Часть первая. устройство и задачи империи

Отдел первый. Империя и области

Статья 1. Германская империя[2] — республика. Государствен­ная власть исходит от народа.

Статья 2. Территория державы состоит из территорий гер­манских областей. Другие территории могут быть принимаемы имперским законом в ее состав, если того пожелает их население в силу права на самоопределение.

Статья 5. Государственная власть осуществляется по импер­ским делам органами империи на основании имперской консти­туции, по делам областей (земель) — органами областей (земель) на основании конституции областей (земель).

Статья 6. Исключительно законодательству империи подле­жат: 1) внешние сношения; 2) колониальное дело; 3) гражданст­во, свобода передвижения, иммиграция и эмиграция, и выдача преступников; 4) устройство обороны; 5) монетное дело; 6) тамо­женное дело, а также единство таможенной и торговой террито­рии и свобода товарного обращения; 7) почтовое и телеграфное дело, включая телефонное дело.

Статья 7. Законодательству империи подлежат: 1) граждан­ское право; 2) уголовное право; 3) судопроизводство, включая исполнение приговора и взаимную ведомственную помощь влас­тей; 4) паспортное дело и полиция иностранцев; 5) благотвори­тельность и попечение о странствующих; 6) печать, союзы и со­брания; 7) политика народонаселения, попечение о материнстве, младенчестве, детстве и юности; 8) здравоохранение, ветеринар­ное дело и защита растений от болезней и вредителей; 9) рабочее право, страхование, охрана рабочих и служащих, а также приис­кание труда; 10) учреждение профессиональных представи­тельств для имперской территории; 11) попечение об участниках войны и их сиротах; 12) право отчуждения; 13) обобществление естественных богатств и хозяйственных предприятий, а также до­быча, производство, распределение и расценка экономических благ для общественного хозяйства; 14) торговля, система мер и весов, выпуск бумажных денег, банковское дело, а также бирже­вое дело; 15) обращение продуктов питания и потребления, а так­же предметов повседневного обихода; 16) промышленность и горное дело; 17) страховое дело; 18) мореплавание; рыбная ловля в открытом море и береговых водах; 19) железные дороги, внут­реннее судоходство, передвижение при помощи силовых двига­телей по суше, воде и воздуху, а также постройка дорог, посколь­ку это касается общих путей сообщения и обороны страны; 20) театральное и кинематографическое дело.

Статья 8. Империя располагает, далее, законодательной влас­тью в области налогов и прочих доходов, поскольку они целиком или частью взимаются для ее целей. Если империя отнесет к себе какие-нибудь налоги или прочие доходы, которыми раньше рас­поряжались области, то ей надлежит позаботиться о сохранении жизнеспособности областей.

Статья 9. Поскольку встречается надобность в издании одно­родных предписаний, империя пользуется законодательной влас­тью по вопросам охраны публичного порядка и безопасности.

Статья 10. Империя может в законодательном порядке уста­навливать основные положения относительно: 1) прав и обязан­ностей религиозных обществ; 2) школьного дела, включая выс­шие учебные заведения и научные библиотеки; 3) прав чиновни­ков всех союзов публичного характера; 4) земельного права, рас­пределения земельной площади, образования населенных пунк­тов и прав на земельный надел, ограничений землевладения, жи­лищного дела и распределения населения; 5) погребального дела.

Статья 11. Империя может в законодательном порядке уста­навливать основные положения относительно допустимости и способа взимания в областях налогов, поскольку это необходимо для охраны важных общественных интересов или устранения; 1) ущерба для доходов или торговых отношений империи; 2) двой­ного обложения; 3) чрезмерных или затрудняющих оборот сборов за пользование общественными путями сообщения и сооружения­ми; 4) невыгодного обложения ввозимых товаров, по сравнению с продуктами внутреннего производства, в торговом обороте между областями и частями областей, или 5) вывозных премий.

Статья 12. До тех пор и в той мере, поскольку империя не пользуется своими законодательными правами, области сохраня­ют законодательную власть. Это не распространяется на круг ис­ключительной законодательной компетенции империи.

