Вопрос 31. Правовое государство.

Правовое государство – это государство, функционирование которого основано на праве, и основным направлением деятельности которого является полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство – это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов.

Признаки правового государства:

1) Господство (верховенство) права во всех сферах жизни общества, подчинение государства праву: в правовом государстве все, включая государство и личность, признают, что основополагающим в таком обществе является закон:

o правовая организация государственной власти, создание государственных структур строго на основе закона;

o законы по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных и неотъемлемых правах и свободах человека;

o верховенство Конституции в системе НПА.

2) Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности: государство должно не только признавать (человек, его права и свободы являются высшей ценностью), но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировых сообществом в качестве естественных, принадлежащих личности от рождения и потому неотчуждаемых государственной властью. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом.

3) Единство прав и обязанностей личности, взаимная ответственность личности и государства. В своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц.

4) Принцип разделения властей, т.е. самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой их них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках.

5) Независимая, но юридически регулируемая власть СМИ, без которой невозможно существование правового государства.

6) Регулярные демократические выборы, как легальная и легитимная основа формирования народом органов государственной власти всех уровней. Становление правового государства проявляется среди прочего в том, что выборы и референдумы действительно превращаются в институты, означающие высшее непосредственное выражение воли народа.

7) Многопартийность. Если идеология правящей партии становится официальной идеологией государства, партийный аппарат сращивается с государственным, а высшие государственные посты занимают только члены этой партии, то речь уже не может идти о государстве правовом.

8) Высокий уровень правосознания граждан. Государство должно быть заинтересовано в повышении уровня правосознания населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований права.

9) Наличие развитого гражданского общества. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества, которое в самом общем виде представляет собой такую ступень общественного развития, которая характеризуется развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, разнообразием форм собственности, незыблемостью прав и свобод граждан и т.п. И вся эта совокупность развивается относительно независимо от государственной власти.

Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок:

o наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа);

o эффективная рыночная система экономики;

o соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам нормам международного права;

o высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений;

o формирование прогрессивного законодательства.

Формирование идеи правового государства:

1) Этап античной истории: подчеркивалось значение закона, его незыблемость и верховенство, общеобязательность (Платон, Аристотель, Цицерон). В этом просматриваются определенные зачатки правового государства. Античные идеи послужили толчком для дальнейшего развития политико-правовой мысли.

2) Представители естественно-правовой теории (Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Д. Дидро, Г. Гроций): было дано определение понятия правового закона (который нацелен на сохранение и расширение свободы людей), сформулирован принцип разделения властей как гарантии против злоупотребления властью, обоснование необходимости политической свободы в гражданском обществе, свободы воли индивида, идея господства права. Эти идеи оказали серьезное влияние на принятие и развитие конституционного законодательства в условиях буржуазного общества (нашли свое отражение в конституции США, во Французской декларации прав человека и гражданина).

3) Следующий шаг в развитии идеи правового государства был сделан великими немецкими учеными Кантом и Гегелем. Кантом была разработана идея правового общества. Государство он понимал, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Право тесно связано с моралью (имеют один источник – категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»). Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, должен руководствоваться в своем поведении велениями нравственного закона. Кант тесно связывает право с нравственными требованиями, моралью.

Гегель воспринимал идею правового государства, как практическую действительность. Правовое государство он определял, как царство реализованной свободы. Гегель принудительную силу государства не считал главной, он подчеркивал и признавал социальную и правовую направленность государственной деятельности. Подчеркивал нравственное содержание права, государства.

Идея правового государства была направлена против полицейского государства, против абсолютизма (Германия). Для полицейского государства характерна показная забота о гражданах и поданных, недопущение народа к управлению государством (нежелательно отождествлять полицейское государство с тоталитарным государством). Некоторые внешние признаки полицейского государства проявляются и в деятельности современных демократических государств (США).

Концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов: Г.Ф. Шершеневича (три критерия правового государства: господство права в управлении государством, ограничение государственного вмешательства только охраной субъективных прав личности, принцип разделения властей), П.И. Новгородцева, В.М. Гессена, С.А. Котляревского, Н.М. Коркунова и т.п.

4) В последующем идеи правового государства были развиты в других работах (Г. Еллинек, Г. Кельзен и пр.). Еллинек подчеркнул роль и значение связанности государства правом: если государство издает новые законы, обязательные для других членов общества, то тем самым государство связывает этими правовыми установлениями и государственные органы. То есть, и государство в своей деятельности должно руководствоваться теми принципами, которые оно провозглашает для других граждан.

Что касается отношения к идеям правового государства со стороны Марк­са и Энгельса, то оно было негативным, отрицательным, как и отношение марксизма к государству вообще.

Автором термина «правовое государство» был представитель немецкого либерализма Велькер (употребил впервые этот термин в 1813г.). А ввел термин в научный оборот и осуществил юридический анализ этого термина его соотечественник фон Моль.

В Конституции современной России поставлена задача построения право­вого государства (ст. 1) и закреплены все основополагающие принципы пра­вовой государственности.

Наши рекомендации