Развитие западноевропейской культуры в XIX в

Революция в умах. Революции конца XVIII —XIX вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении — восприятии окружающего мира. Уже на протяжении XVI —XVIII вв. все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человеш на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных уст лий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Эта идея стала обоснованием революций.

Литература.Конец XVIII в. и почти вся первая половина XIX в. ознаменовались романтическим движением, охватившим европейские государства. Романтики противопоставляли чувства разуму, они ценили вдохновение, непосредственность чувства, выступали против правил, устанавливаемых разумом. Они преклонялись перед природой и стремились непосредственно прочувствовать ее загадочные феномены. В искусстве романтики ценили неповторимое, индивидуальное. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской Богоматери» В.Гюго.

В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые романтики, и не отворачивались от суровой действительности У писателей и художников реалистического направления проявляется интерес к многостороннему воспроизведению действительности, к широким обобщениям.

Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в полноценных художественных образах — основная заслуга писателей критического реализма. Великие писатели-реалисты О.Бальзак и Ч.Диккенс в своих романа всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой и высоты и широты художественного обобщения, какое было у представителей критического реализма XIX в.

Бальзак представлял себе общество как систему насилия над ественными страстями человека, т.е. как сплошную драму, в которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой разворачивалась в его произведениях.

Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жиз­ни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, Диккенс показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания. Понятие о красоте у Диккенса неразрывно связано с добром, в то время как зло воспринималось им как уродство и отклонение от нормы.

Поэт Г.Гейне — «энтузиаст свободы» Германии начал свой творческий путь как романтик. Однако он не уводил своих читателей в мир идеализированного Средневековья, не погружался в Фантастику. Он уделял внимание общественным вопросам, ши­роко использовал народное творчество. Вершиной поэтического шорчества Гейне является его политическая поэма «Германия» («Зимняя сказка»), созданная в 1844 г. Рисуя в ней немецкую жизнь, поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем». Через всю поэму проходит тема грядущей революции.

В конце XIX в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс — все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли Игкусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. dесаdепсе — упадок).

Символизм — одно из самых значительных явлений в литерату­ра декаданса — сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», безнадежности и разочарования. Они отказались от изображения реальности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны уход за пределы реального мира, многозначительность, мистические намеки, образы, лишен­ные конкретности, ориентация не на разум, а на чувства.

Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были П. Верлен и А. Рембо. В Англии символисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с которым был связан и О. Уайльд —

самый значительный представитель английского символизма. Перу Писателя принадлежат сказки, сатирические пьесы, поэтическая Развитие западноевропейской культуры в XIX в - student2.ru исповедь «Из бездны», роман «Портрет Дориана Грея». Бельгий­ский драматург Метерлинк способствовал развитию традиций сим­волизма в театре (сказка «Синяя птица»).

Важным явлением в литературе и искусстве был натурализм, который зародился во Франции в начале 70-х гг. XIX в. Натурали­сты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла, и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Предпо­лагалось, что быт так же подчиняется строгим законам, как И точные науки. Поэтому главное в литературе — документальное 11. и точность описания. Одним из самых ярких представителей нату­рализма является Э. Золя, хотя его творчество нельзя сводить ис­ключительно к натурализму. В 1868 г. Золя приступает к работе над 20-томной серией «Ругон-Маккары», которую закончит спустя четверть века. Серия получает подзаголовок «Биологическая и об­щественная история одной семьи в эпоху Второй империи».

Критический реализм во французской литературе развивается под воздействием Золя. Представителями его были Г. Мопассан иА. Франс. Мопассан прославился благодаря удивительному мастер­ству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг». А.Франс I мастер философско-сатирической повести.

Английский писатель Г. Уэллс, создатель современной научив фантастики, писал о проблемах, к которым может привести тех­нический прогресс, затрагивал тему ответственности ученою, необходимости соотносить прогресс и нравственные нормы.

Изобразительное искусство. Впервой половине XIX столетия искусство Западной Европы шло по пути подражания велик и,',, мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живо­писи этого времени был Ж.Л.Давид. Из многочисленных учени­ков Давида выделялся своей высокой одаренностью Энгр. Ему при­шлось выдержать упорную борьбу с художниками нового роман­тического направления, явившегося реакцией по отношению К холодной бесстрастности классиков. Первым художником, всту­пившим на путь романтизма, был Э.Делакруа.

