Лекция 1.2. Возникновение государства и права.
План лекции:
1. Общие закономерности эволюции древнейших исторических типов общества.
2. Генезис надобщинных структур.
3. Причины возникновения государственности. Теория политогенеза в XXI в.
4. Проблема вождества, его отличия от ранних государств.
Сапиентные люди современного физического типа появились около 40 тысяч лет назад. Это был период позднего палеолита. Именно в это время произошло становление первобытного общества, возникло искусство, религия, новая культура
Среди исследователей не существует единой концепции об общих закономерностях эволюции древнейших исторических типов общества.
Большинство российских ученых традиционно считает, что первичными формами человеческого общежития являлись первобытное стадо (праобщина), родовая община, племя. Именно эти формы были универсальными для всех народов.
«Первобытное стадо», характерное для нижнего и среднего палеолита, было малочисленно, подвижно в размерах. Поведение людей регулировалось эгоистическими инстинктами и отличалось крайней конфликтностью. Организация первобытного стада постепенно совершенствовалась. В период верхнего палеолита на смену первобытному стаду пришли родовые общины, племена.
В родовой общине (союзе кровнородственных семей) появились общественные организации. Если в первобытном стаде порядок устанавливал наиболее сильный мужчина (вожак), то в родовой общине - советы старейшин, влиятельных воинов, в племенах – сильных и привилегированных вождей.
С 1920-х годов универсальность родоплеменной организации человеческого общества была поставлена под сомнение (Лоуи Р., Фрид М. и др.). Оказывается, первобытное общество могло существовать без родоплеменных отношений.
К сер. XX в. скложилась новая теория эволюции древнейших исторических типов общества. Наибольший интерес заслуживает теория Э. Сервиса: локальные группы охотников и собирателей → деревни примитивных земледельцев и скотоводов → вождества (простые и сложные).
Локальная группа охотников и собирателей (бродячий доаграрный коллектив) насчитывала от 20 до 80 человек. Основу группы составляла моногамная или полигамная семья. Присваивающая экономика вынуждала иногда распадаться коллектив на мельчайшие объединения (4-6 человек).
«Чем короче перерывы между передвижениями по местности, тем ниже уровень социального развития охотников-собирателей и непосредственно сменяющих их ранних земледельцев-скотоводов» (Дробышевский С.А.). Во время передвижения группа избавлялась от больных, стариков, детей, если коллективу грозил голод.
Локальные группы охотников и собирателей были эгалитарными и неэгалитарными (фр. egalite – равенство). Неэгалитарные отношения преобладали между мужчинами и женщинами, старшими и младшими членами группы. Но для всех первобытных коллективов характерно половозрастное разделение труда.
Группы концентрировались вокруг тотемных центров. Постоянные социальные связи между группами стали устанавливаться после запрета инцеста (К. Леви – Стросс). Регулярный взаимообмен женщинами дополнился обменом другими предметами, пищей.
Постепенно главную роль в первобытном обществе стал играть реципрокный взаимообмен: в обмен должны были быть включены все, причем взаимообмен (дар и отдар) считался обязательным. Реципрокный взаимообмен сыграл большую роль в избрании лидера группы.
Контакты между соседними кочующими группами устанавливались в случае стихийных бедствий, когда одна группа помогала другой выжить на своей кормовой территории, при возникновении межгрупповой производственной специализации, при проведении общих празднеств. В зоне постоянного общения локальных групп (несколько сотен человек) начинают складываться единые социальные нормы, организация управления, язык и другие черты культуры. Несмотря на сложные коммуникативные связи, локальная группа была суверенным социальным организмом и могла прервать общение с какой-либо одной частью из окружающих их однопорядковых человеческих коллективов, конфликтовать и даже вести военные действия с ними, одновременно сосредоточив свои внешние связи на иных общественных системах, доступных для контактов
В период мезолита на территории северо-восточной Африки и юге Месопотамии ускорились темпы эволюции общества. В конечном итоге она привела к неолитической революции, переходу от присваивающего хозяйства к производящему. В результате перехода к земледелию, скотоводству, ремеслу, оседлому образу жизни появились деревни примитивных земледельцев и скотоводов.