Статья 13. Имперское право имеет перевес над областным правом...

Статья 14. Имперские законы приводятся в исполнение об­ластными властями, поскольку в этих законах не постановлено иначе.

Статья 17. Каждая область должна иметь республиканскую конституцию. Народное представительство должно избираться на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права... гражданами Германской империи, мужчинами и женщи­нами, на началах пропорционального представительства. Област­ное правительство должно пользоваться доверием народного представительства.

Отдел второй. Рейхстаг

Статья 20. Рейхстаг состоит из депутатов германского народа.

Статья 21. Депутаты являются представителями всего народа. Они подчиняются только своей совести и не связаны мандатами.

Статья 22. Депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального пред­ставительства, мужчинами и женщинами, достигшими 20-летне­го возраста. Выборы должны производиться в воскресенье или в дни общественного отдыха.

Подробности устанавливает имперский избирательный закон.

Статья 23. Рейхстаг избирается на 4 года. Новые выборы должны быть произведены не позже как на 60-й день со времени истечения этого срока.

Рейхстаг собирается в первый раз не позже чем на 30-й день после выборов.

Статья 24. ...Рейхстаг устанавливает время окончания сессии в день нового собрания.

Статья 25. Президент империи может распускать рейхстаг, но не более одного раза по данному поводу.

Новые выборы должны быть произведены не позже чем на 60-й день после роспуска.

Статья 29. Заседания рейхстага публичны. По предложению 50 членов и большинством в 2/3 голосов заседание может быть объявлено закрытым.

Статья 30. Соответствующие истине добросовестные отчеты и прениях на публичных заседаниях рейхстага, ландтага[3] или ко­миссий свободны от всякой ответственности.

Статья 32. Для постановления рейхстага требуется простое большинство голосов, поскольку конституция не предписывает другого соотношения их...

Статья 33. Рейхстаг и его комиссии могут потребовать при­сутствия рейхсканцлера и каждого из имперских министров.

Рейхсканцлер, имперские министры и их уполномоченные имеют доступ на заседания рейхстага и его комиссий. Области имеют право посылать на эти заседания уполномоченных, кото­рые излагают точку зрения своего правительства по обсуждаемо­му предмету.

По их требованию должны выслушиваться представители правительств во время прений, а представители имперского пра­вительства — даже вне порядка дня...

Статья 34. Рейхстаг имеет право, а по предложению 1/5 своих членов обязан назначать следственные комиссии. Эти комиссии собирают на публичных заседаниях доказательства, которые они или инициаторы предложения считают нужными. Заседания след­ственной комиссии могут быть объявлены закрытыми большин­ством 2/3 ее членов. Наказ определяет порядок производства дел в комиссии и устанавливает число ее членов...

Статья 36. Никто из членов рейхстага или какого-либо из ландтагов не может когда-либо быть подвергнут преследованию в судебном или должностном порядке или вообще быть привле­чен к ответственности, иначе как в самом законодательном собра­нии, за свое голосование или за мнение, выраженное при осу­ществлении его депутатской деятельности.

Отдел третий. Президент империи и имперское правительство

Статья 41. Президент империи избирается всем германским народом.

Избран, может быть, каждый немец, которому исполнилось 35 лет...

Статья 43. Президент империи избирается на 7 лет. Переизбрание допускается. До истечения срока президент империи может быть смещен народным голосованием по предложению рейхстага. Для постановления рейхстага об этом требуется большинство — 2/3 — голосов. Постановлением этим президент империи отстраняется от дальнейшего исполнения должности. От­клонение народным голосованием предложения о смещении считается переизбранием и влечет за собой роспуск рейхстага.

Президент империи не может быть подвергнут уголовному преследованию без согласия рейхстага.

Статья 45. Президент империи представляет империю в меж­дународно-правовых отношениях. Он заключает от имени импе­рии союзы и иные договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает посланников.

Объявление войны и заключение мира совершаются посред­ством имперского закона.

