Мы оказываем услуги в этой и других видах экспертиз
§ Экспертиза строительных материалов
§ Акт строительно-технической экспертизы
§ Визуально-инструментальное обследование
§ Высотная экспертиза, промышленный альпинизм
§ Качество выполненных строительных работ
§ Проведение негосударственной экспертизы проектов
§ Независимая строительная экспертиза
§ Определение аварийности дома
§ Определение качества выполненных работ
§ Определение стоимости устранения выявленных дефектов
§ Определение стоимости выполненных строительных работ
§ Определение угрозы жизни, здоровью и интересов третьих лиц
§ Раздел домовладений
§ Соответствие строительных норм и правил
§ Строительная экспертиза, что это?
§ Узаконить построенный объект, здание
§ Экспертиза в результате залива/пожара
§ Экспертиза деревянных домов
§ Экспертиза дефектов (в результате действий Арендатора)
§ Проведение экспертизы дороги
§ Экспертиза инженерных коммуникаций
§ Экспертиза капитальности (не капитальности) зданий и сооружений
§ Экспертиза качества ремонта в квартире
§ Экспертиза многоквартирных жилых домов
§ Как проводить экспертизу неотделимых улучшений
§ Экспертиза объекта после разрыва договорных отношений (ухода подрядчика)
§ Экспертиза объектов культурного наследия и памятников архитектуры
§ Экспертиза оконных проемов (ПВХ, деревянные, алюминиевые)
§ Экспертиза перепланировки/реконструкции
§ Экспертиза помещений/зданий перед покупкой/продажей
§ Экспертиза по ФЗ 44
§ Проведение экспертизы пристроек (надстроек, мансардных этажей)
§ Экспертиза проектной документации
§ Экспертиза смет, сметной документации
§ Экспертиза фасада
Что привело к образованию ГАСКа?
Новые преобразования, которые привели к появлению новых стандартов, новых правил работы и новых приёмов, и привели к тому, что возникла необходимость в новом контролирующем органе, который отслеживал бы все строительные объекты, независимо от того, кто заказчик и кто подрядчик.
В советское время такими вещами, как постройка зданий, занимались только государственные предприятия, и они работали в очень строгих правилах и ограничениях. Поэтому, они всегда соблюдали:
· Технологические инструкции для строительства.
· Нормативы и стандарты отрасли.
· Проектные документы.
Поэтому, данная работа была более надёжной и более правильной, нежели то, что могут предложить частные компании на рынке.
Многие компании не выполняют некоторых стандартов, чтобы сэкономить ресурсы. А это может привести к тому, что здания будут выполнены не в надлежащем качестве, и при их эксплуатации могут появиться какие-либо проблемы в виде трещин, обвалов, и т.д. Чтобы этого не было, нужен был орган, который сможет контролировать работу разрозненных предприятий, которые не подчиняются напрямую государству.
Особенности сегодняшнего строительства
В сегодняшнем строительстве действуют совсем не те нормативы, которые были много лет назад. Это связано с тем, что в случаях, если государство не является заказчиком или инвестором строительства нового здания, то нормативы, которые применяются к строителям, сильно урезаются. У компаний появляется больше свободы относительно установления взаимных обязательств, а также касательно того, какая будет стоимость работ, какие будут использованы стройматериалы и т.д.
В данном случае, все государственные органы исключительно контролируют деятельность строителей, и проверяют здания на соответствие определённым нормативам. Но по-прежнему сохраняется большая степень свободы у компаний, которые могут самостоятельно выбирать и определять многие аспекты своей работы.
С одной стороны, такое положение дел даёт толчок в развитии компаний, которые имеют больше свободы, могут успешнее конкурировать на рынке, вносить новые предложения, корректировать свою работу, вести инновационную деятельность, экспериментировать с новыми материалами и т.д.
