Международные отношения во второй половине XX в.
Военно-политические блоки.Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к создании» сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗКХ (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 ^. сформирован блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.
В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.
Основные обязательства участников блоков заключались во вза имной помощи друг другу в случае нападения на одно из госу дарств-союзников. Главное военное противостояние развернулоес, между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри блоком выражалась прежде всего в военно-техническом сотрудничестме, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии противостояния блоков. Особенно значительные силы сторон были сосредоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного оружия.
«Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко торая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.
Периоды «холодной войны» и международные кризисы.В «хо лодной войне» выделяют два периода. Период 1946— 1963 гг. ха рактерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского крп зиса в начале 60-х гг. XX в. Это период создания военно-политических блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух социально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946—1954), подавление СССР восстания в Венгрии в 1956 г., Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис 1962 г.
Берлинский и Карибский кризисы.Появление у Советского Союза на рубеже 60-х гг. XX в. межконтинентальных ракет способствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддерживал национально-освободительные движения разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно наращивать вооруженные силы, расширять всюду сеть своих военных баз, в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух блоков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. ставило мир на грань ядерной войны.
Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный го-рЪд. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была возведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность правительству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало возмущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в боевую готовность.
Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядерного удара, каким был Советский Союз после размещения американских ракет в Турции. Получение подтверждения размещения советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противостояние достигло своего пика 27 — 28 октября 1962 г. Мир был на грани войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.
Берлинский и Карибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписано исключительно важное соглашение: США, СССР и Великобритания прекратили все ядерные испытания, кроме подземных. Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он характерен переносом центра тяжести международных конфликтов в районы «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновременно отношения США и СССР трансформировались от конфронтации к разрядке международной напряженности, к переговорам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обычных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.
Война во Вьетнаме.После войны (1946—1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои вой-
ска. Решающее событие войны произошло под местечком ДьенСн. енфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставил л капитулировать главные силы французского экспедиционном» корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе 4 коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вье I нам), а на юге — проамериканские силы.
США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его режим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнам;!, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти занами. США применяли тактику «выжженной земли», осущести ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со противления ширилось. Американцы и их местные подручные не ели все большие потери. Американские войска действовали стол! же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны ВО всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. америкап ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство — Социалисты ческая Республика Вьетнам.
Война в Афганистане.В апреле 1978 г. в Афганистане произопнм революция. Новое руководство страны заключило договор с ('< > ветским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Граж данская война между сторонниками и противниками нового ре жима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СС( Г принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контип гента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР дей ствовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втяну тыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно ск;| залось на престиже СССР на мировой арене.
Ближневосточный конфликт.Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу дарством Израиль и его арабскими соседями.
Международные еврейские (сионистские) организации вы»» рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на террп тории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Исру салим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача лась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войп I
Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более половины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек. С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евреев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их размещения продолжалось наступление на арабские территории. Наиболее экстремистские группировки мечтали о создании «Великого Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов. - В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национализация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Франции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получила название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно перешла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готовились к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекращены, а войска интервентов покинули Египет.
5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против арабских государств в ответ на деятельность Организации освобождения Палестины (ООП) во главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продвигались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздавались протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Израиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, западный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан-ские высоты на сирийской территории.
В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полуострова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на территорию Ливана.
Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского полуострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» — восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства
Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренное! I. между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территории Разрядка.С середины 50-х гг. XX в. СССР выступал с инициал I вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до говор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важ нейшие шаги по смягчению международной обстановки были еде ланы в 70-е гг. XX в. И в США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной, что в енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отнош ний между СССР и Западом получило название «разрядка межд народной напряженности» или «разрядка».
Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от ношений СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договор между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об 01 раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Догово об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974 СССР и США договорились о подготовке нового соглашения о ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который бы подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокращение баллистических ракет.
В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран,. США и Кана ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в которо были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при менения.
