Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в.

Культура эпохи революции.Важнейшим Направлением поли I и ки большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие < I зования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в Г создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотное!и, Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, переетрм ивалась школа. В школах проводилось немало эксперименте" внедрению новых форм обучения, однако большинство из имиоказались неудачными.

Революционные события внесли раскол в ряды деятелей I туры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продол творить в России. Часть из них делали это из патриотических сооМ ражений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е 11 XX в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, ж и игаписи, театре, архитектуре. Поэт В.В.Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, Л. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С. М никое искали новые начала в искусстве.

Одновременно продолжало развиваться традиционное напрли ление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станислав' и В.И.Немирович-Данченко, поэт С.А.Есенин. Большой попу: ностью пользовались реалистические произведения о Гражданский войне Д.Л.Фурманова, Л.С.Серафимовича, И.Э.Бабеля, М.Л. гакова, Л.Л. Фадеева. В 1928 г. вышла первая часть гениальной пей М.Л. Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба м< сторонниками «нового искусства» и приверженцами традициом ных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой I стей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культур 1-1

Для первых лет советской власти характерно многообразие кулI турного развития, но при этом проявлялись попытки удупв «классово чуждых» направлений.

Культура в 30-е гг. XX в.Развитие культуры, просвещение н I рода считались одними из главных приоритетов Советского те у

дарства. Осуществление культурной революции предполагало все-оОщую грамотность населения, так как еще в 1927 г. больше поло­нимы сельского населения было неграмотным. По всей стране были развернуты пункты ликбеза, к преподаванию в них привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

Огромное значение для духовного обогащения имело приоб­щение народа к сокровищам отечественной и мировой культуры. Ьыло увеличено число изданий А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Л.В.Кольцова, Н.В.Гоголя, других выдающихся русских и зару-ьежных писателей и поэтов.

Усилился контроль со стороны органов государственной влас-ш за развитием культуры. Отдельными ее отраслями теперь руко-иодили специальные комитеты. При обсуждении сроков пятилет­нею плана в повестку дня также включались дискуссии по темпам развития культуры. Большое значение придавалось утверждению марксизма в сознании людей. Среди деятелей культуры начали искать «классовых врагов», которые подвергались репрессиям. Бо­ролись с «религиозными предрассудками». Активную работу вел Союз воинствующих безбожников, атеистическая пропаганда шла через печать, лекции, радио.

Одной из важнейших задач культурной революции было созда-ипе новой интеллигенции, преданной идеям социализма. Реше­ние этой задачи требовало создания системы среднего и высшего образования и привлечения на сторону советской власти старых ( исциалистов.

Огромное значение имела деятельность Л. М. Горького, который пел интенсивную работу с писателями. Особое внимание было поращено на подготовку технической интеллигенции, специали-СI ов в области народного хозяйства. Увеличилось число вузов, ака­демий, готовящих специалистов самого широкого профиля.

В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории и школах. В Московском и Ленинградском университетах восста­навливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интер­претировался с классовых позиций.

Промышленности требовались квалифицированные кадры. Для улучшения их подготовки были созданы технические кружки, кур-СЫ, школы. Много делалось для развития школьной системы об­разования. В 1930 г. правительство ввело обязательное начальное образование. Расширялось также общее среднее образование. Были увеличены денежные дотации на строительство, ремонт и обору­дование школ, улучшено материальное положение учителей, уси­лено обеспечение школьников учебниками, письменными при­надлежностями.

Советская наука.В стране создавались новые научно-исследова-1ельские центры. В Москве открылись институты органической

Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru химии, геофизики. Проводились исследования по проблеми микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Ост вой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Ци<> ковского.

Под руководством А. П. Александрова были разработаны снос < бы защиты кораблей от магнитных мин. Известные советские ум ные Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, Л. И. Мандельштам, И. В. А чатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физи А.А.Никулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы кон руирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в реше ряда проблем химии, имеющих большое практическое значен принадлежит советским ученым С.В.Лебедеву и А.Е. Фаворско Больших успехов добились ученые в области физиологии, био гии и математики.

ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918 — 1939|ГГ.

§ 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20 —30-е гг. XX в.

И колониях и зависимых странах под влиянием революционных Событий в России все шире разворачивалась борьба за нацио-Ипльную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не Голько освобождения, но и обновления общества, ускорение его ■ жития, улучшения жизни людей.

Турция. Часть территории Турции была оккупирована войска­ми стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял деклара­цию о независимости Турции. Однако войска Антанты разогнали Нпрламент. Новый парламент собрался в Анкаре. Его председате-|см стал Мустафа Кемалъ (Ататюрк). Турция начала войны с Арменией, затем Грецией. Обе войны были успешны для турок. 1срритория страны была расширена. Войны шли под лозунгами Национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со сноих исконных земель. В 1923 г. Турция была провозглашена рес­публикой.