С другой же стороны, становится намного сложнее контролировать безопасность конструкций, которые сдаются в эксплуатацию. Это может привести к существенному ущербу не только имуществу, но также жизни и здоровью людей, которые будут проживать в новом здании. Этого нельзя допускать, так как стихийность в строительной отрасли может быть чревата существенными снижениями качества.
Но с другой стороны, это также показывает, насколько актуальна сегодня данная отрасль, насколько она выгодна для инвесторов, насколько она привлекательна для молодых компаний, которые выходят сегодня на рынок.
Государственный контроль
Государственный архитектурно-строительный контроль возник от необходимости контролировать действия молодых и развивающихся компаний, выходящих на строительный рынок. Вместе с этим, появилась и новая нормативно-правовая база, которая стала опорой для нового органа государственного контроля, призванного следить за всеми аспектами строительства.
Производят контроль в той или иной степени два органа:
· Нормативной частью занимается министерство промышленности и энергетики.
· Контролем занимается служба по технологическому надзору.
Производимый указанными выше организациями контроль в области строительства и архитектуры, распространяется на все стратегически важные объекты, которые могут иметь существенное значение не только для государственного, но и для муниципального уровня.
Объекты, которые подлежат контролю
Учитывая, что архитектура ― это отрасль, которая может непосредственно влиять на жизнь и здоровье людей, в ней осуществляются соответствующие работы, направленные на контроль состояния объектов строительства, а также на проверку их соответствия нормативам и правилам.
Однако под контроль попадают не все объекты. Есть целый список тех зданий и сооружений, которые в обязательном порядке должны проверяться органами гос. контроля:
· Объекты жилищного строительства.
· Гражданские объекты.
· Промышленные и производственные объекты.
· Объекты, относящиеся к военной индустрии.
· Предприятия по стройматериалам.
Что касается предприятий, то контроль производится за всеми предприятиями, которые производят и реализуют строительные материалы. Государственные органы определяют, насколько материалы соответствуют установленным стандартам качества. Для этого проводятся специальные проверки и экспертизы.
Например, для того, чтобы определить, насколько производимый заводом кирпич соответствует стандартам, инспектор государственного надзора проверяет все его параметры, указанные в ГОСТе:
· Размеры и массу (причём, делается выборка из нескольких партий для сравнения).
· Свойства на сжатие, а также характеристики гибкости и прочности по установленным нормам.
· Маркировка, упаковка, учёт партий, журналы испытаний, паспорта качества, сертификаты и т.д.
На самом деле, данный контроль нужен для того, чтобы удостовериться в том, что на рынок поступают правильные стройматериалы, которые не будут вредить здоровью людей, а также будут достаточно прочными для того, чтобы конструкция, которая будет из них возводиться, прослужила как можно дольше. Это позволяет строительным компаниям снять с себя ответственность за качество стройматериалов, которые они используют, при условии, что у материалов есть сертификаты и паспорта качества, а завод-изготовитель был проверен инспекцией.
Однако, это не значит, что строители могут использовать некачественные материалы. Они обязаны проверить каждую партию непосредственно перед использованием, чтобы убедиться в том, что материал соответствует заявленным требованиям и полностью удовлетворит заказчика.
ГАСК нужен не только для того, чтобы проверить, насколько правильно было построено здание. Он также контролирует все объекты, продающие и производящие материалы, которые будут использоваться в строительстве и капитальном ремонте. Это необходимая мера, которая также оправдана тем, что сегодня производство сконцентрировано у частных компаний, и на них не распространяются все нормы и многочисленные проверки, которые бывают на государственных предприятиях.
Функции и структура органов надзора
Учитывая, что контроль строительства является очень важно составной частью государственного контроля в отрасли, а также государственного управления, можно сказать, что главная функция надзора – это обеспечение нормальной жизни в обществе.
Выполняется данная функция посредством того, что производится контроль за многочисленными строительными и архитектурными объектами, а также за стройматериалами. Это позволяет гарантировать, что люди, использующие здания, могут быть уверены в их качестве и капитальности.