Каждая деревня обычно состояла из большесемейных хозяйств, семейно-клановых коллективов во главе с патриархом. Большая патриархальная семья была неэгалитарной группой, с ранговым неравенством. Каждый из членов семьи (патриарх, его жены, его сыновья со своими женами и детьми) имел свое строго определенное положение. Глава семейно-клановой группы руководил ею, концентрировал в своих руках все ее достояния и ресурсы. Патриарх занимался и перераспределением ресурсов группы, имея при этом ввиду прежде всего собственные личные интересы. Редистрибуция стала важным социально-экономическим институтом деревни. Американский антрополог М. Фрид полагал, что путь от эгалитарного общества к ранговому и есть движение от реципрокности к редистрибуции. Редистрибуция как важнейший политэкономический принцип возник с того момента, когда средства коллектива и тем более его избыточный продукт оказался в распоряжении главы группы. Посредством щедрых, демонстративных раздач глава процветающей группы повышал свой престиж и занимал более высокое положение в обществе.
По-видимому, в этот период формируется институт родственных отношений. Род – экзогамный коллектив родственников, в основном регулировавший брачно-семейные отношения. Родовые единицы объединяли естественно сложившиеся коллективы, т.е. объединения патриархальных семей с общим культом, местом захоронения, именем и компактной территорией проживания. Родичи часто не были кровными родственниками, но возводили свою родословную к общему легендарному предку или тотему.
Производственные отношения в первобытном обществе никогда не совпадали с родовыми. Не род, а община (деревня), которая состояла из семей, была основной социально-экономической ячейкой в то время. Вообще состав рода не был стабильным. Костяк состоял из мужчин, а женский коллектив менялся за счет приходящих жен и уходящих замуж дочерей.
При благоприятных внешних условиях (экологических, экономических, социальных, демографических, идеологических) в долинах Нила, низовьях Тигра и Евфрата возникли первые надобщинные политические структуры, протогосударства или вождества. Этот процесс сопровождался городской революцией. Поэтому вождество – это тип социально-политической организации, представляющий собой группу общинных поселений с городским центром, где проживал правитель, чаще всего жрец, его родственники, приближенные, воины, жрецы, ремесленники, слуги и т.п.
Системе властноуправленческих отношений в традиционных обществах большое влияние уделяет политическая антропология. Власть имеет биологическую природу. В ее основе лежит неравенство (половозрастное, между «своими» и «чужими»), породившее доминирование. Власть – это проявление иерархических законов, способность контролировать каналы поведения других лиц и применять санкции, это господство, которое лидер может применять к другим лицам.
Так, во главе локальных групп охотников и собирателей стоял один из старших мужчин, он мог иметь особое звание и выполнял функции руководителя. Некоторые авторы пишут о религиозных лидерах среди охотников. По мнению Л.С. Васильева «потребляя принесенное, группа не могла вернуть удачливому охотнику эквивалент в материальной форме. Субститутом его стала новая форма эквивалента – престиж», авторитет, власть. Это и были проявления реципрокного взаимообмена.
Этнографические материалы показывают, что у аборигенов иногда отсутствовали признанные политические лидеры либо были спонтанные лидеры, которые в одних случаях – длительно, в других – ситуативно доминировали в их сообществах, опираясь на высокий авторитет.
Лидеры групп и религиозные руководители обрядов пользовались особым уважением и имели преимущества перед остальными мужчинами. Они могли не ходить на охоту, но получали лучшую часть добычи, иногда - подарки, имели большее число жен. Полномочия лидеров ограничены необходимостью одобрения своих действий старшими мужчинами.
Основные функции лидеров - это организация межобщинных отношений, планирование передвижения группы, распределение людей по территории, устройство стоянок. Они разбирали внутриобщинные ссоры, разрешали споры и разногласия.
Функция религиозных лидеров номинально ограничивалась организацией обрядов, а также наблюдением за тем, чтобы в обычное время не нарушались сопряженные с обрядами предписания, чтобы виновные в таких нарушениях карались, чтобы сохранялись в неприкосновенности священные предметы, не посещались посторонними религиозные центры.
