Политика РФ по развитию макрорегионов: Дальний Восток, Арктика, БАМ, Северный Кавказ, Республика Крым и др.
Макрорегион - часть территории РФ, которая включает в себя территории двух и более субъектов РФ, социальноэкономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономическогоразвития при разработке документов стратегического планирования.
Необходимость разработки стратегии развития макрорегиона возникает при наличии проблем, которые по своей природе являются многоцелевыми и комплексными, а классические методы отраслевого и территориального управления оказываются недостаточными для принятия обоснованных решений с учетом сложившейся ситуации, порожденной разнообразными переплетениями интересов и связей внутри территориального сообщества. Между тем важно рассмотреть всю историю возникновения конкретной проблемы с выделением важнейших этапов ее нарастания.
На уровне макрорегиона разрабатываются стратегии, но они отличаются от стратегий федеральных округов. В качестве примера можно привести Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года. Целью данной стратегии является реализация национальных интересов и достижение ключевых целей государственной политики РФ в Арктике путем решения основных задач с учетом стратегических приоритетов, положенных в основу обеспечения национальной безопасности и устойчивости социально-экономического развития Арктической зоны.
Стратегия макрорегиона – это, в первую очередь, важнейший документ социально-экономического развития макрорегиона, представляющий собой систему принципов и положений, которые определяют подходы к долгосрочному социально-экономическому развитию макрорегиона и механизмы их реализации.
30 марта 2017 В рамках подготовки Стратегии пространственного развития РФ в Аналитическом центре состоялась сессия «Выработка подходов к формированию макрорегионов». Открывая мероприятие, заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников отметил, что в соответствии с законом «О стратегическом планировании» в настоящее время разрабатывается проект пространственного развития, и вопрос формирования макрорегионов с учетом их специализации является здесь первостепенным. уже к октябрю проект Стратегии должен быть готов
Руководитель отделения Минэкономразвития полагает, что макрорегионы создаются для целей госполитики, и их функция – увязка планов развития. Для каждого макрорегиона может быть утверждена программа территориального развития, обеспечивающая взаимосвязь с госпрограммами, направленными на развитие отдельных территорий. По мнению специалиста, количество макрорегионов должно варьироваться от 8 до 16 и предпочтительно, чтобы их границы были меньше современных федеральных округов. При этом федеральные округа реализуют административно-управленческую функцию, а макрорегионы – аналитическую.
«Количество макрорегионов должно быть обосновано специальными экономическими исследованиями, Управленческий потенциал руководства страны вкупе с экспертным мнением позволят решить задачу этого исследования и создать новую административную структуру, которая послужит стимулом к развитию России».
53. Территориальное планирование как функция и деятельность институтов государственного управления
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Территориальное (пространственное) планирование выступает в виде средства обеспечения эффективного и устойчивого социально-экономического развития России, которое предполагает последовательную трансформацию пространственной организации и отраслевой структуры экономики страны. Несоответствие пространственной организации России требованиям рыночной экономики фактически оказалось одной из основных причин острого системного кризиса переходного периода 90-х годов прошлого века.
Территориальное планирование, следовательно, выступает как важнейшая функция государственного управления на федеральном и региональном уровнях и является приоритетной стратегической задачей местного самоуправления.
Пространственное устройство страны в целом, отдельных регионов и населенных мест, обуславливает отраслевую структуру национального хозяйства, затратность ВВП и степень интеграции РФ в мировую экономику. В то же время пространственное планирование играет роль государственного обеспечения конституционного права граждан России на здоровую и безопасную среду обитания, иных имущественных прав и экономических свобод населения.
Острая необходимость ускорения темпов социально-экономического развития определяет актуальность разработки национальной стратегии пространственного переустройства страны на базе углубления рыночных механизмов и комплексного использования следующих ресурсов роста:
- выгод и преимуществ геополитической макроэкономической ситуации;
- природного, научно-технологического, производственного, инвестиционного, социального и экологического потенциалов;
- созданной материально-технической базы гражданского, производственного, транспортного, энергетического, коммунального и оборонного назначения.
Результаты разработки стратегии пространственного переустройства страны должны дать возможность Правительству РФ определить на прогнозируемый период основные параметры федерального бюджета, плановые показатели для отраслей экономики и социальной сферы, установить национальные инвестиционные приоритеты и задания социально-экономического роста для субъектов РФ, содержание межбюджетных отношений, структуру и региональные особенности налоговой политики, необходимые экологические механизмы и организационные мероприятия направленные на оптимизацию территориального устройства страны.