Союзы и договоры с иностранными государствами, относя­щиеся к предметам имперского законодательства, нуждаются в согласии рейхстага.

Статья 46. Президент империи назначает и увольняет импер­ских чиновников и офицеров, поскольку в законе не постанов­лено иначе. Он может предоставить осуществление права назна­чения и увольнения другим властям.

Статья 47. Президенту империи принадлежит верховное ко­мандование всеми вооруженными силами империи.

Статья 48. Если какая-нибудь область не выполняет обязан­ностей, возложенных на нее конституцией или имперскими за­конами, то президент империи может понудить ее к этому с по­мощью вооруженной силы.

Если в пределах Германской империи серьезно нарушены об­щественная безопасность и порядок или если грозит серьезная опасность такого нарушения, то президент империи может при­нимать меры, необходимые для восстановления общественной бе­зопасности и порядка, в случае надобности с помощью вооружен­ной силы. С этой целью он может временно приостанавливать полностью или частично гарантии основных прав, данные ст. 114, 115, 117, 118, 123, 124 и 153.

Обо всех мерах, принятых на основании разделов 1 и 2 этой ста­тьи, президент империи должен немедленно доводить до сведения рейхстага. Эти меры подлежат отмене по требованию рейхстага.

В случае опасности промедления правительство одной из об-1лстей может принять на своей территории временные меры, соответствующие указанным в разделе 2. Эти меры подлежат отмене по требованию президента империи или рейхстага...

Статья 50. Все приказания и распоряжения президента импе­рии, в том числе в отношении вооруженных сил, действительны лишь после скрепы их рейхсканцлером или соответствующим им­перским министром. Скрепа означает принятие ответственности.

Статья 52. Имперское правительство состоит из рейхскан­цлера и имперских министров.

Статья 53. Рейхсканцлер и по его предложению имперские министры назначаются и увольняются президентом империи.

Статья 54. Рейхсканцлер и имперские министры нуждаются для отправления своих должностей в доверии рейхстага. Каждый из них должен подать в отставку, если рейхстаг определенным постановлением лишает его доверия.

Статья 55. Рейхсканцлер председательствует в имперском правительстве и руководит его делами по наказу, принятому пра­вительством и одобренному президентом империи.

Статья 56. Рейхсканцлер устанавливает руководящие линии политики и несет за это ответственность перед рейхстагом. В пре­делах этих положений каждый имперский министр самостоя­тельно ведает вверенной ему отраслью под своей ответственнос­тью перед рейхстагом.

Статья 58. Имперское правительство принимает свои реше­ния большинством голосов. При равенстве голосов решает голос председательствующего.

Отдел четвертый. Рейхсрат

Статья 60. Для представительства германских областей в за­конодательстве и управлении империи образуется рейхсрат.

Статья 61. В рейхсрате каждая область имеет, по крайней мере, один голос. Более крупные области получают по одному голосу на 700 тыс. жителей. Излишек, равный, по крайней мере, 350 000 жи­телей, считается на 700 000. Ни одна область не может быть пред­ставлена более чем 2/5 всех голосов.

Число голосов устанавливается рейхсратом заново всякий раз после производства всеобщей переписи.

Статья 63. Области будут представлены в рейхсрате членами своих правительств. Однако половина прусских голосов предоставляется представителям провинциальных управлений Пруссии согласно ее закону.

Области имеют право посылать в рейхсрат столько представителей, сколько имеют голосов.

Статья 66. Имперское правительство, равно как и каждый член рейхсрата, управомочено вносить предложения в рейхсрат…

При голосовании решает простое большинство голосующих.

Статья 67. Рейхсрат должен постоянно держаться имперскими министерствами в курсе имперских дел. К обсуждению важ­ных вопросов имперские министерства должны привлекать соответствующие комиссии рейхсрата.

Отдел пятый. Имперское законодательство

Статья 68. Законопроекты вносятся либо имперским прави­тельством, либо по инициативе членов рейхстага.

Имперские законы издаются рейхстагом.