Возраст не был определяющим фактором при выборе лидеров, главную роль играли индивидуальные качества. Часто главы групп одновременно были колдунами, знахарями, хорошими ораторами и воинами. Основой авторитета была слава предков и талант, например, сочинять песни и танцевать.
Старые и больные лидеры решением старших мужчин отстранялись от дел и власть передавалась молодым. В том числе за нарушение общеобязательных норм, иногда приговаривали к смертной казни.
Таким образом, реальное положение лидера зависело от его личных качеств. Это относится также и к неформальным лидерам, для которых характерно стремление доминировать и подчинять окружающих, например, с помощью страха. Мифы и сказки свидетельствовали, что первобытные люди особенно боялись колдунов. Лидер должен был обладать незаурядными волевыми качествами, которые помогали ему занимать исключительно положение, даже в нарушение социальных норм.
Переход от присваивающего к производящему хозяйству привел к укрупнению первобытных общин, появлению деревень примитивных земледельцев и скотоводов и созданию иной структуры управления. Исследователи обращают внимание на появление общинных собраний (сходок воинов), старейшин, советов старейшин (глав патриархальных семей), вождей деревень.
Власть имела общественный (потестарный) характер. Данные политической антропологии, археологии, истории свидетельствуют о большей многовариантности социальных структур и управления древнейшего общества земледельцев. У одних общин были простейшие органы власти, у других использовалась более сложная система управления.
Несмотря на справедливое распределение ресурсов, земли и угодий, в земледельческой общине проявлялось имущественное и социальное неравенство. Удачливый патриарх, используя ресурсы семьи и правила реципрокного дарообмена, устраивал щедрое угощение с демонстративной раздачей подарков всем жителям деревни и оказывался в выигрыше. Он приобретал престиж, авторитет среди жителей деревни и становился старейшиной общины. Исследователи считают, что старейшин не выбирали, ими становились люди, отличавшиеся особыми качествами лидеров. Старейшина руководил административной, общественной, религиозной жизнью деревни, выполнял функции судьи.
Если население деревни увеличивалось, появлялся совет старейшин, состоявший из предводителей всех семей (родов). Особое внимание совет старейшин уделял справедливому распределению сельскохозяйственных угодий, организации военных походов, защите деревни. Советы могли посещать старики, кузнецы, «лучшие люди».
В структуру местного самоуправления обязательно входили религиозные лидеры. Если эту должность не совмещал старейшина, то это были жрецы, шаманы, знахари, гадатели, то есть посредники между людьми и богами. Они же были хранителями обычаев деревни.
В позднепервобытной деревне важным институтом управления стала должность вождя деревни. Сначала это военный предводитель, чья роль возрастала лишь в военное время. У жителей районов, постоянно вступавших в стычки с соседями из-за территории, ресурсов, должность военного предводителя стала главной. Вождь отличался силой, храбростью, сильной волей, имел дружину из молодых людей. В мирное время жители прекращали беспрекословно подчиняться вождю. Нередко были случаи ритуальных убийств вождей.
Собрание (сходка) взрослых жителей деревни (воинов) как орган управления существовало не во всех регионах. Если такой институт народовластия был, то созывалось собрание крайне редко и работа его жестко регламентировалась.
На сход могло собираться все население, но располагалось оно строго по рангам (кругам): первый круг состоял из уважаемых, мудрых старцев, старейшин, зажиточных жителей, второй – остальных домохозяев, в третьем стояли женщины, молодежь и дети. На собрании вождь или старейшина оглашали решения первого круга. «Нередко поднимался шум, в котором сначала ничего нельзя было разобрать: одни одобряли решение, другие выражали неудовольствие. Вожди не спрашивали по очереди мнение простых людей. Если беспорядок становился велик, какой-нибудь сильный и строгий вождь начинал расправляться палкой налево и направо. Вожди добивались лишь одобрения своих решений, причем любой ценой».
