Общественное движение во второй четверти XIX в.

П.Я. Чаадаев.

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликова­но «Философическое письмо» Петра Чаадаева. После разгрома декабристов Чаадаев впал в глубокий пессимизм, считая, что вся­кое революционное движение пагубно для России, которую спа­сет лишь сближение с католическим Западом.

Он полагал, что корень всего зла в том, что русские восприня­ли образование не из того источника, откуда его воспринял За­пад. В первом «Философическом письме» П.Я. Чаадаев писал, что Россия заимствовала первые семена нравственного просвещения у растленной, презираемой народами Западной Византии, и «в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места».

Николай 1 приказал уволить цензора, пропустившего статью в печать, запретить журнал «Телескоп» и сослать его редактора Н. И. Надеждина. О самой статье император сказал, что «содержание оной - смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умали­шенного». Чаадаев был подвергнут домашнему аресту с предписа­нием лучшим московским медикам ежедневно проводить освиде­тельствование физического состояния Чаадаева как душевноболь­ного.

Но и в русском просвещенном обществе далеко не все относи­лись с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали фор­мироваться два идейных течения - западников и славянофилов.

Западники и славянофилы.

В конце 30-х гг. XIX в. два главных идеолога славянофильства - А С. Хомяков и И. В. Киреевский _ выступили со своеобразными литературными манифестами «О ста­ром и новом» АС.Хомяков и «В ответ А.С.Хомякову» И.В.Кире­евский). Они послужили началом словесных баталий, разгоревших­ся в московских салонах. Со стороны славянофилов в развернувшейся воине выступили братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев.

Противниками славянофилов были западники - историк Т. Н. Грановский, юрист К.Д. Кавелин, литераторы и публицисты В. П. Боткин, М. Н. Катков, А.Д. Галахов. Примыкали к ним А. И. Гер­цен и В. Г. Белинский.

В основе философии славянофилов лежала теория о конфликте России и Запада. И.В.Киреевский писал, что для жизни западного человека характерно стремление создать внешние удобные формы жизни. При этом слабые подавляются более сильными, а это, в свою очередь, ведет к революциям и анархии. Подобного не мог­ло быть в допетровской Руси, где духовная сущность личности определялась стремлением к общему благу. По мнению И. В. Ки­реевского, человек принадлежал миру, а мир - ему. Эта общ­ность не исключала внутренних смут, для защиты от которых люди создали государственный аппарат. Государство было необходимо и для организации отражения внешних нашествий.

Один из идеологов славянофильства К. С. Аксаков писал, что на Западе государство создавалось в виде завоевания, а на Руси оно явилось результатом мирного призвания правителей. И по­тому в основе Русского государства лежали мир и согласие. Пе­редав государству власть, народ полностью отказался от полити­ческих прав, сохранив духовную свободу, т. е. свободу высказы­вать власти собственное мнение, что отразилось в деятельности земских соборов.

В случае сохранения подобного положения Московская Русь продолжала бы приближаться к своему конечному идеалу - «об­ществу христианскому». Петр 1 повел Россию по европейскому направлению, решив дать ей западное просвещение, для кото­рого здесь не было почвы. Новшества, внедренные Петром, вос­приняли лишь высшие сословия. Народ сохранил верность своим началам и не принял «отвлеченного знания», далекого от реаль­ной жизни. Петровские реформы разорвали связь государства с землей. И теперь государство стало вмешиваться во внутреннюю жизнь народа, доведя его до положения рабов. Для того чтобы вернуть нормальное положение вещей, говорили славянофилы, высшему сословию надлежит восстановить духовную связь с на­родом.

В отличие от славянофилов западники считали, что именно Петр 1 вдохнул душу в умирающее тело России и лишь его деяния положили начало русской истории. Даже деспотизм, пришедший в русскую жизнь с Петром 1, западники считали лишь побочным результатом.

Заслуга Петра I - движение во всемирную историю. Реформы его - начало исторического развития России, которое было за­держано, но не остановлено в правление Николая I. От Петра I идет начало движения за освобождение личности и за создание государства и общества, обеспечивающих эту свободу. В результате




петровских реформ общество было разделено на высшее сосло­вие, приобщавшееся к формам европейского бытия, и народ, на который правительство смотрело как на стадо. Даже в XIX в. сто­летии, считали западники, народ не способен принять активного участия в историческом процессе.

И для западников, и для славянофилов было характерно стрем­ление к отмене крепостного права путем реформ. Однако в Рос­сии к тому времени появлялись общественные движения, гото­вые вести страну по революционному пути.

Первые русские социалисты.

Выдающийся литературный кри­тик В. Г. Белинский стал одним из первых в России пропагандис­тов учения социалистов. Белинский призывал к народной рево­люции, желая сам принять в ней участие. В 1846 г. вышла книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Пись­мо Белинского к Гоголю по поводу этого произведения разош­лось по России с многочисленными вставками, отражающими самые радикальные взгляды. В письме говорилось, что Россия представляет собой «ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми», где «нет, не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Наиболее активно занимались распространением этого письма члены кружка М.В.Буташевича-Петрашевского в Петербурге. На собраниях кружка обсуждались доклады, в которых раскрывались теории французских социалистов. У некоторых членов кружка воз­никла идея организации вооруженного восстания. Н. А. Спешнев составил «Проект обязательной подписки для членов Тайного общества», главным пунктом которого было участие в восстании. В 1849 г. большая часть членов кружка была арестована и заключе­на в Петропавловскую крепость. Суд приговорил 21 человека к расстрелу, замененному каторгой.

Наиболее последовательный проводник социалистических идей, А. И. Герцен (1812 - 1870) в своих философских взглядах прошел путь от идеалиста до материалиста. В 1847 г. Герцен уехал за грани­цу. Запад привлек его своими, как казалось ему, демократически­ми традициями. Однако там его ждало разочарование. Революци­онные события 1848 г. породили у Герцена скептическое отноше­ние к западному обществу и его перспективам. Идеалом для него стала русская сельская община, которую он считал зачатком со­циалистического переустройства всего общества.

В августе 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал Воль­ную русскую типографию. Здесь стали печататься альманах «По­лярная Звезда» (1855 -1869) и газета «Колокол» (1857 -1867) пер­вые бесцензурные издания, переправлявшиеся из-за границы в Россию.

Наши рекомендации