Статья 69. Внесение законопроектов имперским правитель­ством требует согласия рейхсрата. Если между имперским прави­тельством и рейхсратом не состоялось соглашение, то имперское правительство все-таки может внести законопроект, но обязано при этом представить отдельное мнение рейхсрата.

Если рейхсрат принимает законопроект, который не одобрен имперским правительством, то последнее обязано внести его в рейхстаг с изложением своей точки зрения.

Статья 70. Президент империи обязан облекать в должную форму законы, принятые сообразно конституции, и обнародо­вать их в «Reichsgesetzblatt»[4] в месячный срок.

Статья 73. Закон, принятый рейхстагом, должен быть до опубликования поставлен на народное голосование, если о том постановит президент империи в течение месяца...

Статья 74. Рейхсрат имеет право опротестования законов, принятых рейхстагом.

Протест должен быть заявлен имперскому правительству в течение 2 недель после заключительного голосования в рейхстаге и снабжен мотивировкой не позднее как в течение 2 следующих недель.

В случае опротестования закон представляется в рейхстаг для вторичного вынесения постановления. Если при этом рейхстаг и

рейхсрат не придут к соглашению, то президент империи может в течение 3 месяцев распорядиться произвести народное голосова­ние по предмету расхождения во мнениях. Если президент не вос­пользуется этим правом, то закон считается не получившим законной силы. Если рейхстаг большинством 2/3 голосов примет поста­новление вопреки протесту рейхсрата, то президент обязан в трех­месячный срок или опубликовать закон в одобренной рейхстагом редакции, или распорядиться о производстве народного голосования.

Статья 75. Постановление рейхстага может быть лишено силы народным голосованием только в том случае, если в голосовании примет участие большинство имеющих право голоса граждан.

Статья 76. Конституция может быть изменена в законода­тельном порядке. Однако постановления рейхстага об изменении конституции имеют силу только в том случае, если на засе­дании присутствуют 2/3 законного числа членов и по крайней мере 2/3 присутствующих депутатов согласны на изменение. Для постановлений рейхсрата об изменении конституции равным об­разом необходимо большинство в 2/3 поданных голосов. Если по народной инициативе производится народное голосование об из­менении конституции, то необходимо согласие большинства имеющих право голоса граждан.

Если рейхстаг, вопреки протесту рейхсрата, постановил внес­ти изменения в конституцию, то президент империи не имеет права обнародования этого закона, если рейхсрат в течение двух недель потребует народного голосования.

Отдел шестой. Имперское управление

Статья 78. Сношения с иностранными государствами входят в круг исключительного ведения империи...

Статья 79. Империя ведает делом своей обороны. Военная организация германского народа регулируется единообразно им­перским законом с принятием во внимание особенностей насе­ления областей.

Статья 80. Колониальное дело входит в круг исключительно­го ведения империи.

Статья 82. Германия образует единую таможенную и торго­вую территорию, окруженную общей таможенной границей...

Статья 83. Пошлины и налоги на потребление находятся в управлении имперских властей.

В имперском налоговом управлении должны быть предус­мотрены учреждения для обеспечения областям охраны их особых интересов в области сельского хозяйства, торговли, ремесла и промышленности.

Статья 86. Об использовании всех общеимперских доходов им­перский министр финансов представляет в следующем бюджетном году отчет рейхсрату и рейхстагу для снятия ответственности с пра­вительства. Проверка отчета определяется имперским законом.

Отдел седьмой. Юстиция

Статья 102. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 103. Правосудие в общем порядке отправляется им­перским судом и областными судами.

Статья 104. Судьи общих судов назначаются на должность пожизненно…

Статья 105. Исключительные суды не допускаются. Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи. Этим не затрагивается законодательство о военных судах и судах при осадном положении. Военные суды чести отменяются.

Статья 107. В империи и областях должны быть установлены в законодательном порядке административные суды для защиты отдельных лиц от распоряжений и требований административ­ных учреждений.

Статья 108. Законом учреждается верховный государствен­ный суд Германской империи.

Наши рекомендации