В конце 70-х гг. XX в. снизилась напряженность в Азии. Прекр;| тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света | начале 80-х гг. XX в. вновь привели к усилению гонки вооружении и росту напряженности.
Международные отношения в конце XX —начале XXI в.Пере стройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы вать все более существенное влияние на развитие международш. 1\ отношений. Обострение напряженности в отношениях между Во стоком и Западом на рубеже 70 —80-х гг. XX в. сменилось их нор мализацией. В середине 80-х гг. XX в. глава Советского Сою II М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления и международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемоп является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. IV шающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне
между М.С.Горбачевым и президентами США Р.Рейганом, а затем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в 1991 г.
Благоприятно сказалось на нормализации международных отношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.
После распада СССР Россия продолжила политику поддержания нормальных отношений с США и другими ведущими западными государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальнейшему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массового поражения. Однако к концу 90-х гг. XX в. осталась только одна сверхдержава — США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.
Серьезные перемены произошли на рубеже 80 —90-х гг. XX в. в Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.
В начале 90-х гг. XX в. изменилась политическая карта Европы. Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Югославия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.
В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые этнические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы становления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии и Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказали этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на условиях противника.
Еще один очаг напряженности продолжал существовать в конце XX— начале XXI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупн рованных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Результатом террора палестинцев и действий израшп. ской армии является гибель множества мирных жителей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской проблемы остаются безрезультатными.
Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак. В 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государе I по Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива. В 1991 г. иракские войска были изгнаны из Кувейта. В 2003 г. США и Великобритания под предло гом борьбы с терроризмом без решения ООН захватили Ирак и свергли его правительство. Однако в стране развернулась борь(>.1 против оккупантов.
Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном В Африке периодически вспыхивают локальною войны между некоторыми странами, нередки гражданские войны, сопровождаю щиеся массовым истреблением населения.
С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские вой ска вторглись в Афганистан, свергнув там при помощи местных сил режим талибов. США угрожают также применить военную сип против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все ЭТО стало возможным из-за складывания монополярного мира, где господствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН. Однако со вершенно очевидно, что даже такое могущественное государе I но не сможет решить глобальные мировые проблемы. К тому же по добным положением недовольны другие постоянно растущие цеп I ры силы — Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Россия, выступают за создание многополярного мира.
- § 107. Современная Россия
«Шоковая терапия».К 1992 г. в России, ставшей самостоятель ным государством после распада СССР, необходимость переход.I к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усу губляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые приллн ки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженное п. нарастала.
Руководство России во главе с Б.Н.Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическ \ к < стабилизацию — достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую
терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом правительстве.
Идеологи реформ полагали, что сам рынок^без помощи государства создаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономическую жизнь. Однако серьезным специалистам в области экономики было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать. Факторами, осложнявшими реформы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.
Уверенность команде реформаторов придавала и позиция Запада. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от международных финансовых институтов — Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.
Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался безудержный рост инфляции.
Приватизация и ее особенности в России.Важным направлением в структурной политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в об-
новлении производства. Таким образом, приватизация не привлекли необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.
Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего• бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизациейный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Но в условиях обнищания и экономической безграмотности многие граждане либо продавали ва учеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдавай шие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий доход. Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли на циональное богатство.
Результаты приватизации.Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропро изводители утратили контроль над 50% национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.
Вместо задуманной социальной модернизации общества, в ре зультате которой было бы снято отчуждение личности от собствен ности, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лини. 5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппара та, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представители «теневой» экономики и криминала.
Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн человек каждый год.
К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддерживать экономику и социальную устойчивость в стране. Однако правительству удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997— 1998 гг. спал производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось ожив ление.
Однако 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, вызвавший многократное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про мышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стали установившиеся в этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Поэтому в 1999 — 2004 гг. наблю дался подъем в промышленности и сельском хозяйстве. Однако
рост экономики остается неустойчивым и весьма противоречивым, во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.