Иногда для отражения внезапного набега, тушения пожара и т.п. требовалась мобилизация мужского населения, минуя сходки и сбор совета старейшин. Сделать это было легче там, где следуя предписаниям экзогамии, молодые мужчины и девушки длительное время находились в мужских и женских домах. Постепенно мужские дома превращались в замкнутые корпоративные объединения, на базе которых возникли тотемические, военные тайные союзы. Мужские союзы постепенно стали замкнутыми органами управления, решения которых не всегда выносились на обсуждение общины. Мужчины создавали «фиктивный род» с военно-охранительной функцией. Членство в них – способ повышения своего статуса. Мужские союзы с обязательными совместными трапезами в складчину выступали как хранители тотемов, святынь, ритуальных масок и костюмов. Иногда такие союзы называются «братствами». Процесс разложения первобытно-общинных отношений, появление знати трансформировало открытые мужские союзы в военные тайные общества, органы «внешнеэкономического» принуждения основной массы соплеменников.
Подобный тип организации первобытных тайных обществ и союзов обнаруживается в более поздних тайных организациях античности, средневековья, нового и новейшего времени.
Подобные властные структуры существовали не во всех общинах (деревнях). Разветвленная властная организация встречается на более поздней стадии развития первобытного общества.
В первобытном обществе преобладала традиционная и харизматическая власть, основанная на убеждении в священном характере традиций, на вере в сверхъестественные способности лидеров.
Неолитическая революция привела к кардинальным изменениям в истории человечества в смысле открывшихся перед людьми новых возможностей.
Прежде всего, следует отметить, что коллективы бродячих охотников и собирателей осели в лесостепных районах богатых растительностью и пищей (Палестина, Загрос, Анатолия).
Осевшие группы вначале охотились за мелкими животными, собирали растения, в первую очередь, злаки. Затем они приручили животных и одомашнили некоторые растения, так возникли скотоводство и земледелие. Первым прирученным животным была собака. Таким образом, на рубеже палеолита и неолита произошел переход от присвающего хозяйства к производящему (неолитическая революция).
Оседлый быт с гарантированной пищей привел к быстрому развитию производства и культуры. Появились благоприятные возможности для производства разнообразного каменного инвентаря (неолитические орудия труда), керамической посуды для хранения и приготовления пищи. Изобрели прядение и ткачество, появилась одежда. В результате этого кардинально изменился образ жизни человека, увеличилась рождаемость и выживаемость детей, вследствие чего резко возросла плотность населения (демографический взрыв). Усилился процесс миграции и расселения избыточного населения в новые регионы пригодные для заселения – в плодородные речные долины Ближнего востока, затем в Северную Африку, европейское Средиземноморье, Иран, Индию, Китай. На этом этапе развития первобытного общества (VI-V в. до н.э.) образуются более крупные объединения людей на надобщинных и межобщинных связях.
В литературе для обозначения крупных объединений используют такие термины как протогосударство, предгосударство, племенной союз, племя, вождество, чифдом. В процессе эволюции такие образования превращались в государство.
Земледельческие общины постепенно разрастались, от них отделялись новые семейно-клановые группы. Иногда на территории большой родовой общины образовывалось несколько поселений. Постепенно внутренняя организация родовых общин становится более сложной. В общине складывались единые религиозные установки, приобретались новые производственные навыки, шло разделение труда на земледелие, скотоводство, ремесло. В условиях производящего хозяйства создавались излишки по сравнению с нормой, т.е. прибавочный продукт или жизнеобеспечивающий продукт (Ю.И. Семенов). В группах, которые жили в районах богатых дичью, появилось правило, в соответствии с которым, тот, кто принес добычу имел право сам распоряжаться ею. При этом нормы потребления, существовавшие в течение веков, сохранялись, но право распределения означало, что пища приносится как индивидуальный дар. В обществе сложилось мнение, что удачливый охотник заслуживает социальных привилегий.
Со временем прибавочный продукт стал поступать в сферу межобщинных связей, т.е. становился товаром. Товарное производство в свою очередь приводило к росту прибавочного продукта, к накоплению богатства. Таким образом, возникла объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными родовыми общинами, усилилось неравенство и в самих семейно-клановых группах.
В новых условиях постепенно закрепляются имущественные и социальные привилегии вождя, семейно-клановой группы приобретает не только престиж и авторитет, но и особый более высокий статус.
