Политические и правовые учения в США периода борьбы за независимость

С начала XVII и до конца XVIII века английские колонисты в Северной Америке вели самоотверженную борьбу за выживание. В результате освободительной войны 1775-1783 гг. возникло независимое государство – США. Решающее влияние на формирование американской правовой мысли во время борьбы 13 английских колоний за независимость оказали идеи европейского Просвещения. Американские мыслители не внесли существенно новых положений в западноевропейскую политическую и правовую мысль. Их главная заслуга заключается в пропаганде и оригинальной трактовке некоторых положений политико-правовой теории Просвещения применительно к конкретно-исторической обстановке войны за независимость и последующего конституционного оформления США.

К основным идеологам данного исторического периода в США обычно относят Б. Франклина, Т. Джефферсона и Т. Пейна. Это были идеологи широких кругов мелких собственников, которые отстаивали демократические завоевания, опасаясь посягательств на них со стороны государственной власти.

Бенджамин Франклин был сторонником социальной эволюции и реформ и осуждал революционные методы изменения государственного строя. Франклин отстаивал идею о праве каждого народа на самоопределение и заключения общественного договора (государства). Впрочем, возникновение неравенства, собственности и законов связывал с созданием общества и государства. Когда же государство не оправдывает ожидания народа, тогда народ имеет право на революцию.

Особое место в теории Франклина занимает идея независимого и гармоничного развития США как «страны труда». Здесь отсутствует резкая поляризация между богатыми и бедными, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди живут в состоянии «счастливой умеренности», где простота республиканских нравов определяет все материальные предпочтения и политические навыки. Быстрого прогресса США он предполагал возможным достичь за счет роста населения, территории и социальных достижений, а также благодаря развитию науки о политике. Это может произойти при условии равенства людей, реализации их неотъемлемого права на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Томас Пейн выделял естественные права как присущие человеку по природе (право на счастье, свободу совести, слова), какими он обладал в естественном состоянии. С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в «общий фонд» – так возникли гражданские права. Таким образом, гражданские права – это права, которые человек не способен защищать сам. Только наличие прав человека, по мнению Пэйна, делает возможным быстрый прогресс общества и является необходимым элементом осуществления государственной власти в любой стране.

Мыслитель отстаивал идею о разграничении общественной и государственной власти. Цель последней он видел в обеспечении свободы и обеспечении безопасности граждан. По его мнению, зарождение и существование государства основывается исключительно на согласии тех, кем оно управляет. Итак, Пейн отстаивал идею суверенитета народа и его право на революцию. Все формы правления философ разделял на два вида: 1) правление на основе выборов и представительства (республика); 2) правление на основе наследственного права (монархия и аристократия). Он поддерживал всеобщее избирательное право, отмену имущественного ценза, равноправие мужчин и женщин, государственные меры по социальному страхованию и перераспределение доходов. В своих произведениях Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., подчеркивая ее недостаточной демократичной и отступающей от принципа республиканизма.

Томас Джефферсон, американский просветитель, общественный и государственный деятель, юрист.

Джефферсон исходил из идеи, что все люди созданы равными, обладающими неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу, стремление к счастью. Эти идеи утверждали неприемлемость сословных привилегий и феодального бесправия, равноправия колонистов с жителями метрополии. Право собственности граждан мыслитель считал неестественным правом человека. Свобода виделась условием, гарантией свободы собственности. Для обеспечения прав человека, согласно Джефферсону, люди основывают государства и правительства, тем самым «заимствуют власть у своего народа». Поэтому народ-суверен имеет право изменить или уничтожить существующую форму правления, если та проявляет чрезмерное стремление деспотизма.

Джефферсон отстаивал республиканскую форму государственного правления для США, основанную на всеобщем избирательном праве, равном представительстве в законодательных учреждениях, выборности исполнительных органов власти и судей, сменяемости судей, присяжных, шерифов, на широком самоуправлении. Он был сторонником четкого разделения власти на три ветви и считал, что государственная власть должна способствовать, а не ограничивать свободу граждан.

Выводы

Эпоха Просвещения стала временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал в учении о государстве и праве, критики феодализма, феодального неравенства и деспотизма, веры в торжество разума, свободы и равенства, во всевластие народа, всесилие разумного закона. Доктринам естественного права, прав человека и гражданина, общественного договора, разделения властей, теории демократии было предоставлено классические формы. Весомым был вклад европейских просветителей в разработку принципов либерализма, защите таких универсальных ценностей, как свобода, честь и достоинство человека, оберегаемых законами. Ученые Нового времени возрождали представления о «политическом обществе», «политической свободе», а также естественные права человека.

Политико-правовые идеи Просвещения идеологически подготовили Французскую революцию, которая стала началом отсчета новой эпохи. Деятели революции первыми попытались реализовать большие идеи, развить их, учитывая новые и неожиданные повороты политических событий. Их опыт показал, что: а) дистанция между теорией и практикой может быть очень значительной, а результаты непредсказуемыми; б) игнорирование одних идей и гиперболизация других дает отрицательные результаты; в) нигилизм в правопонимании и особенно в правоприменении, нарушении прав человека и гражданина неизбежно ведет к трагическим последствиям, в т.ч. и для самих идеологов революции.

Наши рекомендации