В 60-х —ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-х ГОДОВ XIX в.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административ­ное управление в соответствие с новой социальной структурой, в ко­торой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» про­должить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отноше­ний и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления.После отмены крепостно­го права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах соз­давались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здраво­охранения. Кроме того, они стали центрами формирования либераль­ной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положе­ние» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечени­ем о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нуж­ды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избира­тельным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной бур­жуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа.«Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они преду­сматривали всесословность суда, его независимость от администра­ции, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (за­щитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судеб­ных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государст­венные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной прак­тике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему со­словному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.

Военная реформа.Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ус коренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем­ские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликви­дированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась само­стоятельность решения административно-финансовых и научно-педа­гогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они от­менили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не рас­пространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать ука­зы, во многом сводившие на нет основные положения реформы об­разования и цензуры.

Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Инициатором реформ были некоторые высшие государственные чиновники, "либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60 — 70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления,привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса. Император Александр III (1881—1894). Как и его предшествен­ник он рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь-«Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глу­боко консервативными. Они заключались в приверженности принци­пам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существую­щего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно-настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо вы­делялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внут­ренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государ­ственного порядка и общественного спокойствия...». Этот документ вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он давал правительству право введения чрезвычайного .положения и военных судов, развязывал руки местным административным и полицейским властям в их карательной деятельности. «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике. Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам, Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. Эта мера означала усиление административной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов.

В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях" во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в области образования и печати.Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д. В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое из­дание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «пра­вым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х го­дов XIX в.В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тен­денции. Правительству Александра III не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались цен­трами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводст­ва. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демо­кратизация офицерского корпуса.

Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекра­щено временнообязанное состояние крестьян. Однако дальнейшее ре­шение аграрно-крестьянского вопроса было законсервировано.

Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о за­прещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правитель9твенной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.

Однако социальная направленность внутренней политики состоя­ла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослаб­ленных общим ходом исторического развития страны.

В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укре­плена государственность и достигнута определенная социальная ста­бильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противо­стояния консервативным тенденциям, характерным для правительст­венной политики.

Глава 24.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Окончание Крымской войны привело к коренному изменению си­туации в Европе. Сложившийся англо-австро-французский блок — так называемая Крымская система — был нацелен на сохранение по­литической изоляции России и ее военно-стратегической слабости, обеспеченной решениями Парижского конгресса. Россия не утратила своего положения великой державы. Однако в силу поражения она потеряла право решающего голоса в международных делах и из-за статьи о нейтрализации Черного моря лишилась возможности оказы­вать эффективную поддержку народам Балкан. В связи с этим глав­ной задачей русской дипломатии стала борьба за отмену этой статьи и усиление международного авторитета России.

Основные направления внешней политики.На западном на­правлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитиче­скую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными династическими связями, общностью их политических и идеологических устоев. Царское правительство было готово к новым политическим союзам для поддержания европейского равновесия и к восстановлению своего международного престижа.

Большое значение приобрело среднеазиатское направление. Рус­ское правительство выдвинуло и осуществило программу присоеди­нения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и колонизации.

В связи с усилением национально-освободительных движений на Балканах в 70-е годы XIX в. вновь особое звучание приобрел вос­точный вопрос. Народы Балканского полуострова развернули борьбу за освобождение от османского ига и создание национальных незави­симых государств. В этом процессе Россия участвовала дипломатиче­скими, политическими и военными методами.

Во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внеш­ней политике России постепенно изменяло свой периферийный харак­тер. Англо-французская диверсия на Камчатке во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо-германо-французского капитала, быстрый рост морских и сухо­путных сил Японии показали необходимость усиления российских экономических и военно-стратегических позиций на Дальнем Востоке. По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. Русские колонисты при поддержке правительства начали быстро осваивать эти благодатные земли. Там вскоре возник ряд городов — Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др. Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Япо­нией. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял право России северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России, объявлялся совместным владением. В 1875 г. Петербургский русско-японский договор признал остров Сахалин исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в конце XIXв. продолжала являться источником напряженности в русско-японских отношениях.

Продолжая традицию первой половины XIX в., Россия проводила доброжелательную политику по отношению к США. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в его борьбе против рабовладельческого Юга. Далее она постоянно поддерживала США в международных делах. В 1867 г. Россия ступила (фактически продала) за 7,2 млн. долларов Северо-Американским Соединенным Штатам пустынную северо-западную часть американского материка — полу­остров Аляску. Современники полагали, что эти земли не стоят та­кой суммы. Однако впоследствии выяснилось, что Аляска является богатейшей кладовой полезных ископаемых (золото, нефть и др.). в целом же отношения России с США еще не играли определяющей роли в международных делах.

Наши рекомендации