Крестьянство и сельское хозяйство.
Абсолютное большинство населения России занималось сельским хозяйством. Но постепенно доля городского населения увеличивалась.
По общему объему сельскохозяйственного производства Россия во второй половине XIX В.стояла на первом месте в мире. Но ее быстро догоняли США. Россия после 1861 г. могла пойти по американскому пути развития, для чего существовали все условия (освобождение крестьян с землей, наличие слоя зажиточных крестьян, возможность для этого слоя арендовать и покупать земли). Были возможности и для прусского пути развития (сохранение крупного помещичьего землевладения, предоставление помещикам значительных денежных сумм и ссуд под залог земли).
После отмены крепостного права помещики могли перейти к капиталистической организации своего хозяйства. Но в стране еще не было класса наемных рабочих и парка сельскохозяйственных машин. Землю помещики стали сдавать крестьянам не за деньги, которых у крестьян не было, а на условиях обработки на хозяйской земле. Эта система получила название отработок. Видом отработок была издольщина - аренда земли за часть урожая. Отработки, являясь прямым пережитком барщины, в то же время были шагом к капитализму, так как при них уже существовал наем, хотя и не за деньги, а за работу. При отработках получение урожая обходилось в полтора раза дешевле, чем при вольном найме, однако сам урожай при найме был в полтора раза выше. При отработках крестьянин не был заинтересован в качестве производимых им работ, и это отражалось на урожайности.
Крестьяне имели надельные земли, до выкупа считавшиеся их неполной собственностью. Наделами можно было пользоваться передавать по наследству, но нельзя было продавать. Кроме того: крестьянин не мог отказаться от надела. Помимо надельной крестьяне могли арендовать землю у помещиков или других крестьян, а также купить частную землю.
Зажиточные крестьяне вели торговое хозяйство с целью получения прибыли. Одновременно они часто выступали как ростовщики. И то и другое свидетельствовало о развитии в сельском хозяйстве капитализма. Об успешном развитии зажиточных крестьянских хозяйств говорит тот факт, что к концу XIX в. они давали около половины товарного хлеба страны, в два раза больше, чем помещики, хотя земельный фонд у них был одинаков.
Но в то же время более половины крестьянских дворов были бедны. Основными причинами этого являлись малоземелье, тяжелые подати и кабальная эксплуатация. Рост налогов увеличивал и без того огромные недоимки, за которые у бедняков распродавали скот и домашний скарб. Даже отмена подушной подати в 1887 г. и уменьшение поземельного налога в 1896 г. не улучшили положения основной массы крестьянства, так как одновременно увеличились на треть земские и почти вдвое мирские сборы.
Развитие капитализма в земледелии привело к общему росту производительных сил страны. За период с 1864 по 1894 г. выросли среднегодовые чистые (т. е. не считая семян) сборы хлебов и картофеля. Повышение чистых сборов зерновых сопровождалось увеличением их экспорта. Перед реформой за границу вывозил ось 5 % чистого сбора хлеба, в 70-х гг. XIX в. - 10 %, а в 80-90-х гг. XIX в. - 20 %.
Развитие промышленности.
Крестьянская реформа 1861 г. стимулировала и промышленность. Развитие сельского хозяйства высвобождало рабочие руки и создавало спрос на промышленную продукцию.
Некоторые отрасли промышленности (например, хлопчатобумажная) перешли к использованию паровых машин, т. е. на фабричную стадию. Но большинство отраслей промышленности все еще находилось на уровне мануфактуры. Это было характерно для тех отраслей, в которых затруднялась механизация работ или были сильны традиции крепостничества. Например, горнозаводчики Урала, одновременно являвшиеся и крупнейшими землевладельцами, широко применяли отработки. Раздавая рабочим, участки земли владелец завода снижал им заработную плату.
В некоторых отраслях наряду с ручным применялся машинный труд. Например, в шахтах угольные пласты еще долго разрабатывались при помощи примитивных кайла и лопаты, а подъем и транспортировка угля осуществлялись паровыми двигателями.
К 80-м гг. XIX столетия в большинстве отраслей крупной промышленности был завершен промышленный пере ворот, начавшийся еще в 30-40-е гг. XIX в. Переход к фабрике способствовал значительному ускорению промышленного развития страны. Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 90-е гг. были самыми высокими в мире. Добыча угля в 1867 -1897 гг. увеличилась в 25 раз. Добыча нефти в 1870-1895 гг. возросла также в 25 раз. Быстро росла добыча угля в Донбассе, железной руды - в Кривом Роге, нефти - в Баку. Уголь, добываемый в донецких шахтах, и криворожская руда стали базой стремительного развития металлургии.