54. Территориальное планирование как направление на определение в обеспечения устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Согласно Градостроительному кодексу РФ, территориальное планирование «направлено на определение в документах ТП назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований»
По совокупности целей, задач и направлений деятельности территориальное планирование имеет сходство с районной планировкой. При осуществлении деятельности по развитию территории в рамках районной планировки на начальном этапе проводилась комплексная оценка территории, направленная на определение потенциала территории, исходя из географических, экологических, инженерно-технических, транспортно-коммуникационных, социально-экономических и архитектурно -планировочных условий. Основываясь на комплексном анализе территории, районная планировка была призвана определить наиболее оптимальное размещение сети расселения населения, отраслей экономики, объектов инженерной и транспортной коммуникаций, мест отдыха населения и рекреации. Такой подход следует взять во внимание при разработке современных схем ТП, так как он позволяет обеспечить комплексную разработку плана развития территории и определить, исходя из потенциала территории, оптимальные пути развития социально-экономической, экологической, инженерной и других составляющих территориального развития.
Важным дополнением в современной трактовке ТП является идея устойчивого развития территорий. Под устойчивым развитием понимается «такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, и природная основа для воспроизводства жизни человека не разрушается». Следовательно, при разработке документов ТП необходимо подходить к развитию территории таким образом, чтобы существующая хозяйственная деятельность, направленная на текущее удовлетворение потребностей, не оказывала негативного воздействия на природно-экологическую составляющую, которая в свою очередь, оказывает прямое влияние на социально-экономическую и демографическую составляющие. Грамотный подход к устойчивому развитию способствует сохранению благоприятной окружающей среды для будущих поколений, а также улучшению экологических условий и повышению качества жизни населения.
Главным подходом к территориальному планированию является системный подход: регион представляется как сложная природно-социальноэкономическая система с ее подсистемами — природной, социальной, экономической, экологической, историко-культурной, демографической и т. д. С точки зрения системного подхода необходимо учитывать взаимосвязи между этими подсистемами, а также взаимосвязь целой системы с системами более высокого ранга. При этом необходимо учитывать, что в системе постоянно происходит непрерывное развитие процессов и явлений, а также появление, развитие и исчезновение отдельных элементов.
Важным условием полноценной реализации планов по развитию территории является обеспечение планирование развития территории в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона и действующими на территории целевыми программами разного уровня (федеральными, региональными, муниципальными). В результате все документы представляют собой единый комплекс взаимосвязанных целей, задач, планов и программ их реализации. Благодаря этому становится возможным привлечение дополнительных средств в виде инвестиций или государственной поддержки, а также определение планов развития на кратко-, средне- и долгосрочный период в зависимости от выбранных стратегических приоритетов развития.
Территориальное планирование является важнейшей составляющей системы стратегического планирования развития региона, которая дает возможность определить приоритетные направления развития специализации региона, инфраструктуры и эффективное планирование бюджетных инвестиций.
55. Документы территориального планирование и их содержание
Территориальное планирование направлено на определение в документах ТП назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Документы ТП подразделяются на:
1) документы ТП РФ;
2) документы ТП субъектов РФ;
3) документы ТП муниципальных образований.
Документы ТП являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Схемы ТП утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы ТП утверждаются на срок не менее чем десять лет.
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
Содержание документов ТП РФ
Документами ТП РФ являются схемы ТП РФ в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее профессиональное образование;
5) здравоохранение.
Схемы ТП РФ в иных областях могут разрабатываться на основании нормативных правовых актов Президента РФ или нормативных правовых актов Правительства РФ.
Схемы ТП РФ содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
На картах планируемого размещения объектов федерального значения отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения в соответствующих областях.
К схемам ТП РФ прилагаются материалы по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Указанные карты составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема ТП РФ.
Содержание документов ТП субъектов РФ
Документами ТП субъектов РФ являются схемы ТП субъектов рф. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов ТП субъектов РФ.
Подготовка схемы ТП субъекта РФ может осуществляться применительно ко всей территории субъекта РФ или к ее частям.
Схемы ТП субъектов РФ содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов РФ.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с ГрК РФ законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
56. Нормы Градостроительного кодекса РФ по обеспечению и реализации территориального планирования
Значительное место в Кодексе (а именно гл.3) уделено регламентации территориального планирования. Оно должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Документы территориального планирования также имеют три уровня - документы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Они определяют градостроительную политику соответствующего уровня и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. По-видимому, в первую очередь подразумеваются решения по выделению бюджетных средств, а также выделению земельных участков.
В качестве документов территориального планирования РФ Кодексом определены схемы территориального планирования РФ, разрабатываемые по тематическим направлениям, например, в области обороны страны и безопасности государства, в области развития путей сообщения, информации и связи, и т.д. Эти схемы должны разрабатываться на основании результатов инженерных изысканий с учетом федеральных программ развития РФ, документов территориального планирования субъектов РФ, муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. В определенных законом случаях они подлежит согласованию с субъектами РФ.