Реализм утвердился только через посредство жанровой жиио писи. Реалистические традиции в изобразительном искусстве пер­вой половины XIX в. прочно связаны с именем Г. Курбе. Полити­ческие события нашли свое отражение в многочисленных офор­тах и литографиях О.Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Ж. Милле изображал крестьян на лоне природы.

В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника Дж. Миллес, Д.Г.Россети и Х.Хант — составили союз, чтобы об щими силами бороться против условности и подражательности I современной им живописи. Они назвали себя прерафаэлистами, поскольку противопоставляли царствовавшему в Европе идеал и I му и увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реаличм художников дорафаэлевского времени.

Н конце XIX в. ярчайшим событием в изобразительном искусст-| < стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с 'июрчеством Э.Мане, вокруг которого сложился кружок молодых Кудожников. Для них характерно стремление отразить в своих ра­нтах мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи. Они использовали чистые цвета спектра, I-1 '.дельными мазками положенные на холст, но образующие един-■ ГВО при взгляде с некоторого расстояния.

Музыка.Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в му­шке. У всех выдающихся композиторов XIX в. романтические эле­менты тесно переплетались с реалистическими. Такое переплете­ние характерно для оперного творчества Дж. Верди. Известный романтический налет ощущается и в таком выдающемся образце I-амистической оперы, как «Кармен» Ж.Бизе.

ш Ф. Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгно-и< иие, глубокое интимное переживание — все, что связано с кру­гом чувств простого человека. Р.Шуман создавал музыку взволно-| ишую, мятежную, в которой так полно отразилась его нервно поостренная чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Ф Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, геро­ическими преданиями старины, ароматом полей и лугов.

В музыке 70 — 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому Периоду относятся последние работы Р.Вагнера, создавшего жанр Музыкальной драмы. Он завершил окончательный вариант «Коль­ни 11ибелунгов». Влияние Вагнера распространялось даже на ком-|и»шторов, не разделявших его взглядов на музыку.

Главные научные открытия.В начале XIX в. последовала целая || ипна открытий, менявших представление людей об окружаю­щем мире.

В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электричества Вы П1 сделаны А. Ампером, термоэлектрические явления были об-II фужены в 1834 г. Ж.Пелтье и А. С.Беккерелем, который начал П' I медования по фосфоресценции.

Развитие химической науки было отмечено рядом фундамен-( | и. пых открытий. В 1811 г. Б. Курту а открыл йод. Л. Тенар в 1810 г. [оказал элементарную природу натрия и хлора, а в 1826 г. химик I Налар открыл бром.

Интенсивно развивалась теоретическая и физическая химия. И I N02 г. Ж. Гей-Люссак открыл законы теплового расширения га­ти, а в 1808 г. — объемных отношений газов при их реакциях.

()пыты Дж.Джоуля по определению механического эквивалента и илоты дали экспериментальное обоснование закона сохранения анергии. Джоуль и Дж. Максвелл заложили основы молекулярно-

.... етической теории тепловых явлений. Работы Джоуля и Томсо-

нч по охлаждению газов при их расширении положили начало фи шке и технике низких температур. В начале XIX в. Т. Юнг возро-

Развитие западноевропейской культуры в XIX в - student2.ru Развитие западноевропейской культуры в XIX в - student2.ru Развитие западноевропейской культуры в XIX в - student2.ru Развитие западноевропейской культуры в XIX в - student2.ru дил волновую теорию света. Дж. Гершель обнаружил инфракрас­ное излучение.

С 30-х гг. XIX в. особенно развивалась органическая химия, I которой особая роль принадлежит Ю.Либиху, основавшему це­лую школу химиков и создавшему всемирно известную лаборато рию. Либих разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, в 1831 г. впервые получил хлороформ, а в 1835 г. -уксусный альдегид. Либих разработал теорию брожения и гниения,

В 1801 г. Ж Риттером было доказано существование ультрафио летовых лучей. Реформатором технической оптики стал П. Франц-гофер, описавший в 1814 г. линии солнечного спектра, которые впоследствии были названы его именем, и создавший дифракци» онные решетки, открывшие путь спектроскопии. В 1821 г. Г. Зеебсн открыл термоэлектричество. В 1826 г. Г. С. Ом открыл закон, на званный его именем.