Общественно-политическое развитие в 1991^-1993 гг.Экономическая политика не могла не привести к росту социальной напряженности в обществе и обострению политической борьбы. Весной 1992 г. соотношение политических сил решительно меняется. Трудности реформирования страны приводят к лишению правительства «кредита доверия». Авторитет оппозиционных сил растет. Непримиримую позицию к оппозиционным силам занял президент Ельцин. Призрак гражданской войны стал витать над Россией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вышел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции.
В Москве оппозицией были организованы демонстрации. Поскольку телевидение тенденциозно освещало события, силами оппозиции 3 октября была предпринята попытка овладеть Останкинским телецентром. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован. 4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Совета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие
ранены.
Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти сверху донизу. Был подготовлен проект новой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, которая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., Россия становилась президент-ско-парламентской республикой. Президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состоит из Совета Федерации, представленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.
Общественно-политическое развитие в 1994—2004 гг.В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. Блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром выдвигал либеральную программу. Поскольку в России основным носителем либерального сознания был не устойчивый слой собственников, а интеллигенция, это
определило некоторые своеобразные черты российского либерализма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличение значения свободы в сфере потребления. В своей избирательной кампании блок «Выбор России» опирался на поддержку административных структур, банков. Блок имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парламент.
В ходе предвыборной кампании осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский —Болдырев—Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку блок получал в 1993, 1995, 1999 гг. около 7—10 % голосов, а 2003 г. не смог преодолеть 5%-ного барьера. Лидеры «Яблока» подчеркивали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только коммунистическую альтернативу, но и демократическую.
Активную политическую деятельность на выборах 1993 г. раз вернула ЛДПР (Либерально-демократическая партия России, ЛИ дер В.В.Жириновский), которая заявила о своем антизападни ческом либерализме «простых людей». Жириновский снискал ссб поддержку среди разнородных слоев. Опираясь на искусную дема гогию и популизм, партия В.В.Жириновского в 1993 г. заняла 7 мест в парламенте. На последующих выборах представительстм ЛДПР сократилось.
Значительную поддержку на выборах в 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. получила Коммунистическая партия РФ (КПРФ) под руководством Г.А.Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной эконо мики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Постепенно поддержка КПРФ населением снижалась.
Выборы 1995 г. показывали растущую роль в политической жизни страны оппозиции. Напряженной была президентская предвыбор ная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй — 3 июля 1996 г. Во вто ром туре борьба развернулась между Б.Н.Ельциным и Г.А.Зюы новым. По итогам второго тура победу одержал Б. Н. Ельцин.
Для периода 1995—1999 гг. была характерна частая смена пра вительств, которым приходилось решать сложные экономические и социальные проблемы. Вопросы финансовой стабилизации вла сти решали во многом путем массовых задержек зарплаты труди щимся. В результате в 1997— 1998 гг. большого размаха достш но забастовочное движение.
Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных респуи лик. Во многих республиках усиление сепаратизма сопровождл лось ростом притеснения русских, составляющих часто болыпип ство населения. Особенно опасное положение сложилось на Се верном Кавказе. Чеченская Республика превратилась в источи и г
преступности во всей России. Попытка восстановить конституционную законность и правопорядок привела к войне в Чечне в 1995 — 1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей. Чечня фактически стала независимым бандитским государством.
После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. Примакова, за которого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому правительству удалось укрепить экономическое положение, добиться роста промышленности, спада социальной напряженности, прекращения массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ельцина в мае 1999 г. привела к отставке правительства Примакова.
Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Вновь развернулись боевые действия на Северном Кавказе. Они были довольно успешными для российской армии, которая во многом учла опыт первой чеченской кампании. При поддержке местного населения боевики были выбиты из Дагестана. Осенью 1999 г. произошли чудовищные террористические акты — взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с действиями чеченских террористов. Осенью началась антитеррористическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепаратистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех и решительность боевых действий привели к росту популярности Путина.
