Международные отношения во второй половине XX в.

Военно-политические блоки.Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к создании» сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗКХ (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 ^. сформирован блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зе­ландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.

В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Основные обязательства участников блоков заключались во вза имной помощи друг другу в случае нападения на одно из госу дарств-союзников. Главное военное противостояние развернулоес, между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри блоком выражалась прежде всего в военно-техническом сотрудничестме, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии проти­востояния блоков. Особенно значительные силы сторон были со­средоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного оружия.

«Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко торая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.

Периоды «холодной войны» и международные кризисы.В «хо лодной войне» выделяют два периода. Период 1946— 1963 гг. ха рактерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского крп зиса в начале 60-х гг. XX в. Это период создания военно-полити­ческих блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух соци­ально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946—1954), подавление СССР вос­стания в Венгрии в 1956 г., Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис 1962 г.

Берлинский и Карибский кризисы.Появление у Советского Со­юза на рубеже 60-х гг. XX в. межконтинентальных ракет способ­ствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддержи­вал национально-освободительные движения разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно нара­щивать вооруженные силы, расширять всюду сеть своих военных баз, в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух бло­ков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. ставило мир на грань ядерной войны.

Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный го-рЪд. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была воз­ведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность прави­тельству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало воз­мущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в бое­вую готовность.

Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядер­ного удара, каким был Советский Союз после размещения аме­риканских ракет в Турции. Получение подтверждения размеще­ния советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противосто­яние достигло своего пика 27 — 28 октября 1962 г. Мир был на гра­ни войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

Берлинский и Карибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписа­но исключительно важное соглашение: США, СССР и Велико­британия прекратили все ядерные испытания, кроме подземных. Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он характе­рен переносом центра тяжести международных конфликтов в рай­оны «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновре­менно отношения США и СССР трансформировались от конф­ронтации к разрядке международной напряженности, к перего­ворам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обыч­ных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

Война во Вьетнаме.После войны (1946—1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои вой-

Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru ска. Решающее событие войны произошло под местечком ДьенСн. енфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставил л капитулировать главные силы французского экспедиционном» корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе 4 коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вье I нам), а на юге — проамериканские силы.

США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнам;!, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти занами. США применяли тактику «выжженной земли», осущести ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со противления ширилось. Американцы и их местные подручные не ели все большие потери. Американские войска действовали стол! же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны ВО всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. америкап ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство — Социалисты ческая Республика Вьетнам.

Война в Афганистане.В апреле 1978 г. в Афганистане произопнм революция. Новое руководство страны заключило договор с ('< > ветским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Граж данская война между сторонниками и противниками нового ре жима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СС( Г принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контип гента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР дей ствовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втяну тыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно ск;| залось на престиже СССР на мировой арене.

Ближневосточный конфликт.Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу дарством Израиль и его арабскими соседями.

Международные еврейские (сионистские) организации вы»» рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на террп тории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Исру салим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача лась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войп I

Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более по­ловины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек. С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евре­ев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их разме­щения продолжалось наступление на арабские территории. Наи­более экстремистские группировки мечтали о создании «Велико­го Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов. - В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национа­лизация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Фран­ции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получи­ла название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно пе­решла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готови­лись к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекра­щены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) во главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государ­ства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продви­гались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Из­раиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, запад­ный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан-ские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полу­острова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на терри­торию Ливана.

Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского по­луострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» — восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства

Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренное! I. между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территории Разрядка.С середины 50-х гг. XX в. СССР выступал с инициал I вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до говор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важ нейшие шаги по смягчению международной обстановки были еде ланы в 70-е гг. XX в. И в США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной, что в енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отнош ний между СССР и Западом получило название «разрядка межд народной напряженности» или «разрядка».

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от ношений СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договор между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об 01 раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Догово об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974 СССР и США договорились о подготовке нового соглашения о ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который бы подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран,. США и Кана ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в которо были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при менения.

В конце 70-х гг. XX в. снизилась напряженность в Азии. Прекр;| тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света | начале 80-х гг. XX в. вновь привели к усилению гонки вооружении и росту напряженности.

