Общественное движение России 30-50-х гг. XIX в.
Общественное движение после разгрома декабристов.
Разгром декабристов привел к угасанию почти на 20 лет революционного движения. Две причины. Первая. У декабристов не оказалось последователей. Вторая. Общество не разделяло идей насильственного изменения государственного строя.
Общественное движение, в отличие от революционного, не прерывалось. Центрами общественной мысли и общественного движения стали небольшие кружки, салоны, отчасти печать. В Москве общественное движение было более активным, чем в Санкт-Петербурге: в столице был сильнее полицейский надзор.
В 1826-1827 гг. в Москве существовал кружок братьев Критских. В 1831 г. в Москве существовал кружок Сунгурова. В литературе эти кружки долгое время рассматривались как довольно-таки радикальные. Им приписывали намерения в цареубийстве, захвате власти, стремлении поднять восстание. Современные исследования (М.А. Рахматуллин) показывают, что численность этих кружков и их радикализм явно преувеличены.
Одним из самых заметных явлений этого периода был кружок Станкевича в Москве. Он существовал в 1831-1837 гг., носил литературно-философский характер, объединял студентов и выпускников Московского университета. Они изучали философию Шеллинга, Канта, Фихте. Гегеля, Фейербаха. У этих авторов искали ответов на современные вопросы русской жизни. Из кружка вышли известные общественные деятели: К. Аксаков, Грановский, Белинский. Бакунин, Катков.
П.Я. Чаадаев.
Сильное впечатление на современников произвело “Философическое письмо” Петра Яковлевича Чаадаева. Оно появилось в журнале “Телескоп” в 1836 г. Чаадаев изложил в нем свои историко-философские размышления о прошлом и будущем России.
Он считал, что роковой ошибкойбыло принятие христианства из Византии. Тем самым Россия оторвалась от западноевропейской цивилизации и оказалась в культурной изоляции. Она унаследовала лишь традиции византийского деспотизма. Россия дала миру великий и страшный урок бесцельно прожитых веков.
По мысли Чаадаева, цивилизация и прогресс связаны не с православием, а с католицизмом. Оставаясь православной страной, Россия и впредь обречена на бесцельное существование. Не случайно местом написания письма был назван “Некрополис”, то есть “Город мертвых”. Так Чаадаев называл николаевскую Россию.
Чаадаевбыл объявлен сумасшедшим, журнал “Телескоп” закрыт, редактор Надеждин отправлен в ссылку, цензор Болдырев лишился должности.
Западники и славянофилы.
“Письмо” Чаадаева стало, по выражению Герцена, “выстрелом в ночи”, заставившим мыслящее общество проснуться. На рубеже 1830-1840-х гг. в спорах об исторических судьбах России появились западники и славянофилы.
Славянофилы: Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Самарин, Кошелев и др. Они исходили из концепции немецкого философа Шеллинга: каждому “историческому народу” присущи свои особенности, которые необходимо развивать, чтобы выполнить свое историческое предназначение.
Россия и Европа – это два мира со своими особенностями развития и со своими историческими судьбами. Государства на Западе сформировались в результате завоеваний. Отсюда постоянный конфликт между властью (завоевателями) и обществом (завоеванными). Этот конфликт периодически выливается в революции.
Русская история имеет в своем начале не завоевание, а добровольное призвание варягов. Между властью и обществом всегда существовала гармония. Власть советовалась с землей на земских соборах.
В начале XVIII в. Петр I разрушил эту гармонию. Он усилил государственную власть, установил крепостное право, стал опираться на бюрократию. Славянофилы призывали к возрождению прежней гармонии власти и земли. Они настаивали на самобытном пути развития России. Залогом такой самобытности они считали православие и крестьянскую общину.
Западники: Грановский, Боткин, Корш, Анненков, Кавелин, Чичерин.Они считали, что Россия следует тем же путем, который Европа уже прошла. Россия лишь отстала от Запада, поэтому должна заимствовать достижения европейской цивилизации. Поэтому западники, в отличие от славянофилов, высоко оценивали реформы Петра I. Пока в России не сформировалось третье сословие, все крупные преобразования могут исходить только сверху.
Несмотря на различие во взглядах, западники и славянофилы сходилисьв некоторых вопросах. Так, и те и другие выступали за отмену крепостного права, независимость общественного мнения, против административно-бюрократического произвола.
Утопический социализм. В.Г. Белинский. А.И. Герцен.
Еще одним явлением общественного движения 1830-1840-х гг. было распространение идей утопического социализма в России.
Утопический социализм оформляется на Западе на рубеже XVIII-XIX вв. Его видными теоретиками были Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Они нарисовали картины идеального общества. Они считали, что путь к нему лежит не через революцию и радикальные политические преобразования, а через сильную верховную власть. В России идеи утопического социализма были восприняты Герценом, петрашевцами; одно время им отдал дань Белинский.