Математиками Г. Гауссом и В. Вебером бьуга разработана систе­ма мер электрических и магнитных величин и соответствуют измерительных приборов. Ф.Нейман создал теорию электрома нитной индукции.

В конце XIX и начале XX в. в физике произошла подлини революция, оказавшая влияние и на другие науки. Совершен и изменились представления о времени, пространстве, движени строении вещества.

Английский физик Максвелл разработал общую теорию эле родинамики. Впоследствии положения Максвелла были подтвер: дены трудами физиков всего мира (открытие Г. Герцом радиовол В. К. Рентгеном икс-лучей и т.д.).

Важнейшим явлением в науке было открытие первой элем с' тарной частицы — электрона. Нидерландский физик Х.А.Лоре завершил свою электронную теорию вещества. Дж. Стоней щ термин «электрон».

А.Беккерелъ открыл радиоактивность, изучением которой а: тивно занялись М.Склодовская-Кюри и П. Кюри. Было положен начало созданию физики атомного ядра. Английский физик Э. / зерфорд открыл альфа-, бета- и гамма-лучи, выделяющиеся пр распаде радиоактивных элементов и имеющие различную проп цаемость.

В 1868 г. Дж.Люкъер назвал гелием элемент, соответствуют и обнаруженной им при помощи спектрального анализа в солнг ном спектре линии.

В 1895 г. английский физик и химик У. Рамзай открыл этот I 11 лабораторных условиях.

Важные открытия были сделаны в области теоретической XI мии. В 1869 — 1871 гг. русский ученый Д. И. Менделеев разрабо! периодическую систему химических элементов, основанную их «атомном весе и химическом сходстве». Кроме 63 извести

лементов, расположенных в таблице, Менделеевым были пред-казаны свойства ряда еще не открытых элементов. Еще в 1856 г. был синтезирован анилиновый краситель. Воз-икла целая индустрия по производству красителей. Развивались интетическая химия, биохимия, химическая фармакология. В начале XX в. американский биолог Т. Морган изучал законо-юрности наследования признаков (опыты с плодовой мухой дро-;к|шлой), открытые в 60-х гг. XIX в. Г. Менделем, но не получив-ше тогда известности. В самом конце XIX в. У.Бетсон предложил грмин «генетика». В 1900—1901 гг. голландский ученый М. Фрид р;пработал теорию мутаций (т.е. внезапных редких изменений I признаков свойств у вновь порождаемых животных и растений с К последующей передачей этих изменений по наследству).

С биологией было связано развитие медицины. В 80-х гг. XIX в. французский химик Л. Пастер разрабатывал прививки против ку-[ риной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это время в Герма­нии Р.Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Его ассис-Гснт Гафке открыл палочку брюшного тифа. В этот же период были "| крыты бактерии дифтерита и чумы.

Автомобили и воздухоплавание. Первыми самодвижущимися шизмами были машины с паровым двигателем. С изобретени-\ектромотора и двигателя внутреннего сгорания в конце XIX в. помнились новые возможности создания механизмов.

Немецкий инженер КБенц испытал в 1885 г. первый автомо-Пи п. с двигателем внутреннего сгорания. Соотечественник Бенца инженер Г.Даймлер разработал собственный бензиновый двига­тель и сконструировал несколько аппаратов. Таким образом, Дайм­лер и Бенц стали изобретателями прообраза современного авто-

МиппЛЯ.

В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об уп-и I пи я емых летательных аппаратах. До 70-х гг. XIX в. существовали Голько аэростаты. Раньше всего удалось сконструировать управ-Исмые дирижабли — летательные аппараты легче воздуха. В 1900 г. И Германии совершил свой полет дирижабль Цепеллина, имею­щий жесткую каркасную конструкцию. Именно этот аппарат лег в "■ нону всех военных дирижаблей.

<)днако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха — само-ши (аэропланами). Первые опыты конструирования самоле­том с паровыми двигателями провели А. Ф. Можайский в России, А ■\<)ер во Франции, Х.Максим в США. Впервые применили бен­ни юный двигатель в самолетостроении американцы О. и У. Райт в 1903 г., которым удалось совершить серию длительных полетов.

Развитие западноевропейской культуры в XIX в - student2.ru Развитие западноевропейской культуры в XIX в - student2.ru Развитие западноевропейской культуры в XIX в - student2.ru ТЕМА 11 РОССИЯ В XIX в.

Наши рекомендации