Развитие западноевропейской культуры в XIX в
Революция в умах. Революции конца XVIII —XIX вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении — восприятии окружающего мира. Уже на протяжении XVI —XVIII вв. все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человеш на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных уст лий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Эта идея стала обоснованием революций.
Литература.Конец XVIII в. и почти вся первая половина XIX в. ознаменовались романтическим движением, охватившим европейские государства. Романтики противопоставляли чувства разуму, они ценили вдохновение, непосредственность чувства, выступали против правил, устанавливаемых разумом. Они преклонялись перед природой и стремились непосредственно прочувствовать ее загадочные феномены. В искусстве романтики ценили неповторимое, индивидуальное. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской Богоматери» В.Гюго.
В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые романтики, и не отворачивались от суровой действительности У писателей и художников реалистического направления проявляется интерес к многостороннему воспроизведению действительности, к широким обобщениям.
Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в полноценных художественных образах — основная заслуга писателей критического реализма. Великие писатели-реалисты О.Бальзак и Ч.Диккенс в своих романа всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой и высоты и широты художественного обобщения, какое было у представителей критического реализма XIX в.
Бальзак представлял себе общество как систему насилия над ественными страстями человека, т.е. как сплошную драму, в которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой разворачивалась в его произведениях.
Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жизни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, Диккенс показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания. Понятие о красоте у Диккенса неразрывно связано с добром, в то время как зло воспринималось им как уродство и отклонение от нормы.
Поэт Г.Гейне — «энтузиаст свободы» Германии начал свой творческий путь как романтик. Однако он не уводил своих читателей в мир идеализированного Средневековья, не погружался в Фантастику. Он уделял внимание общественным вопросам, широко использовал народное творчество. Вершиной поэтического шорчества Гейне является его политическая поэма «Германия» («Зимняя сказка»), созданная в 1844 г. Рисуя в ней немецкую жизнь, поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем». Через всю поэму проходит тема грядущей революции.
В конце XIX в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс — все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли Игкусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. dесаdепсе — упадок).
Символизм — одно из самых значительных явлений в литература декаданса — сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», безнадежности и разочарования. Они отказались от изображения реальности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны уход за пределы реального мира, многозначительность, мистические намеки, образы, лишенные конкретности, ориентация не на разум, а на чувства.
Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были П. Верлен и А. Рембо. В Англии символисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с которым был связан и О. Уайльд —
самый значительный представитель английского символизма. Перу Писателя принадлежат сказки, сатирические пьесы, поэтическая исповедь «Из бездны», роман «Портрет Дориана Грея». Бельгийский драматург Метерлинк способствовал развитию традиций символизма в театре (сказка «Синяя птица»).
Важным явлением в литературе и искусстве был натурализм, который зародился во Франции в начале 70-х гг. XIX в. Натуралисты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла, и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Предполагалось, что быт так же подчиняется строгим законам, как И точные науки. Поэтому главное в литературе — документальное 11. и точность описания. Одним из самых ярких представителей натурализма является Э. Золя, хотя его творчество нельзя сводить исключительно к натурализму. В 1868 г. Золя приступает к работе над 20-томной серией «Ругон-Маккары», которую закончит спустя четверть века. Серия получает подзаголовок «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи».
Критический реализм во французской литературе развивается под воздействием Золя. Представителями его были Г. Мопассан иА. Франс. Мопассан прославился благодаря удивительному мастерству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг». А.Франс I мастер философско-сатирической повести.
Английский писатель Г. Уэллс, создатель современной научив фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс, затрагивал тему ответственности ученою, необходимости соотносить прогресс и нравственные нормы.
Изобразительное искусство. Впервой половине XIX столетия искусство Западной Европы шло по пути подражания велик и,',, мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живописи этого времени был Ж.Л.Давид. Из многочисленных учеников Давида выделялся своей высокой одаренностью Энгр. Ему пришлось выдержать упорную борьбу с художниками нового романтического направления, явившегося реакцией по отношению К холодной бесстрастности классиков. Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Э.Делакруа.