В декабре 1999 г. состоялись очередные парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной поддержке Путина. Вместе с другими проправительственными силами «Единство» составило большинство в Думе. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Исполняющим обязанности президента стал Путин. На президентских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал Президентом России.
На рубеже XXI в.Итоги выборов 1999 — 2000 гг. во многом изменили ситуацию в России. В Думе сложилось пропрезидентское большинство, позволившее принять ряд важных законов.
Правительство продолжило проведение реформ. Было признано, что залогом их успеха является наличие сильной государственной власти. Президент В.В.Путин предпринял ряд шагов в этом направлении. Было создано семь федеральных округов, в которые назначены полномочные представители президента. Законодательство республик, краев, областей приводится в соответствие с федеральными законами. Установлен новый порядок формирования
первой палаты Федерального собрания — Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Приняп закон о партиях, призванный повысить их роль и ответственность в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество В них соединены символы дореволюционной, советской и современной России. Население поддерживало политику Путина. 11а парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». В марте 2004 г. Путин был второй рач избран Президентом Российской Федерации.
Осуществляются налоговая, судебная, пенсионная, военная I другие реформы. Решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. С 2004 г. началась административная реформа, изменившая структуру министерств и других высших органов вла сти России. Продолжилось проведение политической реформы. 11<> предложению В.В.Путина были отменены прямые выборы губср наторов населением. Их кандидатуры стали вноситься президентом и утверждаться законодательным собранием регионов. Выбо ры в Государственную думу стали проводиться исключительно ПО партийным спискам. Для обеспечения взаимодействия граждан с органами власти, защиты прав и свобод, с целью контроля 31 деятельностью органов власти была сформирована Общественная палата Российской Федерации.
В начале XXI в. продолжался рост российской экономики, хотя и сохранялась сильная зависимость этого роста от высоких миро вых цен на нефть и газ. Успехи в экономике сделали возможным принятие в 2005—2006 гг. по инициативе президента националы!ы\ проектов, направленных на совершенствование здравоохранения образования, развитие сельского хозяйства, обеспечения населения жильем. Остро был поставлен вопрос о преодолении демогра фического кризиса, охватившего Россию с начала 90-х гг. XX в Приняты меры по стимулированию роста рождаемости, защип-матери и ребенка. В целом укрепление властной вертикали усили вало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.
Реальной угрозой для России, как и для многих других стран. остается терроризм. Для России эта угроза во многом связана | напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы сви детельствуют захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве, чудовищный террористическим акт в североосетинском городе Беслане в сентябре 2004 г. Наряд) с военными мероприятиями в Чечне предпринимаются меры п«. налаживанию там мирной жизни, созданию органов управления На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию устанавливающую основы государственности республики и за» репляющую ее нахождение в составе России. Прошли выборы прС зидента Чечни, а затем и парламентские выборы.
Совместное противостояние международному терроризму способствовало развитию отношений России с США, НАТО. Однако действия США, нацеленные на усиление своей гегемонии в мире, подрыв роли ООН и международного права, вызвали возражение российского руководства. На этой основе укреплялись связи России с Францией и Германией. Российская дипломатия действует на всех направлениях. В 2001 г. подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Все большую роль в международных отношениях играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникшая в 2002 г. на базе так называемой «шанхайской пятерки» в составе России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, созданной еще в 1996 г. О намерении вступить в ШОС заявили Индия, Пакистан, Иран. В начале XXI в. Россия стремилась восстановить взаимовыгодные отношения с давними партнерами — Индией, Северной Кореей, Кубой, Вьетнамом. Российская дипломатия защищала национальные интересы страны в ходе кризиса, вызванного попытками США и их союзников «наказать» Иран за развитие его ядерной программы.
Укреплялось разностороннее сотрудничество России со многими странами СНГ, продолжалось создание союзного государства России и Белоруссии. Однако события, связанные с приходом к власти в ряде стран СНГ (Грузия, Украина) проамериканских сил, потр