Источники современного международного права
Источниками международного права признаются формы выражения правил поведения государств, международных межправительственных организаций и других субъектов международно-правовых отношений, придающие им качество международно-правовой нормы.
Особенность источников международного права выражается в следующем.
1) в международном праве отсутствует надгосударственный орган, принимающий акты, которые имеют общеобязательную силу, поэтому нормы международно-правовых отношений устанавливаются равноправными и независимыми субъектами на основе их взаимного согласия, и являются воплощением в себе их общей воли;
2) субъективному праву одних субъектов международно-правовых отношений, содержащихся в нормах международного права, всегда противостоят определенные юридические обязанности других субъектов.
Источники международного права получают официальное признание:
а) путем одобрения международных договоров, актов межправительственных организаций;
б) путем санкционирования, т.е. придания нормам международного права обязательной юридической силы.
Таким образом, под источниками международного права следует понимать источники субъективных прав и соответствующих им обязательств субъектов международных правоотношений. Как правило, преобладающее количество источников содержат субъективные обязательства, несоблюдение которых влечет за собой наложение международно-правовых санкций — неблагоприятных юридических последствий.
На основании ст. 38 Статута Международного суда ООН все источники международного права можно подразделить на три группы: основные, вторичные (производные) и вспомогательные.
К основным (первичным) относятся: международные договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы международного права.
К вторичным (производным) источникам относятся резолюции и решения международных межправительственных организаций.
Вспомогательными источниками являются односторонние заявления государств, принятые в соответствии с международным правом, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.
Государственные границы: понятие, виды, способы установления.
Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.
Виды границ
Пограничный переход «Хоэнау — Моравский Св. Ян», Австрия-Словакия
Государственная граница, небольшая ограда отделяет густонаселённый город Тихуана, Мексика, (справа), от Соединённых Штатов
Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше.
Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами.
Воображаемая плоскость, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.
Установление границ
Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.
Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.
В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.
Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.
Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).
Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.
Согласно действующему Закону о государственной границе РФ, прохождение государственной границы РФ обычно устанавливается:
- на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
- на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
- на судоходных реках — посередине главного фарватера или тальвегу реки;
- на несудоходных реках, ручьях — по их середине или посередине главного рукава реки;
- на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;
- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до её затопления;
- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде (ст. 5 Закона о государственной границе РФ).
Обозначение границы
Граница между Нидерландами (слева) и Бельгией (справа), посёлок Баарле
Трериксросет (стык границ Финляндии, Норвегии и Швеции)
Линия государственной границы на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. В некоторых случаях могут использоваться и другие знаки, например маркировка на асфальте.