Под руководством М.Кемаля Ататюрка были проведены глу-1" жие реформы. Провозглашались основные демократические сво­боды, светский характер государства, отменялись господствую­щие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались ц човные школы. Были введены европейский календарь и латин­ский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, жен­ит нам в общественных местах нельзя было появляться в платках и г д. Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в эко­номике. В ней усилились позиции государства. Деятельность оппо-шционных сил, особенно коммунистов, была ограничена.

Китай. Всю первую половину XX в. Китай сотрясали восстания, пюлюции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая осстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое авительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. I привлек к сотрудничеству с Гоминьданом коммунистическую фтию, возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. 1чалась Великая национальная революция. Гоминьдановское пра-тельство на юге Китая провозгласило себя национальным пра-гельством всего Китая. В 1925—1928 гг. войска национального авительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели ус-чпное наступление на север, где правили местные военные ики.

Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Однако раскол между Гоминьданом во главе со вступившим соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммун стической партией вызвал десятилетнюю гражданскую войну. I миньдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов смог. Этому не благоприятствовала и международная обстанон" В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возни марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы творствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться I помощью к СССР.

С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые соне1 ские районы в качестве баз новой китайской революции, рукони димой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Кит скую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов / Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против со ских районов. Четыре похода 1930—1932 гг. были успешно отр~ ны коммунистами. После пятого похода ^933 —1934 гг. револкн онное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. < >> татки Красной армии коммунистов совершили северо-запад!и.ш (великий) поход и создали на стыке провинций Шэнси, Ганьсу I Нинся так называемый Особый район.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гм миньдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время К ная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значите; успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. и ка Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной арм Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны миньдановские войска воевали и с японцами, и с Красной арм Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в тае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 194 1949 гг. наступление коммунистической Народно-освободит" ной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия.Молодая индийская буржуазия и интеллигенция, пр ставители которой были объединены в рамках Индийского наЦ нального конгресса, стали во главе антиколониального движем в Индии. Идеологом ИНК с 1928 г. являлся Махатма Ганди, учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное 15 м совое движение, в конечном итоге заставило англичан в 30 I XX в. расширить самоуправление, а после Второй мировой В ны, в 1947 г., согласиться на предоставление независимости, пр да, после раздела колонии по религиозному признаку на индуи скую Индию и мусульманский Пакистан.

Левые группы в индийском национально-освободительном ш жении нередко упрекали Ганди в том, что он удерживал дин ние от перехода к насильственным методам, не доводил бор|

против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной, попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за неза­висимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового | ровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней ин­дусов и мусульман, в том числе самого М. Ганди.

Япония.В годы Первой мировой войны экономика Японии зна-чительно окрепла. Успешное для Японии завершение войны пре­вратило ее в ведущее государство Восточной Азии. Однако не­большая территория, скудность источников сырья, уязвимость для ' шхийных бедствий (землетрясения, цунами) тормозили разви-I ис экономики. Правящие круги страны выступали за обретение «жизненного пространства». Они выдвинули план создания вели-I ой сферы совместного процветания. В эту сферу должны были вой-I п все азиатские страны, а руководящая роль отводилась Японии. Предполагалось не допускать в Азию европейские страны и США.

В 1931 г. произошло ужесточение внутренней политики, раз­вернулись репрессии по отношению к профсоюзам, запрещались шбастовки, были распущены партии. Партии заменили Ассоци-п шей помощи трону, а профсоюзы — Патриотической промыш-к иной ассоциацией Великой Японии. Была введена трудовая по­ни нность и обязательная военная подготовка. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность. К 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Однако у озера Хасан (1938 г.) и у реки Халхин-Гол (1939 г.) японцы потерпели поражение от со­ветской Красной армии.

Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru ТЕМА 21

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА

§ 92. Накануне мировой войны

Мир в конце 30-х гг. XX в. Еще при заключении Версальск договора наиболее дальновидные политики говорили, что это мир, а перемирие. Германия не могла смириться с условиями говора и сохраняла потенциал для попыток его пересмотра. Были и другие силы, готовые развязать войну. В период экономическое кризиса 1929— 1933 гг. попытки решить проблемы с помощью но(1Ии захватов чужих земель усилились. В 1931 -г. Япония оккупировалМаньчжурию, в 1935 г. Италия — Эфиопию. После прихода к шш« сти в Германии Гитлера в 1933 г. эта страна стала главным источ* ником военной опасности. Гитлер не скрывал своих намерени| завоевать «жизненное пространство» на Востоке.

Агрессивные государства — Германия, Италия и Япония с висимыми от них странами составляли первый центр силы. И рым центром силы являлись демократические страны Великоб тания, Франция и США. Они стремились сохранить свое госп ствующее положение в мире, удержать власть над колония противодействовать усилению агрессивных стран. Однако они желали открыто портить отношения со странами-агрессорам по существу потворствовали им. При этом Великобритания, Фр ция и США надеялись направить агрессоров на другие страны СССР, Китай.