Международные отношения в конце XX —начале XXI в.Пере стройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы вать все более существенное влияние на развитие международш. 1\ отношений. Обострение напряженности в отношениях между Во стоком и Западом на рубеже 70 —80-х гг. XX в. сменилось их нор мализацией. В середине 80-х гг. XX в. глава Советского Сою II М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления и международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемоп является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. IV шающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне

между М.С.Горбачевым и президентами США Р.Рейганом, а за­тем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних дого­воров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в 1991 г.

Благоприятно сказалось на нормализации международных от­ношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.

После распада СССР Россия продолжила политику поддержа­ния нормальных отношений с США и другими ведущими западны­ми государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальней­шему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массо­вого поражения. Однако к концу 90-х гг. XX в. осталась только одна сверхдержава — США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

Серьезные перемены произошли на рубеже 80 —90-х гг. XX в. в Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного герман­ского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.

В начале 90-х гг. XX в. изменилась политическая карта Европы. Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Юго­славия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые эт­нические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы ста­новления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии и Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказа­ли этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на ус­ловиях противника.

Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Еще один очаг напряженности продолжал существовать в конце XX— начале XXI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупн рованных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Результатом террора палестинцев и действий израшп. ской армии является гибель множества мирных жителей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской пробле­мы остаются безрезультатными.

Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак. В 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государе I по Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива. В 1991 г. иракские войска были изгнаны из Кувейта. В 2003 г. США и Великобритания под предло гом борьбы с терроризмом без решения ООН захватили Ирак и свергли его правительство. Однако в стране развернулась борь(>.1 против оккупантов.

Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном В Африке периодически вспыхивают локальною войны между не­которыми странами, нередки гражданские войны, сопровождаю щиеся массовым истреблением населения.

С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские вой ска вторглись в Афганистан, свергнув там при помощи местных сил режим талибов. США угрожают также применить военную сип против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все ЭТО стало возможным из-за складывания монополярного мира, где гос­подствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН. Однако со вершенно очевидно, что даже такое могущественное государе I но не сможет решить глобальные мировые проблемы. К тому же по добным положением недовольны другие постоянно растущие цеп I ры силы — Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Рос­сия, выступают за создание многополярного мира.

- § 107. Современная Россия

«Шоковая терапия».К 1992 г. в России, ставшей самостоятель ным государством после распада СССР, необходимость переход.I к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усу губляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые приллн ки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженное п. нарастала.

Руководство России во главе с Б.Н.Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическ \ к < стабилизацию — достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую

терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом пра­вительстве.

Идеологи реформ полагали, что сам рынок^без помощи госу­дарства создаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономиче­скую жизнь. Однако серьезным специалистам в области экономи­ки было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать. Факторами, осложнявшими ре­формы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.

Уверенность команде реформаторов придавала и позиция За­пада. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов — Международно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

Программа стабилизации экономики состояла во введении сво­бодной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался без­удержный рост инфляции.

Приватизация и ее особенности в России.Важным направлени­ем в структурной политике правительства стала приватизация (раз­государствление) промышленности, розничной торговли и сфе­ры обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промыш­ленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в привати­зации политические цели доминировали над экономической це­лесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в об-

Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru новлении производства. Таким образом, приватизация не привлекли необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддерж­ки. Символом равных возможностей в создании своего• бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизациейный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Но в условиях обнищания и эко­номической безграмотности многие граждане либо продавали ва учеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдавай шие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий до­ход. Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли на циональное богатство.

Результаты приватизации.Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропро изводители утратили контроль над 50% национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Вместо задуманной социальной модернизации общества, в ре зультате которой было бы снято отчуждение личности от собствен ности, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лини. 5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппара та, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны и представители «теневой» экономики и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России приве­ло к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику и социальную устойчивость в стране. Однако правительству удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997— 1998 гг. спал производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось ожив ление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, выз­вавший многократное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про мышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся в этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Поэтому в 1999 — 2004 гг. наблю дался подъем в промышленности и сельском хозяйстве. Однако

рост экономики остается неустойчивым и весьма противоречивым, во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991^-1993 гг.Эконо­мическая политика не могла не привести к росту социальной на­пряженности в обществе и обострению политической борьбы. Вес­ной 1992 г. соотношение политических сил решительно меняется. Трудности реформирования страны приводят к лишению прави­тельства «кредита доверия». Авторитет оппозиционных сил растет. Непримиримую позицию к оппозиционным силам занял пре­зидент Ельцин. Призрак гражданской войны стал витать над Рос­сией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность съез­да народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вы­шел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противо­речащий Конституции.