В рассмотрении проектов схем территориального планирования РФ принимают участие органы местного самоуправления с точки зрения учета в них своих интересов. Согласованию с муниципальными образованиями также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Схемы территориального планирования РФ утверждаются Правительством РФ.
На уровне субъектов РФ также утверждаются схемы территориального планирования более конкретного содержания. Закон детально определяет предметы и процедуру согласований документов территориального планирования разного уровня.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
В Кодексе подробно расписан состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и планов реализации таких документов. Однако он может быть уточнен нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В определенных Кодексом и уточняемых Правительством РФ случаях эти документы подлежат государственной экспертизе и согласованию с вышестоящими органами.
Генеральные планы и схемы территориального планирования проходят процедуру публичных слушаний и утверждаются представительными органами местного самоуправления. Генеральные планы в случаях, которые предстоит определить Правительству, подлежат обязательной государственной экспертизе. В остальных случаях документы территориального планирования могут быть направлены на экспертизу по инициативе и за счет органов власти и местного самоуправления, объединений граждан.
Поскольку вопросы территориального планирования часто затрагивают интересы органов разного уровня, в Кодексе предусмотрительно установлен порядок совместной подготовки проектов документов.
57. Схемы территориального планирования
Схема территориального планирования может включать в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:
объектов энергетических систем регионального значения;
объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами области полномочий Брянской области.
Схема территориального планирования Брянской области должна содержать положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования Брянской области, включают в себя:
1) цели и задачи территориального планирования;
2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
На картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования Брянской области, отображаются:
границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законами Брянской области;
границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности;
границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель;
границы территорий объектов культурного наследия, границы зон с особыми условиями использования территорий;
границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности Брянской области, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.
В целях утверждения схемы территориального планирования Брянской области осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию ее проекта в текстовой форме и в виде карт (схем). Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования в текстовой форме включают в себя:
обоснование вариантов решения задач территориального планирования;
перечень мероприятий по территориальному планированию;
обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;
перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования отображаются:
1) информация о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования, в том числе:
карты (схемы) использования территории Брянской области с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;
карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе документов территориального планирования РФ и документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия, карты (схемы) границ зон с особыми условиями использования территорий, карты (схемы) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карты (схемы) границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства регионального значения в случае размещения таких объектов;
карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;
иные карты (схемы);
2) предложения по территориальному планированию, которые отображаются на картах (схемах), используемых для внесения в них изменений при согласовании проекта схемы территориального планирования Брянской области, и включают в себя:
карты (схемы) планируемого изменения границ муниципальных образований;
карты (схемы) планируемого изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;
карты (схемы) с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения;
иные карты (схемы).
58. Положения о территориальном планировании. Постановление Правительства РФ от 13.11.2006г. №680 "О составе схем территориального планирования РФ"
О СОСТАВЕ СХЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
РФ
I. Общие положения
1. Схема территориального планирования Российской Федерации
(далее - схема территориального планирования) является документом
территориального планирования, представляющим собой совокупность
материалов в текстовой и графической форме, содержащих сведения,
предусмотренные частями 5 и 6 статьи 10 Градостроительного кодекса
РФ.
2. Схемы территориального планирования являются основанием для
принятия органами государственной власти и органами местного
самоуправления решений при планировании мероприятий по
социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов
РФ, муниципальных образований, в том числе решений о
резервировании земель, об изъятии земельных участков для
государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.
3. Схема территориального планирования может состоять из:
а) схемы территориального планирования в отношении одной из
областей, указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса
РФ;
б) схемы территориального планирования в отношении двух и более
областей, указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса
РФ;
в) двух и более схем территориального планирования в отношении
одной из областей, указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного
кодекса РФ;
г) двух и более схем территориального планирования в отношении
двух и более областей, указанных в части 1 статьи 10
Градостроительного кодекса РФ.
4. Каждая схема территориального планирования, указанная в пункте
3 настоящего Положения, может быть составлена применительно ко всей
территории РФ или к ее части.
5. Документирование сведений, содержащихся в материалах, входящих
в состав схемы территориального планирования, осуществляется на
бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на
бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном
носителе.
6. Обращение со сведениями, составляющими государственную тайну,
при подготовке, согласовании, утверждении схемы территориального
планирования, а также реализации мероприятий, входящих в ее состав,
осуществляется в соответствии с законодательством РФ
о государственной тайне.
7. В целях разработки и утверждения схемы территориального
планирования осуществляется подготовка в текстовой и графической форме
материалов, предусмотренных частью 8 статьи 10 Градостроительного
кодекса РФ.