Реализм утвердился только через посредство жанровой жиио писи. Реалистические традиции в изобразительном искусстве первой половины XIX в. прочно связаны с именем Г. Курбе. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях О.Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Ж. Милле изображал крестьян на лоне природы.
В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника Дж. Миллес, Д.Г.Россети и Х.Хант — составили союз, чтобы об щими силами бороться против условности и подражательности I современной им живописи. Они назвали себя прерафаэлистами, поскольку противопоставляли царствовавшему в Европе идеал и I му и увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реаличм художников дорафаэлевского времени.
Н конце XIX в. ярчайшим событием в изобразительном искусст-| < стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с 'июрчеством Э.Мане, вокруг которого сложился кружок молодых Кудожников. Для них характерно стремление отразить в своих рантах мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи. Они использовали чистые цвета спектра, I-1 '.дельными мазками положенные на холст, но образующие един-■ ГВО при взгляде с некоторого расстояния.
Музыка.Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в мушке. У всех выдающихся композиторов XIX в. романтические элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для оперного творчества Дж. Верди. Известный романтический налет ощущается и в таком выдающемся образце I-амистической оперы, как «Кармен» Ж.Бизе.
ш Ф. Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгно-и< иие, глубокое интимное переживание — все, что связано с кругом чувств простого человека. Р.Шуман создавал музыку взволно-| ишую, мятежную, в которой так полно отразилась его нервно поостренная чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Ф Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, героическими преданиями старины, ароматом полей и лугов.
В музыке 70 — 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому Периоду относятся последние работы Р.Вагнера, создавшего жанр Музыкальной драмы. Он завершил окончательный вариант «Кольни 11ибелунгов». Влияние Вагнера распространялось даже на ком-|и»шторов, не разделявших его взглядов на музыку.
Главные научные открытия.В начале XIX в. последовала целая || ипна открытий, менявших представление людей об окружающем мире.
В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электричества Вы П1 сделаны А. Ампером, термоэлектрические явления были об-II фужены в 1834 г. Ж.Пелтье и А. С.Беккерелем, который начал П' I медования по фосфоресценции.
Развитие химической науки было отмечено рядом фундамен-( | и. пых открытий. В 1811 г. Б. Курту а открыл йод. Л. Тенар в 1810 г. [оказал элементарную природу натрия и хлора, а в 1826 г. химик I Налар открыл бром.
Интенсивно развивалась теоретическая и физическая химия. И I N02 г. Ж. Гей-Люссак открыл законы теплового расширения гати, а в 1808 г. — объемных отношений газов при их реакциях.
()пыты Дж.Джоуля по определению механического эквивалента и илоты дали экспериментальное обоснование закона сохранения анергии. Джоуль и Дж. Максвелл заложили основы молекулярно-
.... етической теории тепловых явлений. Работы Джоуля и Томсо-
нч по охлаждению газов при их расширении положили начало фи шке и технике низких температур. В начале XIX в. Т. Юнг возро-
дил волновую теорию света. Дж. Гершель обнаружил инфракрасное излучение.
С 30-х гг. XIX в. особенно развивалась органическая химия, I которой особая роль принадлежит Ю.Либиху, основавшему целую школу химиков и создавшему всемирно известную лаборато рию. Либих разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, в 1831 г. впервые получил хлороформ, а в 1835 г. -уксусный альдегид. Либих разработал теорию брожения и гниения,
В 1801 г. Ж Риттером было доказано существование ультрафио летовых лучей. Реформатором технической оптики стал П. Франц-гофер, описавший в 1814 г. линии солнечного спектра, которые впоследствии были названы его именем, и создавший дифракци» онные решетки, открывшие путь спектроскопии. В 1821 г. Г. Зеебсн открыл термоэлектричество. В 1826 г. Г. С. Ом открыл закон, на званный его именем.
Математиками Г. Гауссом и В. Вебером бьуга разработана система мер электрических и магнитных величин и соответствуют измерительных приборов. Ф.Нейман создал теорию электрома нитной индукции.