Контроль позволяет получить объективную информацию о состоянии отрасли, о том, как функционируют все компании, как производятся работы, и т.д. Это даёт некую обратную связь государству, которое может управлять отраслями хозяйствования, хотя и опосредованно.
Что касается функций, сегодня они в государстве распределены между несколькими организациями. Если ранее один орган и выдавал разрешения, и контролировал, и регламентировал работу, то сегодня этим занимаются разные службы.
Это сделано для того, чтобы люди не сталкивались со злоупотреблениями полномочиями, и могли намного проще проходить все процедуры. Одна служба выполняет сегодня прежде всего нормативную функцию, и лишь косвенно касается проверок и контроля. Вторая же служба исключительно проверяет и контролирует деятельность организаций.
Обе службы также подлежат контролю, который осуществляет правительство. Это позволяет избежать прямых контактов с обеими службами при проведении тех или иных работ. Все обращения проходят лишь с одной организацией, и это намного упрощает все процедуры.
Кроме того, существует три уровня контролирующих органов, каждый из которых участвует в проверках и контроле в рамках своих полномочий. Какой именно орган будет заниматься проверками, зависит от того, какой по значимости объект подлежит проверке. К примеру, объекты федерального значения проверяются федеральными органами, а местные строительства ― местными проверяющими.
Службы дифференцированы, и имеют различные функции и назначения. Однако все они не контактируют с людьми по одним и тем же вопросам. Так, каждый аспект деятельности будет обсуждаться с отдельным органом контроля, что намного проще и эффективней.
Служба технологического надзора, которая занимается практически всеми вопросами контроля за строительством и качеством материалов, выполняет такие две важнейшие функции:
· Контроль выполнения нормативов. В данной ситуации рассматриваются вопросы, касающиеся технологической, промышленной безопасности. Контроль производится на многих этапах строительства – от проектирования до сдачи объекта. Проверяется как соответствие государственным стандартам и нормативам, так и проектной документации и технологическим требованиям проекта.
· Контроль за действиями местных органов относительно градостроительства и регулировки строительной деятельности. Эта работа необходима для того, чтобы проверить, насколько местные органы власти додерживаются всех правил и требований, и как они выполняют свои функции.
Например, Москва ― это город, в котором федеральные органы будут проверять местные на предмет соответствия всем требованиям и всем регламентам работы. Кроме того, здесь будут проверяться и отдельные объекты строительства, которые так или иначе захватывают сферу интересов государственных служб.
Особенности организации контроля
Учитывая, что сегодня контроль не директивный, а компании на рынке сами решают, какими нормами им руководствоваться, насколько повышать качество выше стандартов, и т.д., то деятельность контролирующих органов ― учитывать частные интересы.
К примеру, инвесторы и сами могут обращаться в службы за проверками, и очень часто вынуждены играть по их правилам. На самом деле, порой это происходит в ущерб интересам государства, так как необходимо учитывать прежде всего интересы застройщика и ориентироваться на те нормативы, которыми он руководствовался. Однако нельзя допускать противоречий между интересами заказчика и законодательством. Расхождения могут быт исключительно в более благоприятную сторону.
Например, вполне допустимы любые улучшения, но нельзя допускать ухудшений по сравнению со стандартами, нормами и правилами. Строительство ― настолько специфическая сфера, что здесь нужно грамотно учитывать интересы всех сторон, но при этом выполнять главную функцию – обеспечение жизнедеятельности общества.
Также в отрасли постоянно совершенствуется законодательная база, которая вынуждена соответствовать современным реалиям строительного бизнеса и рынка. Особенно это касается вопросов землеустройства, подготовки проектной документации, нормативов и правил застройки, и т.д. Каждый отдельный вопрос требует пересмотрения, так как устаревшие нормы законов не соответствуют некоторым сегодняшним реалиям и требованиям рынка, необходимым ему для развития.