Шлезвиг-Гольштейнский вопрос

Объединению Германии предшествовало три этапа, три войны: австро-прусско-датская, австро-прусская и франко-прусская. Путь к созданию империи начался с разрешения так называемого шлезвиг-гольштейнского вопроса.

Гольштейн и Шлезвиг занимали важное стратегическое положение на Северном и Балтийском морях, и захват их мог значительно усилить Пруссию. Кроме того, вопрос о герцогствах затрагивал политическое равновесие в Европе. Он порождал национальные разногласия и споры о договорах европейских держав относительно целостности Дании. Лондонский договор шести держав, признававший в 1852 г. Шлезвиг и Гольштейн неотъемлемой частью владений датской короны, хотя и с условием сохранения в герцогствах отдельной конституции, всегда был предметом ожесточенных нападок со стороны сторонников объединения Германии.

Англия, Франция, Австрия имели серьезные мотивы для противодействия позиции О. Бисмарка в шлезвиг-гольштейнском вопросе, но пытались решить его путем компромисса. Тут прусский министр и проявил впервые на общеевропейской арене свои дипломатические дарования. О. Бисмарк, для того, чтобы избежать противостояния с Англией, Францией и Австрией, прибег к обману, уверяя, что он не добивается присоединения Шлезвига и Гольштейна к Пруссии, а лишь хочет объединения германских государств и обеспечения населению приэльбских территорий условий свободного развития. Англия и Франция поверили его уверениям. Только много лет спустя англичане поняли, какую ошибку совершили Г. Пальмерстон и Россель, допустив выход германских государств к Северному морю и усиление морских баз Германии на севере. В сложном положении оказалась и Франция, увидев на своих восточных границах крепнущее и опасное государство.

Из всех великих держав, которые могли помешать Пруссии, О. Бисмарк больше всего опасался Австрии. Но вскоре он не только не отклонил, но и приветствовал участие Австрии в разрешении шлезвиг-гольштейнского вопроса. В Вене и Берлине было принято секретное решение объявить войну Дании. Участие Австрии Бисмарку было необходимо, чтобы скрыть свои замыслы перед западными державами относительно захвата и присоединения к Пруссии Шлезвига и Гольштейна. «Пока Австрия была с нами, - писал О. Бисмарк, - отпадала вероятность коалиции других держав против нас».

Чтобы успокоить правительства Австрии, Англии, России и Франции, Бисмарк решил начать интервенцию в Шлезвиге под предлогом защиты Лондонского договора 1852 г., нарушенного распространением новой датской конституции на Шлезвиг. После смерти датского короля Фридриха VII на датский престол вступил его родственник по женской линии Христиан IX. А в немецких герцогствах Шлезвиге и Гольштейне, соединенных с Данией, не допускалось наследование по женской линии. Бисмарк усмотрел в этом повод для вмешательства в датские дела и 16 января 1864 г. совместно с Австрией предъявил Христиану IX ультиматум: в сорок восемь часов объявить только что данную конституцию отмененной. Соединенное австро-прусское войско вторглось в Данию.

Потерпев ряд поражений, Дания 12 мая 1864 г. вынуждена была заключить перемирие и принять все требования Пруссии и Австрии. 30 октября 1864 г. в Вене был подписан мирный договор между Австрией и Пруссией, с одной стороны, и Данией - с другой. Датский король отказался «от всех своих прав на герцогства Шлезвиг и Гольштейн и Лауенбург в пользу Пруссии и Австрии». Была определена часть публичного государственного долга датской монархии герцогствам в сумме 29 млн. датских талеров. Их жители, находившиеся в датской армии, освобождались от службы и получали право возвратиться на родину, а уроженцы уступаемых территорий, проживавшие в Дании, - в Шлезвиг или Гольштейн.

Гаштейнская конвенция

14 августа 1865 года в Гаштейне Австрия и Пруссия в целях урегулирования вопроса о герцогствах Шлезвиг и Гольштейн, заключили конвенцию. Маленькое герцогство Лауенбург отходило в полную собственность Пруссии (за уплату 2,5 миллионов талеров золотом). Согласно конвенции право собственности на всю территорию обоих герцогств принадлежало Австрии и Пруссии, но управление ими объявлялось раздельным: в Гольштейне должна была быть создана австрийская администрация, в Шлезвиге - прусская. Охрана Кильской гавани поручалась прусским войскам. Ренденбург становился союзной крепостью с австро-прусским гарнизоном. Пруссия приобретала право на строительство лильского канала, железной дороги и телеграфа в Гольштейне.

В чем же заключался расчет О. Бисмарка? Гольштейн, поступивший «в управление» Австрии, был отделен от Австрийской империи рядом германских государств и, прежде всего, той же Пруссией. Уже это делало обладание Гольштейном для Австрии весьма шатким и рискованным. И, кроме того, сложная юридическая комбинация с общими правами собственности Австрии и Пруссии на всю территорию обоих герцогств и раздельными правами управления создавала дополнительные трудности. Сам австрийский император не верил, что О. Бисмарк искренно считает решенной созданную им политико-юридическую путаницу. Он с самого конца датской войны настаивал на том, что Австрия с удовольствием уступит все свои сложные «права» на Гольштейн в обмен за самую скромную территорию на прусско-австрийской границе, выкроенную из прусских земель. Но О. Бисмарк не принял этого компромисса.

Итак, датская эпопея была с успехом завершена. Великие европейские державы оказались бессильны предотвратить крах продолжавшейся четыре века и признанной международным правом связи Шлезвига и Гольштейна с Данией. Эта дипломатическая победа значительно укрепила как внутригосударственные, так и международные позиции «министра конфликтов». Гаштейнская конвенция почти на целый год отсрочила войну между Австрией и Пруссией, но не устранила противоречий между Пруссией и Австрией, которые в итоге привели к австро-прусской войне 1866 г.

Наши рекомендации