Третьим центром силы являлся Советский Союз. СССР с I милея в 30-е гг. XX в. сблизиться с Францией и Англией для вместного противодействия Германии. Однако западные держ;| рассматривали Германию в качестве противовеса СССР и ком нистическому движению, которое считали для себя опасное I номер один. Так, заместитель премьер-министра Великобритлп Э.Галифакс в беседе с Гитлером в ноябре 1937 г. назвал Гер нию «бастионом Запада против большевизма».

В этих условиях Германия в 1938 г. перешла к решителен действиям, захватив Австрию и Судетскую область Чехословак Вскоре Германия предъявила Польше требования о передаче Данцига и путей через Польский коридор (земли между осноин частью Германии и Восточной Пруссией).

Германо-советский договор.В 1939 г. правительства Великоб тании и Франции начали в Москве переговоры с Советским юзом о заключении договора о взаимопомощи в случае герм

К)кой агрессии. Но достигнуть соглашения не удалось. На перегово­ры западные державы послали второстепенных чиновников, не |цменших полномочий для заключения договору. Главным препят­ствием, однако, стала позиция Польши: советские войска могли Уступить в борьбу с германской армией, лишь пройдя через тер­нии орию Польши, на что польское правительство категорически мс соглашалось, а западные страны не предприняли ничего для |И (менения этой позиции. Переговоры были сорваны.

И этих условиях СССР принял предложение Германии о пере­говорах. 22 августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностран­ных дел Германии И. Риббентроп. Он в кратчайший срок согласо­ван с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым все детали «оглашения. 23 августа договор, получивший неофициальное на-Ииание «пакт Молотова —Риббентропа», был подписан. Обе сто-I роиы обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и I иг поддерживать ни в какой форме третью державу, напавшую на [страну, подписавшую соглашение. Согласно секретному протоко­лу к договору стороны разграничивали сферы своих интересов в ■Пиропе. К сфере интересов СССР относились Финляндия, Эсто­ния, Латвия, часть Польши, Бессарабия, к сфере интересов Герма-I ним — часть Польши и Литва. Позже Литва была отнесена к сфере Интересов СССР, а Финляндия — Германии.

Военно-политические возможности и планы сторон. Руководство

[Германии еще в 1937—1938 гг. взяло курс на развязывание боль-

||Иой войны. Однако представители генералитета и промышленни-

I ковне имели единства по вопросу военной стратегии. Одни счи-

■ Тали необходимым напасть на Советский Союз, заблаговременно

I заручившись поддержкой Запада. Другие считали ближайшей це-

I лыо полную отмену положений Версальского договора, для чего

■Нужно было нанести удар на Западе. Нацисты понимали, что для

I ермании война на два фронта неизбежно закончится поражени-

|см. Было необходимо как можно быстрее разбить противника на

■Одном направлении. Эта необходимость, а также нехватка ресур-

I сов породили идею блицкрига — молниеносной войны. Гитлер при-

I нял решение готовиться вначале к ревизии Версальского мира.

I Однако в своей пропаганде гитлеровцы выдвинули на первый план

I лозунг «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»), учитывая стрем-

I ление западных держав направить германскую агрессию против

I 14 СР.

К началу Второй мировой войны Германия приобрела мощ-I иыи военно-экономический потенциал. По уровню промышлен­ного производства Германия в 1938 г. вышла на первое место в I Гвропе и второе в мире, уступая лишь США. С 1935 по 1939 г. в

I I ермании было подготовлено 5,5 млн солдат. Ее сухопутная армия I достигла численности более 2,5 млн человек. Были созданы ВВС. [ Летный состав прошел подготовку в Испании. Там же были испы-

Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru Развитие советской культуры в 20—30-е гг. XX в. - student2.ru таны новые виды оружия. С 1935 г. была развернута программа с ительства военно-морского флота.

В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали соглашен и борьбе против Коммунистического интернационала (Антиком терновский пакт). Но, потерпев поражение от советских вой японское правительство предпочло «южный» вариант экспансии захват владений европейских держав и США в Азии.

Неизбежность Второй мировой войны понимали и в СС Советское правительство прилагало все усилия для укрепле и своих позиций как на Востоке, так и на Западе. Особое вним;ш уделялось ускоренному развитию военной промышленности. С здавались крупные государственные резервы, строились предир ятия-дублеры на Урале, в Поволжье, Сибири, Средней Азии. Великобритания и Франция предпринимали шаги по перси.I равлению фашистской агрессии на Восток. В июне 1939 г. в Л они не начались тайные англ о-германские пере^воры о союзе, но ог были сорваны из-за серьезных противоречий в вопросе о разя мировых рынков и сфер влияния.

Наши рекомендации