Тема 11. Народный фронт во Франции и в Испании

Методические рекомендации

Во второй половине 30-х гг. на европейской политической арене возникло новое политическое явление. Во Франции и Испании в 1936 г. к власти пришли правительства Народных фронтов, представляющих левые политические партии. Появление самой идеи Народного фронта – следствие наступления фашизма и осознания его как главной опасности для рабочего движения (Документ № 4). На пути к этому единству было много трудностей, и главное – традиционные враждебные отношения между социалистами и коммунистами. В 1934 г. РСИ разрешил партиям, входящим в него действовать по своему усмотрению. В 1935 г. на VII конгрессе Коминтерна главным врагом коммунистов был провозглашён фашизм, а главным средством борьбы с ним стало единство действий всех антифашистских сил. Эти решения двух Интернационалов открыли дорогу сотрудничеству социалистов и коммунистов и созданию Народного фронта.

Во Франции в Народный фронт вошли социалисты, коммунисты и радикалы. Толчком к началу сближения коммунистов и социалистов стала попытка фашистского путча 6 февраля 1934 г. Правительство Народного фронта было создано в 1936 г. Его возглавил Л. Блюм. В 1933 г. парламент Франции принял 133 закона, которые во многом реализовали программу Народного фронта (Документ № 1). Были приняты законы о ежегодном оплачиваемом отпуске в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве (Документ № 2), закон, устанавливающий 40-часовую рабочую неделю в индустриальных и торговых предприятиях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках (Документ № 3), были увеличены пенсии и пособия по безработице, был установлен контроль государства над Французским банком и железными дорогами. Народный фронт во Франции был, прежде всего, средством борьбы против фашизма. Непосредственная угроза прихода к власти фашистов во Франции была ликвидирована. Одновременно Народный фронт был попыткой найти выход из кризиса и депрессии. Итогом этих действий стало принятие внушительного пакета социально-экономических мер, заложивших основу формирования в дальнейшем государства благоденствия во Франции. Однако участие коммунистов в деятельности Народного фронта Франции создавало опасность превращения его из средства борьбы за сохранение демократии перед лицом фашистской угрозы, в средство ликвидации демократии ради установления «диктатуры пролетариата». Особенно ярко эта опасность проявилась в Испании.

В Испании, после революции 1931 г., ликвидировавшей монархию, началась длительная полоса острой внутри политической борьбы. Правые силы стали объединяться вокруг различных фашистских группировок, слившихся в 1934 г. в Испанскую фалангу. На выборах 1936 г. в кортесы победу одержал Народный фронт (коммунисты, социалисты, левые республиканцы). Проиграв на выборах, фашисты летом 1936 г. подняли мятеж. Его возглавил генерал Ф. Франко. В Испании началась гражданская война. Франкистам оказывали помощь Германия и Италия (Документ № 6). Главной задачей республиканского правительства стала организация фронта и тыла. Правительство Народного фронта провело ряд крупных реформ: аграрную реформу (Документ № 5), национализировало крупную промышленность, автономию получили каталонцы и баски. Однако политический режим эволюционировал в сторону отхода от демократии. Отчасти это было вызвано военным временем и растущим влиянием коммунистов. В итоге испанская демократия прекратила своё существование раньше, чем пала Испанская республика. В Испании Народный фронт стал формой перехода к «диктатуре пролетариата». 28 марта 1939 г. войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В Испании на 36 лет установилась фашистская диктатура Франко.

Документ № 1

Программа Народного Фронта Франции

Январь 1936 г.

Политические требования

I. Защита свободы

§ 1. Всеобщая амнистия.

§ 2. Против фашистских лиг: а) Эффективное разоружение и роспуск полувоенных формирований, соответственно закону. б) Применение предусматриваемых законом мер в слу­чае провокации, убийства или покушения на безопасность го­сударства.

§ 3. Оздоровление общественной жизни, в частности пу­тем признания несовместимости парламентских мандатов с другими официальными функциями.

§ 4. Печать: а) Отмена каторжных законов и чрезвычайных декре­тов, ограничивающих свободу мнений. б) Реорганизация печати посредством законодательных мероприятий с целью: Обеспечить действительные меры против клеветы и шантажа. Обеспечить газетам нормальные условия существова­ния с тем, чтобы обязать их указывать источники своих средств, упразднить частную монополию на торговую рек­ламу, устранить возможность скандальных злоупотреблений с финансовой рекламой и, наконец, помешать созданию тре­стов печати. в) Организация государственной радиопередачи с целью обеспечить точность информации и равенство политических и социальных организаций перед микрофоном.

§ 5. Профсоюзные свободы: а) Применение и соблюдение права союзов. б) Соблюдение права женщин на труд.
§ 6. Школа и свобода совести: а) Обеспечить существование общественной школы не только необходимыми кредитами, но и такими реформами, как продление срока обязательного обучения до 14-летнего возраста, а для средней школы отбор, необходимый в до­полнение к принципу бесплатного обучения. б) Обеспечить всем, и учащимся и учителям, полную сво­боду совести, в особенности же соблюдать уважение к нейт­ральности школы, к светскому характеру обучения и к гражданским правам преподавательского состава.