Принцип реципрокного обмена в этот период еще сохраняется. Привилегии предоставляемые лидеру (имущественные, а также право иметь несколько жен) рассматривались как эквивалент его труда, а также той ответственности, которую он на себя принимал. Функции общинного лидера, особенно главы большой общины, иногда поделенной на кварталы или состоящей из нескольких соседних деревень, становились более многообразными. К их числу относились регулярное перераспределение земельных участков между численно менявшимися группами и небольшими семьями, контроль за справедливым пользованием общинными ресурсами и угодьями, поддержание отношений с соседями, включая ритуальные акции и межобщинный обмен. Появилась и новая важнейшая функция – верховного редистрибутора, т.е. распорядителя как коллективного достояния общины, так и её избыточного продукта, который добывался или производилась не лично лидером, как это было на стадии рецикропного обмена, а всей группой.
За свою работу глава общины получал от глав семейных групп подарки, вначале необязательные и нерегулярные, но постепенно ставшие нормой и урегулированные обычаем. Эти подарки, а также участие всех в строительстве большого дома для вождя и его жен являлись эквивалентом за общественно-полезный труд от всего коллектива. Первоначально подарки в виде пищи, зерна хранились в амбарах и не вели к обогащению лидера, так как он больше раздавал, чем получал. Со временем они из спорадических становятся регулярными, их накапливается все больше и лидер общины превращается не просто в распорядителя, но и в «хозяина земли». Земельные наделы он раздает уже как бы от себя лично и за это имеет право на получение налога, которым распоряжается по своему усмотрению.
Это означало, что объективные потребности разраставшегося коллектива в управлении и централизованном регулировании в форме редистрибуции избыточного продукта вели к появлению должностных лиц, которые обладали престижем, авторитетом, привилегиями и обличенных властью, т.е. заметно отличавшиеся по своему реальному статусу от производителей (А.С. Васильев).
По мере развития экономики редистрибутивные (распределительные отношения) переходят на племенной уровень, что ведет к подрыву значимости и устойчивости общинной демократии. Формируются совершенно новые принципы управления обществом. Таким образом, параллельно с возникновением надобщинных структур усложняются и социально нормативные механизмы регуляции.
Усложнение и разнообразие управленческой деятельности (организация и контроль общественных работ, хранение и распределение ресурсов, усложнение хозяйственной жизни и т.д.) привело к выделению социального слоя, который имел необходимые навыки и умения руководства. При этом огромную роль в становлении ранних государств сыграли религиозные верования членов общин, либо протогосударства. Большую роль в становлении протогосударства, а затем и раннего государства сыграло жречество, которое разработало духовную и культурную основу ранних государств.
Процесс образования государственности был неоднозначным. Самые ранние государства возникали там, где существовали благоприятные условия для становления городской культуры на Ближнем Востоке (Египет и Шумер). Здесь возникли первые зоны урбанизма. Процесс образования таких зон проходил следующим образом: центральные поселения общин, где, как правило, жил правитель, жрецы становились более развитыми, здесь находились дворцы правителя и его родственников, храмовые комплексы, жилища обслуживающего персонала, различные склады, мастерские ремесленников и т.п. Эти городские поселения становились центрами урбанизма, как правило, такие поселения возникали рядом друг с другом (в Шумере), или вдоль берега (в долине Нила), их совокупность представляла собой первичную зону урбанизма. Центры соперничали или воевали друг с другом (в Шумере) или один правитель подчинял их себе (в Египте). В результате развития урбанизма происходило экономическое и политическое развитие протогосударства: использовались новые ресурсы, усовершенствовались орудия труда (особенно оружие). Городские центры оказывали влияние на менее развитые общины в которых еще только формировались надобщинные структуры. Такой процесс превращения общности в племя с определенной структурой и возглавляющим его вождем называется антропологами трибализацией (трибы – племя). Как отмечают исследователи, трибализация соседей шла быстрыми темпами, по законам цепной реакции. Сложившиеся племена соперничали, воевали между собой и с ближайшими урбанистическими центрами. Иногда, при благоприятных условиях, центры отдельных племен также становились урбанистическими зонами, но уже вторичными. Ярким примером этому являются древнешумерские города-государства с их роскошными дворцами, храмами, ремеслом, торговлей. Такие центры стали появляться повсюду.