Несколько ниже были темпы роста легкой промышленности и машиностроения. В целом Россия стремительно догоняла развитые страны, несмотря на гигантские темпы роста Запада. Но отставание России к 1861 г. было так велико, что догнать к середине 90-х гг. XIX в. передовые страны она не смогла.
Шло техническое перевооружение заводов. В числе вновь построенных преобладали крупные заводы: Обуховский сталелитейный и пушечный завод, паровозостроительный завод в Коломне, механический завод Нобеля в Петербурге и др. Страна превращалась из аграрной в аграрно-индустриальную, но отсутствие достаточной материально-технической базы и пережитки крепостничества тормозили завершение процесса индустриализации.
В пореформенный период в Россию усиленно привлекался иностранный капитал. Высокие прибыли обеспечивались наличием дешевой рабочей силы и обилием запасов полезных ископаемых. Правительство, постоянно повышая пошлины на ввоз товаров, также способствовало ввозу капиталов в Россию. Под правительственную гарантию выпускались займы и облигации железных дорог.
Помимо иностранных капиталов в российскую промышленность вкладывались и отечественные капиталы, причем они были намного значительнее иностранных. Ввоз иностранных капиталов способствовал росту российской промышленности, однако имел и отрицательные последствия. Так, Франция, активно предоставлявшая займы русскому правительству, добилась некоторых уступок в торговом договоре с Россией.
Развитие транспорта.
Огромное значение для развития экономики имел транспорт. В первую очередь это были железные дороги и пароходное сообщение.
В 1865 -1890 П. железнодорожная сеть возросла в 7 раз. После 1893 г. в постройке новых железных дорог начался настоящий бум. Многочисленные артели рабочих трудились по 12-16 часов. К строительству железных дорог правительство привлекло и частные капиталы. В 60-70-х п. XIX в. железные дороги принадлежали частным лицам, поэтому начался выкуп в казну частных дорог и прокладка новых, государственных. В результате к середине 90-х п. XIX в. казне принадлежало уже 60 % железнодорожной сети.
Финансовая политика. Промышленность и транспорт после отмены крепостного права остро нуждались в кредитах. Огромных средств требовало и проведение реформы 1861 г. Бюджет России испытывал хронический дефицит, который приходилось покрывать за счет различных финансовых ухищрений, иностранных займов, выпуска казначейских билетов, не обеспеченных товарами.
Через год после отмены крепостного права правительство было вынуждено приступить к проведению финансовых реформ, растянувшихся до конца XIX в. Уступая давлению общественности и международных финансовых организаций, оно объявило о публикации государственного бюджета и отчетов государственного контроля. Форсированное развитие промышленности и реформирование финансов было связано с деятельностью Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, последовательно сменявших друг друга на посту министра финансов.
В 1880-1886 гг. Бунге расширил государственное железнодорожное строительство, начал выкуп частных железных дорог в казну, проводил государственное финансирование машиностроения и металлургии, добивался спасения от банкротства крупных предприятий и банков. ОН был инициатором учреждения Крестьянского банка, способствовавшего укреплению крестьянских хозяйств.
Продолжателем политики Н. Х. Бунге стал И.А. Вышнеградскии, назначенный на пост министра финансов в 1887 г. В этот период народное хозяйство находилось в трудном положении. Сильно снизились цены на основные сельскохозяйственные продукты. К этому присоединился застой в промышленности и торговле. Но, несмотря на столь тяжелое экономическое положение, Государственный банк располагал огромной наличностью. Это позволило приступить к созданию бездефицитного бюджета. В экономической политике господствующим стало стремление поддержать промышленность путем роста таможенных пошлин. При Вышнеградском были увеличены таможенные пошлины на чyryн, железо, сталь и изделия из них, табак, хмель, уголь, кокс, сахар, шерсть и некоторые другие товары.
Преемником Вышнеградского на посту министра финансов стал С.Ю.Витте, бывший до этого министром путей сообщения. По инициативе Витте было проведено несколько крупных экономических мероприятий. Широко велось железнодорожное строительство (например, началось сооружение Транссиба). В 18951897 гг. на основе золотого обращения была проведена денежная реформа.
После проведения реформы 1861 г. развитие российской экономики пошло чрезвычайно быстро. За несколько десятилетии Россия преодолела путь, который другие передовые страны прошли за века.