Литературно-общественная деятельность Белинского начиналась в 1830 г., в Московском университете, в кружке “Литературное общество 11-го номера”. Его первым получившим известность литературным произведением стала драма “Дмитрий Калинин” В 1832 г. Белинский был отчислен из университета по состоянию здоровья.
В 1834 г. Белинский громко заявил о себе как литературный критик. Он выступил со статьей “Литературные мечтания”. Белинский призывал писателей к правдивому отражению жизни народа. На рубеже 1830-1840х гг. пережил период “примирения с действительностью”, руководствовался формулой Гегеля: “Все разумное действительно, все действительное разумно”. Это вело к оправданию крепостнических порядков.
В начале 1840-х гг. преодолел этот идейный кризис. Усвоил идеи социализма. На это время приходится расцвет его литературной деятельности: в “Отечественных записках” и “Современнике” печатаются статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, литературно-критические обозрения.
Во второй половине 1840-х гг., после путешествия по России, Белинский приходит к выводу о невозможности скорых радикальных, революционных перемен в России. Он возлагает все надежды на верховную власть. В своем политическом завещании – “Письме к Гоголю” – Белинский формулирует по сути западническую программу: отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, исполнение хотя бы действующих законов.
Белинский умер в 1848 г.
Более последовательным, чем Белинский, приверженцем идей социализма был Герцен.
В 1831 г. в Москве сложился кружок Герцена и Огарева. В отличие от кружка Станкевича, здесь ярче была выражена политическая окраска. Герцен вместе с друзьями восприняли идеи социализма, мечтали о радикальном преобразовании политического и социально-экономического строя в России.
В 1834 г. Герцен оказывается в ссылке. После возвращения из ссылки активно занимается литературным творчеством: “Кто виноват?”, “Доктор Крупов”. Герцен окончательно утверждается на позициях утопического социализма. Считал, что сначала социалистический идеал воплотится в Европе.
В 1847 г. уехал за границу. Стал свидетелем революции в Париже и ее жестокого подавления. Разочаровался в революционных возможностях Запада.
В 1849-1853 гг. разрабатывает теорию русского социализма. Герцен считал, что главные условия построения социализма в России – это:
- крестьянское общинное землевладение;
- крестьянская идея права на землю;
- мирское самоуправление.
В 1853 г. Герцен основывает в Лондоне Вольную русскую типографию. В 1855 г. начинает выходить альманах “Полярная звезда”. С 1857 г. издается газета “Колокол”, которая доставлялась в Россию нелегально, но имела большую популярность. Здесь же выходит несколько сборников “Голосов из России”.
Петрашевцы.
Самым заметным явлением общественно-политической жизни второй половины 1840-х гг. были, без сомнения, петрашевцы.
Примерно с 1845 г. у некоего Петрашевского стали устраиваться по пятницам литературно-политические собрания. На них обсуждались философские, политические, экономические вопросы. Многие посетители “пятниц” были объединены интересом к изучению теории социализма Фурье.
В 1845 г. петрашевцы подготовили 1-ю часть “Карманного словаря иностранных слов”. В нем помещены обширные статьи, в которых проповедовались идеи социализма.
Сам Петрашевский выдвигал относительно умеренные политические требования: конституционная монархия, освобождение крестьян и наделение их землей без выкупа.
Радикальное крыло петрашевцев представляли Спешнев и Черносвитов. Они выступали за свержение самодержавия, хотели создать тайную организацию для подготовки восстания за Уралом. Однако тайное общество сложиться не успело.
В конце апреля 1849 г. петрашевцы были арестованы. Следствие и суд нашли только “заговор идей”. Но в условиях европейских революций петрашевцам был вынесен суровый приговор. 21 человек, в том числе Петрашевский, Спешнев, будущий знаменитый писатель Достоевский, были приговорены к смертной казни, замененной в последний момент каторгой.
Революции 1848–1849 гг. в Европе и русское общество.
В 1848-1849 гг. прошли революции в Германии, Франции, Австрии. Они вызвали неоднозначную реакцию в России.
Для Николая I революции подтвердили правильность курса на подавление общественной инициативы и укрепление государственного аппарата.
Либеральные круги – западники и славянофилы – были напуганы: идеи революционного переустройства общества противоречили их установкам на реформирование сверху. Они не без оснований опасались ужесточения политического режима.
Радикально настроенные силы приветствовали революции. Отмечено, что именно в это время часть петрашевцев от обсуждения теоретических вопросов попыталась перейти к созданию тайной организации.
Николаю I не удалось обуздать ни общественное движение, ни тем более общественную мысль. Сбылось предсказание декабриста Лунина: от людей можно отделаться, от их идей – никогда. Общественное движение и общественную мысль питала сама феодально-крепостническая действительность. Она порождала оппозицию самодержавию. Это было еще одним свидетельством в пользу необходимости давно назревших реформ.