Вторичные зоны урбанизма влияли на более отсталые семейно-правовые группы, стимулируя у них процесс урбанизации. Некоторые племена могли обрести новые формы существования, становились скотоводами, земледельцами, кочевниками, если племена оказывались в благоприятных условиях, то могли вновь из скотоводов превратиться в земледельцев, как это было с ариями в долине Ганга.
В результате перемещений шел сложный процесс взаимных влияний между урбанистическими центрами, которые в свою очередь взаимодействовали с трибализованными племенами и родовыми общинами. Трибализация происходила достаточно быстро и широко, распространилась в степи, острова, горные реки, бассейны далеких рек (например, Хуанхэ). При этом совершенствовалась и внутренняя структура протогосударств.
Каждое протогосударство имело свою внутреннюю иерархическую структуру, возникла группа администратов, жрецов, воинов, слуг, рабов, ремесленников, которые уже не занимались сельскохозяйственным трудом. Военная служба стала профессиональным занятием. Администраторы – это общинная выборная верхушка и помощники царя. Из чужаков (военнопленных) формировались слуги и рабы, из их же числа появлялись ремесленники. Главным слоем общества в любом протогосударстве всегда считались жрецы. Как правило, глава протогосударства был одновременно главным жрецом – первосвященником, власть была выборной.
Дальнейшее развитие общества привело к формированию более сложных и организованных политических структур. В современной литературе их называют протогосударство, вождество, чифдом (от англ. – главный дом).
Генезис надобщинных структур современные антропологи реконструируют на примере замкнутых обществ в Полинезии и в Африке. Как показывают исследования, механизм образования протогосударств состоит в следующем: в результате соперничества лидеров соседних общин самый сильный лидер одерживает победу и подчиняет себе остальных. Подчиненные общины либо племена превращаются в региональные подразделения протогосударства, а побежденные лидеры повинуются победителю.
Современная наука исходит из того, что для возникновения протогосударств (простых или сложных) требуется ряд факторов.
Первый из них – оптимальная экологическая среда (долины рек, теплый климат, плодородные почвы, которые регулярно удобряются разливами рек). Например, разливы крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы оказывали одинаковое воздействие на хозяйственную жизнь населения. Следовательно, это подталкивало население к стиранию общинных границ и более тесной интеграции.
Второй необходимый фактор – определенный уровень производства, необходимый для возрастания избыточного продукта. В результате этого возможен был регулярный обмен с соседями, кооперация и координация труда.
Фактор третий – достижение обществом необходимого демократического оптиума, определенной плотности населения; достижение этого уровня дает мощный толчок к резкому усилению процессов политогенеза. В условиях плотно заселенного окружающего пространства создается импульс, который резко ускоряет социально-политическую интеграцию. Именно в центре зоны расселения, где плотность самая большая, возникает соперничество лидеров живущих по соседству.
В результате данных процессов наиболее удачливый лидер одной из общин объединял под собой власть соседние общины и, таким образом, возникало протогосударство.
В научной литературе были выдвинуты теории, авторы которых (Ф. Оппенгеймер) считали, что большую роль в возникновении надобщинных структур играют войны, однако эти теории не объясняли как и за счет чего возникали мощные организационные структуры, без которых нет больших армий и войн.
Современные исследователи считают, что войны и завоевания являются не причиной, а следствием возникновения надобщинных протогосударственных объеденений. Тем не менее, военное насилие играло определенную роль в процессе генезиса протогосударств.
Небольшие отряды воинов принимали участие в интеграции общин, но они играли вспомогательную роль. В основном лидеры соперничали более или менее мирными средствами. Истоками соперничества являлись жажда престижа, авторитета. Слабые соперники подчинялись более сильному, щедрому и таким образом возникала благоприятная обстановка для возникновения надобщинной политической структуры (протогосударство, чифдом, предгосударство, племя).
Протогосударство – это группа общинных поселений административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения (Васильев А.С.)
С этого времени меняются направления деятельности вождя, возглавляющего протогосударство.