В Москве оппозицией были организованы демонстрации. По­скольку телевидение тенденциозно освещало события, силами оппозиции 3 октября была предпринята попытка овладеть Остан­кинским телецентром. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокиро­ван. 4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Со­вета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие

ранены.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж систе­мы советской власти сверху донизу. Был подготовлен проект но­вой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, которая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., Россия становилась президент-ско-парламентской республикой. Президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициати­вы, распускать органы законодательной власти в оговоренных слу­чаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Зако­нодательным органом власти выступал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состоит из Совета Федерации, пред­ставленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994—2004 гг.В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. Блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром выдвигал либеральную программу. Поскольку в России основным носителем либерального сознания был не устойчивый слой собственников, а интеллигенция, это

Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru определило некоторые своеобразные черты российского либера­лизма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличе­ние значения свободы в сфере потребления. В своей избиратель­ной кампании блок «Выбор России» опирался на поддержку ад­министративных структур, банков. Блок имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парла­мент.

В ходе предвыборной кампании осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский —Болдырев—Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку блок получал в 1993, 1995, 1999 гг. около 7—10 % голосов, а 2003 г. не смог преодолеть 5%-ного барьера. Лидеры «Яблока» подчерки­вали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только ком­мунистическую альтернативу, но и демократическую.

Активную политическую деятельность на выборах 1993 г. раз вернула ЛДПР (Либерально-демократическая партия России, ЛИ дер В.В.Жириновский), которая заявила о своем антизападни ческом либерализме «простых людей». Жириновский снискал ссб поддержку среди разнородных слоев. Опираясь на искусную дема гогию и популизм, партия В.В.Жириновского в 1993 г. заняла 7 мест в парламенте. На последующих выборах представительстм ЛДПР сократилось.

Значительную поддержку на выборах в 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. получила Коммунистическая партия РФ (КПРФ) под ру­ководством Г.А.Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной эконо мики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Постепенно поддержка КПРФ населением снижалась.

Выборы 1995 г. показывали растущую роль в политической жизни страны оппозиции. Напряженной была президентская предвыбор ная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй — 3 июля 1996 г. Во вто ром туре борьба развернулась между Б.Н.Ельциным и Г.А.Зюы новым. По итогам второго тура победу одержал Б. Н. Ельцин.

Для периода 1995—1999 гг. была характерна частая смена пра вительств, которым приходилось решать сложные экономические и социальные проблемы. Вопросы финансовой стабилизации вла сти решали во многом путем массовых задержек зарплаты труди щимся. В результате в 1997— 1998 гг. большого размаха достш но забастовочное движение.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных респуи лик. Во многих республиках усиление сепаратизма сопровождл лось ростом притеснения русских, составляющих часто болыпип ство населения. Особенно опасное положение сложилось на Се верном Кавказе. Чеченская Республика превратилась в источи и г

преступности во всей России. Попытка восстановить конституци­онную законность и правопорядок привела к войне в Чечне в 1995 — 1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей. Чечня факти­чески стала независимым бандитским государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. Примакова, за ко­торого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому пра­вительству удалось укрепить экономическое положение, добиться роста промышленности, спада социальной напряженности, пре­кращения массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ельцина в мае 1999 г. привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Даге­стан. Вновь развернулись боевые действия на Северном Кавказе. Они были довольно успешными для российской армии, которая во многом учла опыт первой чеченской кампании. При поддержке местного населения боевики были выбиты из Дагестана. Осенью 1999 г. произошли чудовищные террористические акты — взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с дей­ствиями чеченских террористов. Осенью началась антитеррори­стическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепара­тистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех и решительность боевых действий привели к росту попу­лярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись очередные парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной под­держке Путина. Вместе с другими проправительственными сила­ми «Единство» составило большинство в Думе. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Ис­полняющим обязанности президента стал Путин. На президент­ских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал Президентом России.

