-т анализировать к-ты между индивидами, соц-ми группами, слоями, классами общ-ва, между соц-ми сист-ми на рег-м, межгос-м или глобальном уровнях. Соц-я стратификация дает возмож-ть опред-ть основ-я рег-х соц-пол к-в по таким ее параметрам, как благосост-е, статус, уровень дохода, престиж, нац-я и религ-я принадл-ть, уровень образования, пол, возраст и т.д.Рег конфликты можно, например, классифицировать в зависимости от типа общественного устройства:- пол-е (деспотич-е), базисом кот явл-ся деспотич-е гос-во;- эк-е (рыночные), базисом кот выступает рыночная эк-ка;
- смешанные (гибридные), базисом кот, в той или иной мере, выступают и экономика, и госвласть.Первый тип общ-ва характерен для Востока (Азии), второй - для Запада (Западной Европы) до первой трети ХХ века, третий тип является сейчас ведущим среди развитых стран мира. Эти типы обществ иногда называются по-другому: (1) открытое (демократич-е); (2) закрытое (тоталитарное)".Сущ-т мнение, что в Рос преобладают 3 осн-х типа к-в: пол-й, соц-эк-й и нац-этнич-й. Они разворачиваются по поводу интересов, имеющих различную природу, большая часть имеет взаимопроникающий хар-р. Это отчетливо показали "рельсовые войны", шахтерские забастовки 90-х годов ХХ века, пикеты и другие протестные акции в регионах страны начала ХХI века, когда социально-эк-е требования людей трансформир-сь в стор пол-х лозунгов.Большинство конфл-х ситуаций разворачивается вокруг отнош-й рег-в и центр-й власти. С этой т зр можно выделить следующие типы к-в:1.вертикальные:- между центром (фед-ми властями) и рег, к кот зачастую сводятся даже противоречия горизонт-го уровня (регион - регион), т.к. апеллируют их уч-ки все равно к центру;- между центром и коалицией регионов;2. горизонтальные:- регион - регион, который носит, прежде всего, хар-р территор-х претензий;- регион - система рег-в, связанные со стремлением получить выгодную статусную позицию в рег-й системе.С середины 90-х годов стала формироваться горизонт-я сеть межрег-х ассоциаций, созданных как объединения социально-эк-го взаимод-я субъектов РФ.Анализ сущности горизонт-х к-в позволяет констатировать - их детерминантами явл-ся интересы (претензии) 3 видов:- экономические-территориальные;- этно-политические.Если выстраивать до конц вертик-ю типологию рег к-в, то можно выделять также местные (локальные) к-ты, т.е. не выходящие за рамки одного муницип-го образования. Т.о., рег-й соц-пол-й к-т - это к-т, протекающий в регионе, т.е. имеющий меньшие масштабы, нежели нац-е, но большие, чем локальные.Рег-е к-ты детерминированы многими факторами, при этом зачастую происходит не просто взаимопересеч-е и накладка к-в др на др, но и их взаимное стимулирование, поэтому вопрос о первичности какой-то составляющей лишается смысла. Итак, классификация, типология рег к-в дает возможность более четко представить и проанализировать конкретный рег-й к-т, а также наметить необх-е меры и действия для его контролиров-я, регулир-я и предвидения последствий. Для соврем-го рос-го общества характерны практически все виды соц-пол-х к-в, в том числе и на рег-м уровне.