Предметная область теории организации
Теория организации – наука, изучающая принципы и закономерности возникновения организации, механизмы ее функционирования, взаимодействия ее элементов между собой и внешней средой. Данная наука базируется, с одной стороны, на достижениях фундаментальных и прикладных наук, а с другой, на повседневной практике организационной деятельности человека.
Организацией как объектом исследования занимаются такие науки как менеджмент, социология, политология, психология и мн.др. Глубокое изучение и развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации в самостоятельную науку. Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, экономики, юриспруденции и др.
Во многих областях знания объект исследования представляют в виде системы. Существуют биологические, технические, информационные и другие системы. Основными отличиями организации от других систем (например, от биологических) являются наличие самостоятельных целей системы и сложной управленческой подсистемы, которая представляется как многоуровневая и организованная по иерархическому принципу. Одним из основоположников системного подхода считают Г. Спенсера, английского естествоиспытателя и исследователя социальных явлений. По Спенсеру, весь социальный мир представляет собой некое целое или организм, который можно представить как совокупность взаимодействующих частей — сердца, почек, мозга и других органов, которые в целом выполняют функцию жизнеобеспечения или выживаемости данной системы.
Однако истинными творцами общей теории систем признаются А.А. Богданов и Л. фон Берталанфи. Богданов разработал ряд основных положений общей теории систем: принцип обратной связи, феномен открытой системы (т.е. системы, взаимодействующей с окружающей средой посредством обмена энергией и веществом). Берталанфи разработал базовые принципы функционирования системы, баланса между входом и выходом, определил принцип “изоморфизма”, согласно которому все системы (биологические, технические, социальные, информационные и др.) обладают общими чертами, определяемыми как системные черты. Под системой понимается некоторое сложное целое, обладающее ярко выраженными границами и относительно независимыми составляющими, связанными между собой так, что изменение положения или состояния одной части с неизбежностью приводит к изменению состояния других частей.
Таким образом, основой системного подхода является признание целостности сложных объектов, его границ и наличия у него внутренних и внешних связей. Общая теория систем распространяет эти основные признаки на все системные объекты реального мира. Ряд основополагающих принципов свойств системы: наличие связей между отдельными системными единицами; свойства системы в целом отличаются от свойств ее отдельных элементов, но определяются (детерминируются) этими свойствами; система как целое может оказывать влияние на свойства и позиции отдельных элементов, изменяя их в определенном направлении; существенное изменение свойств ряда системных элементов может привести к качественному изменению всей системы; любая система создает границы в отношении собственных системных единиц, отделяясь от внешнего окружения; в отношениях системы и внешнего окружения действует принцип энтропии, в соответствии с которым система стремится выровнять свое состояние (энергия, ресурсы и т.д.) с внешним окружением; любая система иерархична, т.е. в ней существуют системные единицы различных уровней.
Организация как закрытая и открытая система. Применение системного подхода к исследованию организаций возможно в двух различных вариантах, когда организация рассматривается как закрытая или как открытая система. В случае подхода к организации как к закрытой, самодостаточной системе влияние внешнего окружения учитывается в виде действия отдельных факторов, возмущающих и даже изменяющих внутреннюю структуру организации. Если организация рассматривается как открытая система, она органично вписывается во внешнее окружение и считается ее подсистемой.
Подходы к определению понятия «организация»: организация как явление, как структура и процесс. Элементы организации. Черты и свойства организации, специфические черты организации как социальной системы. Цели организации. Жизненный цикл организации. Субъекты и объекты организационной деятельности. Определение организации.
Три самых распространенных значения термина “организация” по А.И. Пригожину. Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координации усилий отдельных членов социальной группы. Такая деятельность характеризуется словом “организовывание”. Например, руководитель организует производственный процесс. Это означает, что он должен расставить работников по рабочим местам таким образом, чтобы достигались непрерывность и быстрота выполнения операций. Кроме того, он должен обеспечить взаимозаменяемость и установить нормы выработки, режим рабочего дня, взаимодействие рабочих участка и поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организацией производственного процесса. Во-вторых, организация понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, связанных определенным образом. Обычно термин “организация” в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. Например, говорят, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами. В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Например, банк представляет собой организацию, выполняющую функцию накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа — организацию, коллектив которой участвует в выполнении функции передачи знаний молодому поколению и функции его социализации. Все три значения понятия “организация” тесно связаны между собой.
В современной научной литературе существует множество определений организации. Современная организация — это сложный организм, построенный на четкой координации усилий всех структурных единиц, осуществляемой со стороны управленческого органа. Функционирование организации основано на системе особых, организационных отношений, на четком определении и выполнении ролевых требований каждым членом организации. Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей; функция управления.
Существенным свойством социальных организаций, которое служит основой для их успешного функционирования, является эффект синэргии, который представляет собой явление приращения усилий людей в ходе их совместной деятельности – т.е. необходимо скоординировать действия всех ее подразделений и отдельных членов, придать их действиям однонаправленность. Это первое условие эффекта синэргии. Второе условие – концентрация усилий отдельных частей системы и синхронность их действий по достижению единой цели. Эффект синэргии появляется, если, во-первых, усилия всех участников скоординированы руководящим органом организации так, что каждый член организации знает, что ему делать, в каком месте и в какое время; во-вторых, все участники одновременно действуют для достижения организационных целей. Основными элементами организации считаются: цели, ресурсы, разделение труда, культура, технологии, структуры, каналы обмена информацией, нормы поведения сотрудников и пр. Их совокупность образует ее внутреннюю среду.
Цели организации. Цели – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Цели должны быть конкретными и измеримыми; ориентированы во времени; достижимыми. Цели-задания – оформленные как программы общих действий поручения, которые задаются организацией более высокого уровня (например, для предприятия цели такого рода могут задаваться министерством) или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов). Эти задания определяют целевое существование организаций. Например, преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице и пр. Цели-ориентации – совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, включая и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Цели системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других. Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.
Смена фаз жизненного цикла системы. Жизненные циклы организации. Фазы онтогенеза:юность, зрелость, старость. Рождение, рост и гибель организации. Четыре основные стадии организационного развития: предпринимательская стадия (становление), стадия коллективизма (юность), стадия формализации (середина пути, рост), стадия уточнения (зрелость). Переход от одной стадии к другой неизбежно сопровождается кризисом, который надо преодолеть, чтобы организация смогла выйти на новый уровень своего развития.
Субъекты организаторской деятельности и профессионалы-организаторы. Политический лидер (политик) как организатор общества, общественных учреждений и общественного порядка. Предприниматель как организатор своего дела – бизнеса. Инженер (механик, технолог, строитель, проектировщик, конструктор) как организатор производства и/или изделия (сооружения). Администратор как организатор офиса, деловой атмосферы, коммуникаций, делопроизводства. Объекты организационной деятельности.