8. Разработка схемы территориального планирования и материалов,
указанных в пункте 7 настоящего Положения, осуществляется за счет
средств федерального бюджета, предусмотренных для реализации
мероприятий по территориальному планированию РФ, а
также за счет средств внебюджетных источников.
II. Состав схемы территориального планирования
9. В состав схемы территориального планирования входят следующие
материалы:
положение о территориальном планировании, изложенное в текстовой
форме;
карты (схемы), которые представлены в графической форме и могут
быть дополнены текстовым описанием.
10. Положение о территориальном планировании состоит из 2
разделов:
раздел 1 включает в себя описание целей и задач территориального
планирования применительно к конкретной схеме территориального
планирования;
раздел 2 включает в себя перечни мероприятий по территориальному
планированию, обеспечивающих устойчивое развитие территорий. В
перечнях указываются наименование каждого мероприятия, его описание
(содержание), последовательность выполнения мероприятия, срок его
выполнения и исполнитель.
11. Графическая часть схемы территориального планирования может
быть представлена в виде одной или нескольких карт (схем), одного или
нескольких их фрагментов.
На картах (схемах), их фрагментах отображается информация,
содержащаяся в материалах, указанных в пункте 1 настоящего Положения,
и границы соответствующих единиц кадастрового деления территории
РФ.
12. В зависимости от целей и задач, указанных в положении о
территориальном планировании применительно к конкретной схеме
территориального планирования, при подготовке карт (схем), их
фрагментов могут быть использованы следующие масштабы:
масштаб 1:2500000 - для карт всей территории Российской
Федерации;
масштабы 1:1000000, 1:500000 - для карт части территории
РФ;
масштабы 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 - для фрагментов карт
(схем).
13. При разработке схемы территориального планирования состав ее
графической части и масштабы, подлежащие использованию при разработке
карт (схем) и (или) их фрагментов, определяются при решении вопроса о
подготовке указанной схемы, исходя из необходимости отображения границ
функциональных зон и границ земельных участков, определенных частью 6
статьи 10 Градостроительного кодекса РФ.
На картах (схемах) отображаются объекты капитального
строительства федерального значения, установленные частью 3 статьи 10
Градостроительного кодекса РФ.
14. Информационное наполнение карт (схем), входящих в состав
схемы территориального планирования, должно отвечать требованиям
нормативных документов, предъявляемым к картографическим материалам.
15. Входящие в состав схемы территориального планирования карты
(схемы), отображаемые на электронных носителях, формируются на базе
слоев цифровой картографической основы.
59. Генеральный план поселения и городского округа в территориальном планировании
1. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
2. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
3. Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
60. Реализация документов территориального планирования. Региональные и муниципальные программы, направленные на реализацию схем территориального планирования
1. Реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством РФ, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией муниципального района и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации муниципального района, или в установленном местной администрацией муниципального района порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
61. Организация работы по реализации документов территориального планирования
62. Виды структура, порядок разработки программ, направленных на реализацию документов территориального планирования на уровне региона
Целью территориального планирования является определение в соответствующих документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Виды:
1. документы (схемы) территориального планирования субъектов РФ;
2. документы территориального планирования муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городских округов).
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, схемы территориального планирования РФ, схемы территориального планирования субъектов РФ, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.
Требования к содержанию, подготовке, согласованию и утверждению документов территориального планирования установлены главой III ГрК РФ. Документами территориального планирования РФ являются схемы территориального планирования РФ в следующих областях:
- федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный) и автомобильные дороги федерального значения;
- оборона страны и безопасность государства;
- энергетика;
- высшее профессиональное образование;
- здравоохранение.
В иных областях схемы территориального планирования РФ могут разрабатываться на основании нормативных правовых актов Президента РФ или нормативных правовых актов Правительства РФ.
Перечни видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ, определены в распоряжении Правительства РФ от 9 февраля 2012 года N 162-р.
В соответствии с Планом мероприятий, направленных на реализацию положений Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты в части вопросов территориального планирования", утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 2463-р, все схемы территориального планирования РФ должны были быть разработаны и утверждены к августу 2012 года. Однако сегодня из всех перечисленных схем утверждены лишь схема территориального планирования РФ в области здравоохранения (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N 2607-р); схема территориального планирования РФ в области высшего профессионального образования (распоряжение Правительства РФ от 26 февраля 2013 года N 247-р) и схема территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения (распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2013 года N 384-р)
Базовыми инструментами регулирования строительной и иной деятельности являются документы территориального планирования муниципальных образований - схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов. Схема территориального планирования муниципального района согласно статье 19 ГрК РФ содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, относящихся к