В конце XIX и начале XX в. в физике произошла подлини революция, оказавшая влияние и на другие науки. Совершен и изменились представления о времени, пространстве, движени строении вещества.
Английский физик Максвелл разработал общую теорию эле родинамики. Впоследствии положения Максвелла были подтвер: дены трудами физиков всего мира (открытие Г. Герцом радиовол В. К. Рентгеном икс-лучей и т.д.).
Важнейшим явлением в науке было открытие первой элем с' тарной частицы — электрона. Нидерландский физик Х.А.Лоре завершил свою электронную теорию вещества. Дж. Стоней щ термин «электрон».
А.Беккерелъ открыл радиоактивность, изучением которой а: тивно занялись М.Склодовская-Кюри и П. Кюри. Было положен начало созданию физики атомного ядра. Английский физик Э. / зерфорд открыл альфа-, бета- и гамма-лучи, выделяющиеся пр распаде радиоактивных элементов и имеющие различную проп цаемость.
В 1868 г. Дж.Люкъер назвал гелием элемент, соответствуют и обнаруженной им при помощи спектрального анализа в солнг ном спектре линии.
В 1895 г. английский физик и химик У. Рамзай открыл этот I 11 лабораторных условиях.
Важные открытия были сделаны в области теоретической XI мии. В 1869 — 1871 гг. русский ученый Д. И. Менделеев разрабо! периодическую систему химических элементов, основанную их «атомном весе и химическом сходстве». Кроме 63 извести
лементов, расположенных в таблице, Менделеевым были пред-казаны свойства ряда еще не открытых элементов. Еще в 1856 г. был синтезирован анилиновый краситель. Воз-икла целая индустрия по производству красителей. Развивались интетическая химия, биохимия, химическая фармакология. В начале XX в. американский биолог Т. Морган изучал законо-юрности наследования признаков (опыты с плодовой мухой дро-;к|шлой), открытые в 60-х гг. XIX в. Г. Менделем, но не получив-ше тогда известности. В самом конце XIX в. У.Бетсон предложил грмин «генетика». В 1900—1901 гг. голландский ученый М. Фрид р;пработал теорию мутаций (т.е. внезапных редких изменений I признаков свойств у вновь порождаемых животных и растений с К последующей передачей этих изменений по наследству).
С биологией было связано развитие медицины. В 80-х гг. XIX в. французский химик Л. Пастер разрабатывал прививки против ку-[ риной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это время в Германии Р.Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Его ассис-Гснт Гафке открыл палочку брюшного тифа. В этот же период были "| крыты бактерии дифтерита и чумы.
Автомобили и воздухоплавание. Первыми самодвижущимися шизмами были машины с паровым двигателем. С изобретени-\ектромотора и двигателя внутреннего сгорания в конце XIX в. помнились новые возможности создания механизмов.
Немецкий инженер КБенц испытал в 1885 г. первый автомо-Пи п. с двигателем внутреннего сгорания. Соотечественник Бенца инженер Г.Даймлер разработал собственный бензиновый двигатель и сконструировал несколько аппаратов. Таким образом, Даймлер и Бенц стали изобретателями прообраза современного авто-
МиппЛЯ.
В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об уп-и I пи я емых летательных аппаратах. До 70-х гг. XIX в. существовали Голько аэростаты. Раньше всего удалось сконструировать управ-Исмые дирижабли — летательные аппараты легче воздуха. В 1900 г. И Германии совершил свой полет дирижабль Цепеллина, имеющий жесткую каркасную конструкцию. Именно этот аппарат лег в "■ нону всех военных дирижаблей.
<)днако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха — само-ши (аэропланами). Первые опыты конструирования самолетом с паровыми двигателями провели А. Ф. Можайский в России, А ■\<)ер во Франции, Х.Максим в США. Впервые применили бенни юный двигатель в самолетостроении американцы О. и У. Райт в 1903 г., которым удалось совершить серию длительных полетов.
ТЕМА 11 РОССИЯ В XIX в.