На рубеже XXI в.Итоги выборов 1999 — 2000 гг. во многом из­менили ситуацию в России. В Думе сложилось пропрезидентское большинство, позволившее принять ряд важных законов.

Правительство продолжило проведение реформ. Было призна­но, что залогом их успеха является наличие сильной государствен­ной власти. Президент В.В.Путин предпринял ряд шагов в этом направлении. Было создано семь федеральных округов, в которые назначены полномочные представители президента. Законодатель­ство республик, краев, областей приводится в соответствие с фе­деральными законами. Установлен новый порядок формирования

Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru Международные отношения во второй половине XX в. - student2.ru первой палаты Федерального собрания — Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Приняп закон о партиях, призванный повысить их роль и ответственность в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество В них соединены символы дореволюционной, советской и совре­менной России. Население поддерживало политику Путина. 11а парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». В марте 2004 г. Путин был второй рач избран Президентом Российской Федерации.

Осуществляются налоговая, судебная, пенсионная, военная I другие реформы. Решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. С 2004 г. началась административная реформа, изменившая структуру министерств и других высших органов вла сти России. Продолжилось проведение политической реформы. 11<> предложению В.В.Путина были отменены прямые выборы губср наторов населением. Их кандидатуры стали вноситься президен­том и утверждаться законодательным собранием регионов. Выбо ры в Государственную думу стали проводиться исключительно ПО партийным спискам. Для обеспечения взаимодействия граждан с органами власти, защиты прав и свобод, с целью контроля 31 деятельностью органов власти была сформирована Общественная палата Российской Федерации.

В начале XXI в. продолжался рост российской экономики, хотя и сохранялась сильная зависимость этого роста от высоких миро вых цен на нефть и газ. Успехи в экономике сделали возможным принятие в 2005—2006 гг. по инициативе президента националы!ы\ проектов, направленных на совершенствование здравоохранения образования, развитие сельского хозяйства, обеспечения населе­ния жильем. Остро был поставлен вопрос о преодолении демогра фического кризиса, охватившего Россию с начала 90-х гг. XX в Приняты меры по стимулированию роста рождаемости, защип-матери и ребенка. В целом укрепление властной вертикали усили вало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

Реальной угрозой для России, как и для многих других стран. остается терроризм. Для России эта угроза во многом связана | напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы сви детельствуют захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве, чудовищный террористическим акт в североосетинском городе Беслане в сентябре 2004 г. Наряд) с военными мероприятиями в Чечне предпринимаются меры п«. налаживанию там мирной жизни, созданию органов управления На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию устанавливающую основы государственности республики и за» репляющую ее нахождение в составе России. Прошли выборы прС зидента Чечни, а затем и парламентские выборы.

Совместное противостояние международному терроризму спо­собствовало развитию отношений России с США, НАТО. Однако действия США, нацеленные на усиление своей гегемонии в мире, подрыв роли ООН и международного права, вызвали возражение российского руководства. На этой основе укреплялись связи Рос­сии с Францией и Германией. Российская дипломатия действует на всех направлениях. В 2001 г. подписан российско-китайский до­говор о дружбе и сотрудничестве. Все большую роль в междуна­родных отношениях играет Шанхайская организация сотрудниче­ства (ШОС), возникшая в 2002 г. на базе так называемой «шан­хайской пятерки» в составе России, Китая, Казахстана, Кирги­зии и Таджикистана, созданной еще в 1996 г. О намерении всту­пить в ШОС заявили Индия, Пакистан, Иран. В начале XXI в. Рос­сия стремилась восстановить взаимовыгодные отношения с дав­ними партнерами — Индией, Северной Кореей, Кубой, Вьетна­мом. Российская дипломатия защищала национальные интересы страны в ходе кризиса, вызванного попытками США и их союз­ников «наказать» Иран за развитие его ядерной программы.

Укреплялось разностороннее сотрудничество России со мно­гими странами СНГ, продолжалось создание союзного государ­ства России и Белоруссии. Однако события, связанные с прихо­дом к власти в ряде стран СНГ (Грузия, Украина) проамерикан­ских сил, потр

Наши рекомендации