§ 7. Колониальные территории:

Создание парламентской комиссии по обследованию поли­тического, экономического и морального состояния француз­ских зарубежных территорий, в особенности во Французской Северной Африке и в Индокитае.

II. Защита мира

§ 1. Призыв к сотрудничеству всего народа и в особен­ности трудящихся масс в деле сохранения и организации мира.

§ 2. Международное сотрудничество в рамках Лиги наций с целью обеспечить коллективную безопасность посредством определения агрессора и автоматического и солидарного при­менения санкций в случае агрессии.

§ 3. Непрестанные усилия с целью перейти от вооружен­ного мира к миру на основе разоружения сначала путем со­глашения об ограничении вооружений, а затем путем всеоб­щего, одновременного и контролируемого сокращения воору­жений.

§ 4. Национализация военной промышленности и отмена частной торговли оружием.

§ 5. Упразднение тайной дипломатии, международные вы­ступления и публичные переговоры с целью возвращения в Женеву государств, вышедших из Лиги наций, но не посягая на основные принципы Лиги наций: коллективную безопас­ность и неделимый мир.

§ 6. Более гибкое проведение процедуры, предусматривае­мой уставом Лиги наций с целью мирного .пересмотра догово­ров, опасных для всеобщего мира.

§ 7. Распространение, в особенности в Восточной и Цент­ральной Европе, системы пактов, открытых для всех, соглас­но принципам франко-советского договора.

Экономические требования

I. Восстановление покупательной способности, уничтоженной или ослабленной кризисом

Против безработицы и промышленного кризиса

Сокращение рабочей недели без сокращения зарплаты.

Вовлечение в трудовой процесс молодежи в результате создания системы перехода престарелых трудящихся на пен­сию в достаточном для жизни размере.

Быстрое проведение плана широких работ общественного значения в городе и в деревне; с этой целью присоединить к усилиям государства и отдельных коллективов местные ре­сурсы.

Против кризиса в сельском хозяйстве и торговле

Ревалоризация цен на продукты сельского хозяйства в со­четании с борьбой против спекуляции и дороговизны с целью уменьшить расхождение между оптовыми и розничными це­нами.

Создание национального посреднического бюро по про­даже зерна с целью уничтожения поборов, взимаемых спеку­лянтами с производителей и потребителей.

Поддержка сельскохозяйственных кооперативов, снабже­ние удобрением по себестоимости через национальное бюро по продаже азотного и калиевого удобрения. Контроль и ра­тификация продажи суперфосфатов и других удобрений, раз­витие сельскохозяйственного кредита, снижение арендной платы.

Отмена принудительной описи имущества и облегчение долгового бремени.

Создание национального фонда безработицы.

Пересмотр закона о плате за торговые помещения.

В ожидании полной и скорейшей, по возможности, отмены всех несправедливых мер, предусмотренных чрезвычайными декретами, — немедленная отмена мер, направленных против категорий, наиболее затронутых этими декретами.

II. Против грабежа сбережений. За лучшую организацию кредита

Регламентация профессии банкира.

Регламентация балансов банков и акционерных обществ.

Новая регламентация полномочий администраторов ак­ционерных обществ.

Запрещение отставным или заштатным чиновникам при­надлежать к административным советам акционерных об­ществ.

Чтобы освободить кредиты и сбережения от власти эко­номической олигархии, превратить «Французский банк» — ныне частный — в «Банк Франции».

Упразднение регентского совета.

Расширение полномочий директора при постоянном конт­роле совета в составе представителей законодательной и ис­полнительной власти и представителей организованных сил труда и промышленности, торговли, сельского хозяйства.

Превращение капитала в облигации, причем необходимо принять меры, гарантирующие интересы мелких держателей.

III. Оздоровление финансов

Пересмотр военных заказов в связи с национализацией военной промышленности.

Преследование расточительной граты средств граждан­скими и военными административными органами.

Создание военной пенсионной кассы.

Демократическая реформа системы налогов, предусмат­ривающая ослабление налогового бремени, с целью создания экономического подъема, создание новых ресурсов при по­мощи мероприятий, затрагивающих крупные капиталы (вы­сокая прогрессия ставок общего налога на доходы, превы­шающие 75 тыс. франков, изменение налога на наследство — обложение прибыли монополий, не допуская повышения цен на предметы потребления).

Борьба с сокрытием размеров движимого имущества, уста­новление с этой целью фискальных паспортов, вотируемых палатами, сопровождая эту меру налоговой амнистией.

Контроль над экспортом капиталов и преследование со­крытия капиталов самыми суровыми мерами вплоть до кон­фискации скрытых ценностей за границей или соответствую­щих ценностей во Франции.

Наши рекомендации